Узбекским негражданам запрещено приезжать в Узбеки

Алишер Таксанов: литературный дневник

НЕРАВЕНСТВО ГЕРМАНЦЕВ И КАНАДЦЕВ В ПОЛУЧЕНИИ УЗБЕКСКОЙ ВИЗЫ


«Я не могу приехать в Узбекистан, навестить родных, так как узбекские дипломатические миссии в Берлине и во Франкфурте-на Майне не выдают мне визы, а причиной для этого они называют факт невыхода из гражданства Узбекистана», - жалуется на действие официальных представителей Ташкента гражданка Германии Л., которая уже больше лет живет в Западной Европе.


За эти десять лет она пять раз посещала родителей и близких, и консульство во Франкфурте без проблем выдавало визу. Однако полтора года назад оно отказалось это сделать, сославшись на то, что Л. не вышла из гражданства Узбекистана. Это несколько шокировало женщину, так как она не видит в этом проблемы.
Ведь Л. уже не гражданка Узбекистана, ибо, согласно закону о гражданстве, она автоматически утратила его, вследствии того, что:
- в течении пяти лет по прибытию в страну не встала на консульский учет;
- через полгода проживания получила гражданство Германии, а значит, утратила и узбекское подданство, так как статус двойного гражданства не предусмотрено законодательством Узбекистана.


«Хотя, немецкие законы считают, что у меня, мужа и детей двойное гражданство, и власти отмечают это в документах, - заметила Л. – Пока не будет справки, что мы не имеем гражданства Узбекистана, мы будем проходить с этим двойным статусом, - увы, здесь тоже есть бюрократия. Отмечу, что это накладывает определенные ограничения, например, в службе в правоохранительных органах или на государственных постах. А это нас не устраивает». Поэтому в короткие сроки Л. и ее семья подготовили документы и передали их в посольство Узбекистана в Берлине.
По ее признанию, что консульство во Франкфурте, что в столице Германии, там везде царит хамство и беззалаберность. «Невозможно дозвониться до дипломатов: линия всегда занята, или никто трубку не берет, - отмечает Л. – Иногда включается автоответчик, который полчаса рассказывает рекламу, а потом соединяет с кем-нибудь из дипломатов. Тот не желает вникать в вопрос заявителя и сразу переадресовывает... в никуда. То есть на переадресацию никто не отвечает. Мы устаем набирать номер узбекских дипмиссий».


Л. сообщила, что когда была во Франкфурте, то видела, чем на телефонной линии заняты консульские сотрудники – болтают не по делу, хотя на очереди десятки человек в ожидании того, когда на них обратят внимания. Было много путанцы в информации, что было развешано на стендах, а когда муж Л. пытался разобраться в них, задавая вопросы, то разъярил дипломата. Складывалось впечатление, что сами сотрудники не разбираются в том, что написано, или это признак высокомерия и чванства, мол, мы – элита, а вы - жуки навозные, тут побираетесь.


«Не удивительно, что райзебюро (турфирмы) не особенно жалуют узбекские дипмиссии, - сказала Л. – Одна из представителей такой компании рассказывала, с какими сложностями она сталкивается здесь, но особенно ее поражает хамство сотрудников посольства и консульства, и отсутствие уважение к посетителям».


Женщина не понимает, почему бывших сограждан поставили в неравное положение с другими гражданами Германии. «То есть те германские граждане, кто родился в Германии, имеют возможность получить визу, чем тем, кто родился в Узбекистане, и им отказывают в этом, объясняя тем, что мы еще считаемся... гражданами Узбекистана», - поражается Л. Если так, то тогда таким людям вообще не должно быть отказа во въезде или их следует впускать в республику, как и граждан Узбекистана, без всяких виз. Но этого не дождетесь! Такого варианта дипломаты не предусматривают.


Подавшим документы на отказ от гражданства обещали, что в течение года их просьбу удовлетворят. Говорили, мол, один раз в год Ислам Каримов подписывает соответствующий указ. Но по делу Л. видно, что президент уже полтора года не ставит свою подпись на таком документе. Может, забыл об этом или понимает, что с 23 января 2007 года он нелегитимен и его указы не имеют юридической силы. Из-за бюрократической и правовой чехарды страдают другие люди, которые уже давно не имеют отношение к Узбекистану.


Я решил убедиться в правдивости слов Л. Несколько раз звонил в Берлин, но узбекское дипломатическое учреждение не отвечало. Лишь 25 июля я сумел прорваться на линию к консульскому отделу. На том конце провода молодой женский голос огорчил:
- Нет, в списках г-жа Л не значится, значит ответа нет...
- А можно ли получить въездную визу без документа о выходе из гражданства? – поинтересовался я.
- Нет, это невозможно.
Эта дама сообщила, что в исключительных случаях консул идет навстречу, и это имело место. Но сейчас это запрещено. Правительство Узбекистана не впускает в страну бывших граждан Узбекистана... но и свидетельств о прекращении их гражданства не выдает.


А вот письмо сестренки моего друга И.: «В прошлом году я решила поехать повидать родителей. В 2006 году мы приняли канадское гражданство и я, честно говря, ждала его как манны небесной, потому что просто боялась возвращаться в Ташкент по узбекскому паспорту. Но с принятием гражданства у меня возникла другая проблема. В начале мне сказали, что я могу вьехать в узбекистан по канадскому паспорту, если я подала документы на выход из узбекского гражданства. У меня ушло больше чем пол года, чтобы собрать все требуемые документы и отослать их в консульство. Вот уже и время стало подходить к получению визы, а мне говорят, что издан новый указ президента и теперь, чтобы получить визу я должна ждать разрешение президента на отказ, которое случается в лучшем случае раз в пять лет.


В общем я отменила свою поездку, что может быть и не стоило делать. Потому что через пару месяцев, когда я позвонила им вновь, они опять спокойно выдавали визы всем. Я тогда решила, непременно поеду на следующий год. Месяц тому назад я позвонила в консульство узнать насчёт визы. По телефону мне ответил, судя по голосу и манере разговора, какой то комитетчик. Он мне говорит, что пока я являюсь гражданкой Узбекистана я должна в Узбекистан въезжать по узбекскому паспорту. Я ему попыталась объяснить, что въехать то по нему я смогу, но выехать нет. Он мне тогда стал пространно обяснять схему вьезда в Узбекистан: типа в Россию вьезжаешь по канадскому паспорту, по том в Узбекистан по узбекскому и обратно тем же манером. В общем он мне указал прямую дорогу в ад. Тут на форуму ребята рассказывали, чем это для некоторых закончилось.Я тогда не восприняла его слова всерьёз. Поэтому я написала официалный запрос в консульство, вложила обратный конверт и послала всё это заказным письмом. Письмо они получили, но пока ни ответа ни привета.


А сегодня я позвонила к ним снова. Попала на того же комитетчика. Хамство -это у них в крови. Он мне сказал, что типа ты думаешь, что если ты получила Канадский паспорт, то ты уже лучше чем остальные граждане Узбекистана. И опять запел ту же песню с узбекским паспортом, мол бери его да езжай.При этом ничего конкретного не говорит. Я честно говоря очень расстроилась. Я ещё не потеряла надежду, что мне всё таки удасться съездить в Ташкент».


Так приходится маяться/мучаться многим тем, кто имел (не-) счастье родиться и жить в Узбекистане. Но это не интересует дипломатов в Берлине и во Франкфурте. Они получают зарплату в евро, чванливо смотрят на местных и узбекских граждан, и считают себя пупом Земли. А потом злятся, когда в прессе и в Интернете появляются критические статьи.
(27.07.2007 и 30.04.2008)



Другие статьи в литературном дневнике: