Хайитлик билан! Не подадите ли гаишнику?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Как узбекские дорожные инспектора «зарабатывают» во время и после праздников



Интересную историю поведал мне один из водителей, который работает на государственном предприятии, и занимается извозом сотрудников. Изредка получая зарплату за свой тяжкий труд, он вынужден экономить семейный бюджет и порой ест дома, чтобы в течение всего рабочего дня не тратить «лишний» сум. Но видимо, не все так живут в Великом государстве. В частности, сотрудники госавтоинспекции, у которых лишних денег просто не бывает.


В среду после религиозного праздника Хайит-байрами водитель ехал из Ташкента в сторону г.Чирчик. И у городской черты его тормознули бравые стражи дорожного правопорядка, использовав для этого самое грозное оружие – палочку-выручалочку, которую некоторые еще называют «орудием пропитания». Водитель вышел и услышал приветствие:
- Хайитиз билан (с праздником Хайита)!
- Рахмат, сизни хам хайитиз билан (Спасибо, и вас с хайитом), - ответил тот, несколько удивленный и обрадованный, что милиционеры приветствуют тружеников автомобильного транспорта. Но, видимо, просчитался, потому что услышал следующее:


- Хайитлик кана? – смысл этой фразы в том, что где, мол, подачка, полагаемая к празднику.
Водитель растерялся:
- Разве я нарушил правила дорожного движения? – на что получил прямолинейный ответ (разговор шел на узбекском языке):
- Мы что, будем ждать, пока ты нарушишь? Мы с утра стоим и ничего пока «не заработали».
Бедняга заморгал глазами. Денег у него не было. Лишь на бензин. Он даже на еду себе не откладывал.


- Извините, уважаемый, но у меня нет денег.
Страж правопорядка презрительно посмотрел на водителя и сказал:
- Так уж и нет?
- Нет…
- Ладно, привези нам десять самсы (самса – это т.н. узбекский пирожок с мясом и луком, причем лука бывает больше, чем положено, и жира – чем самого мяса – прим. А.Д.).


Стоит сказать, что самса стоит от 200 до 300 сумов ($1 = 976 сумам, средняя зарплата в республике – $30 в месяц, минимальный размер зарплаты – $5,5). Практически человек должен отвалить 3 тыс. сумов, чтобы прокормить голодных ментов, которых родное государство, наверное, плохо содержит.
Водитель еще больше стушевался:
- У меня нет денег на самсу.
Милиционер не выдержал и позвал напарника.
- Смотри, у этого нет денег даже на самсу!
Тот подошел и взял документы у водителя, просмотрел, а потом сказал:
- Ладно, принеси нам тогда семь самсы!
- Но у меня нет таких денег.


Это поразило ментов. Они стали наезжать на водителя:
- Сейчас мы проверим тебя на алкоголь, наверное, ты вчера выпил. Тогда наказания тебе не миновать.
Парень прекрасно знал, что абсолютно трезв, к тому же пить на религиозный праздник не принято, и поэтому смело сказал:
- Хорошо, поедем – проверим!
Такая самоуверенность смутила стражников т.н. правоохранительных органов. Они пошли другим путем.
- А ну-ка, дыхни! – потребовал второй милиционер. Водитель дыхнул, и ничего не уловив, мент скривил лицо.


- Ну, смотри, ты здесь часто проезжаешь, мы тебя запомним и обязательно на чем-нибудь поймаем!
Самое унизительное в этой истории то, что водитель покорился этой угрозе. Видимо, таков уж узбекский менталитет – бояться начальников и всех тех, кто может «черной кости» сделать плохое. Водитель не верил законам, не мог защитить свои права, и он достал припасенные для других нужд деньги и купил самсу. «Чтоб эти скоты ужрались - и подавились! – сокрушался он потом.
Менты, как ни странно, не подавятся. Они еще пару таких простофиль остановят, и «заработают» себе на плов, на шашлык, и на подарки женам и детям. Только те не будут знать, что эти подарки получены с бедных людей, которых угрозами заставляют раскошеливаться.


Кстати, моя супруга, когда ездила в Чирчик, рассказывала, как водители маршрутных такси выскакивали из кабины, едва их останавливали палочкой-выручалочкой у поста ГАИ, и совали деньги гаишникам. Наверное, платили дорожную пошлину.
Может, пора с таким МЕНТалитетом заканчивать, а?
(29.11.2003)



Другие статьи в литературном дневнике: