Не делает Узбекистан лучше

Алишер Таксанов: литературный дневник

В частной переписке мне приходится часто вступать в диспут по тем или иным аспектам общественно-политической и экономической жизни Узбекистана, обсуждать вопросы демократии, прав и свобод граждан. Признаюсь, и вопросов много, и желающих поговорить немало, и дискуссии не всегда простые. Мои оппоненты - не глупые люди, тоже аргументируют свою точку зрения, с которой или я согласен, или частично, или нет. Но иногда все меня это утомляет. Потому что не всегда могу донести свою позицию, или просто устаю уже только от своей работы и сил не остается на общение в он-лайн.
Бывает, что некоторые вопросы меня ставят в тупик. Например, была беседа с одним человеком, который мне написал: "Алишер, вы недовольны тем, что происходит в Узбекистане! Перемены не происходят мгновенно! А что вы сделали сами для Узбекистана?"
Я понимаю, что перемены - процесс долгий, трудный и неоднозначный. Но вот на вопрос "что я сделал для Узбекистана" не сразу нашел ответ.
- Больше того, что я делал, наверное, не сделал, - отпечатал я. - Я платил налоги, соблюдал законы, воспитывал детей, помогал родителям, не мусорил на улицах, не воровал ни с бюджета, ни у людей, готов был встать на защиту страны, если возникла бы угроза... а так ничего!
И услышал:
- Тогда чего критикуете? Вы ничего особого не дали стране, а требуете чего-то от власти!
- Позволь мне спросите вас: а что вы сделали для Узбекистана? - поинтересовался я. - Может, вы дадите мне понять, чего я мог, но не дал стране?
- Я собирал хлопок по призыву родины, - увидел я это в чате. - Я собирал по 100 кг в день, и обогатил своим трудом страну!
- А вы по специальности, кем и где работаете?
- Я - врач районной больницы!
- Когда вы были на хлопке, вы получали зарплату врача?
- Конечно! И я еще заработал как хлопкороб! - было видно, что мой собеседник гордился этим. - Если бы каждый делал то, что делал я, то, уверяю вас, Алишер-ака, мы обогнали по развитию Швейцарию, в которой вы живете.
Я вздохнул и сказал:
- Тогда я вам поясню, как это видит швейцарец на то, что вы называете "сделать для страны", когда он читает ваши строки. Человек, живущий в рыночной экономике и в условиях закона и демократии, подумал бы, что в Узбекистане феодализм!
- Почему?
- Вот вы учились 6 лет на врача, вы - высокопрофессиональный специалист, ваша работа - спасать жизни и лечить больных. Вместо этого, вы едете собирать хлопок, якобы, по призыву родины. Собирать хлопок - это не только неквалифицированный ручной труд, которому можно научить и шимпанзе, но и низкооплачиваемый. Вы спустили свою профессиональную планку. Дехканину все равно, кто вы - профессор или лауреат Нобелевской премии, он будет платить как обычному сборщику. Вы месяц собирали хлопок, теряя квалификацию. А между тем, в больнице не хватало врачей и медсестер. Приходили пациенты, а их лечить некому - все на хлопке.
- Меня заменял коллега!
- Ваш коллега взял вашу работу, то есть работал в двойном режиме. Это утомляет, врач может делать ошибки, а это ведет к трагическим событиям. Но не получал за сверхнорму, ему платили обычную ставку. Далее, вы получили зарплату, хотя отсутствовали в больнице. То есть был обман государства.
- Это еще почему?
- Потому что вам платили в больнице как врачу, а вы отсутствовали, работу не выполняли. Если бы вы поехали на хлопок как медработник, чтобы следить за здоровьем хлопкоробов, то это другое дело, а так вы и ваше начальство обманули государство. Вы получили незаработанные деньги!
- Хм...
- Далее. Например, во время хлопковой кампании вы получили увечья, упали с тележки или вас сбил трактор. Но страховая компания не оплатит вашу операцию, потому что в это время, согласно зарплате больницы, вы работали врачом. А врач не занимается сбором хлопка - это не его работа. Дехканин, который привлек вас к работе, вряд ли страховал вас - для него это убыточно, да и вас ему навязали, поэтому ваша судьба должна волновать только вас. В итоге, вы платите за лечение из своего кармана, работодатель не может заплатить вам больничный лист, так как вы получили производственную травму не в больнице, по месту своей основной работы. Ваши пациенты не получили вашей помощи. И вы это называете, что "сделали для Узбекистана"?
- Хм...
- Вас послала на хлопок не Родина, не государство, а чиновник, который имеет выгоду от этого бизнеса. Хочу заметить, что социализм давно закончился, сейчас рыночная экономика. Это значит, что хлопок - не народное богатство, а продукт дехканина. Его частный продукт! Какое отношение к нему имеете вы, врач, или учительница, или инженер, или продавец, я не знаю. Но это явно не делает Узбекистан лучше!


П.С. Фраза "Не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас, спрашивайте, что вы можете сделать для своей страны" принадлежит президенту США Джону Кеннеди. Но это не означает, что человек должен сделать нечто необычное, сверхвозможное. Это призыв соблюдать гражданские права и обязанности, быть патриотом. Твоя родина - это твоя семья, твой дом, твой народ, твое государство. Если ты не исполняешь свои обязанности, то и государство не исполняет свои и не соблюдает твои права.



Другие статьи в литературном дневнике: