Кругом одни шпионы!

Алишер Таксанов: литературный дневник

В одной из статей я написал о проблеме гостайн. Ни блогер, ни журналист не должен нести ответственности, если разгласил какие-то секреты, на которые он не подписывался. Отвечать должен тот, кому они доверены. Но для гэбистов это не может быть основанием — он обвинит любого в разглашении тайны, хотя человек может и не знать, что является носителем какой-то тайны.
В 1998 году я опубликовал в «Правде Востока» небольшую статью по стратегии развития внешней торговли Узбекистана. С октября стал работать газете «Деловой партнер» при МВЭС. И вдруг в декабре редактор Исмат Хушев говорит, что меня вызывает на собеседование замминистра Владимир Раджабов. Я не знал причину, но пошел.
Войдя в приемную, я сообщил секретарше, что вызван на собеседование. Секретарша зашла в кабинет шефа, потом вышла и сказала, чтобы я подождал, мол, он занят. Я ждал больше двух часов. За это время к Раджабову заходили пять-семь человек, и он их принимал. И когда секретарша занесла ему чай на подносе, то я в приоткрытой двери увидел, что «его милость» сидит за столом и… просто читает газету. А меня мурыжит в приемной — типично гэбешный метод издевательства!
Я встал и ушел. Но уже на улице меня догнал милиционер, стоявший у входа в здание, и потребовал, чтобы я вернулся — оказывается, секретарша поняла, что я положил на них большой орган. Ругаться с ментом не было смысла.
И вот я у замминистра. Он не предложил мне ни присесть, как и не ответил на приветствие, а сразу спросил:
- Это ты написал статью про экспортный потенциал?
Тыкать - это тоже способ унижения, хотя я ему не сын, не друг и не подчиненный.
- Да.
- Откуда у тебя эти сведения? Это закрытые данные!
- Взял данные Госкомстата, что были опубликованы в открытой печати, проделал расчеты…
- Что еще за расчеты?
- Методы экономико-математического прогнозирования. Чаще всего использовал методы группового учета аргументов, экстраполяции, скользящих средних или коррелляционно-регрессионый, - пояснил я. - Это часто применяемы методы для того, чтобы видеть...
И тут я осекся.
Потому что у Раджабова были пустые глаза, как у рыбы. Он не только не понимал, что я говорю, но и не верил. Мне было трудно объяснить человеку, занимающую важную должность в иерархии государственного управления внешними экономическимми связями, что такое экономика и какие способы анализа тенденций существуют — у него просто не было знаний и пониманий. Я до сих пор не могу понять, как этот гэбист попал в несвойственную ему сферу, если его мозги, или, точнее, кусок мяса, повернуты в ином направлении.
- Вы разгласили государственную тайну! Вы сообщили о наших экспортных возможностях и планах! - орал он.
- Я не имею отношения ни к каким гостайнам — не был допущен и не выведывал их. Я рад, что мои расчеты близки к вашим тайнам, это свидетельствует о том, что все эксперты пользуются одинаковыми методами расчета и анализа. Только ваши подписывали какие-то бумаги, а я — нет.
- Это ерунда!
Мне стало жутко. Я почувствовал тоже самое, что когда-то академик Вавилов, который пытался объяснить следователю НКВД о генетике и биологических методах исследований, а тот, имеющий лишь три класса образования, все равно считал, что перед ним сидит шпион.
Ислам Каримов просто заполонил все органы власти гэбистами, а те искали врагов народа, шпионов, диверсантов, не вникая, а в какой сфере они вообще находятся. В.Раджабов был тупым в экономике и заведывал лишь частью секретов, хотя для нормального экономиста ничего секретного в этом не было — имей ряд цифр и выявить закономерность нет проблем, благо математика и логика — лучший инструмент. У гэбни нет логики, у них все имеет гриф секретности. Он ставил просто печать на любой документ, и этим доказывал свою надобность МВЭС.
- Так, завтра принесешь мне объяснительную, кто тебе дал эти сведения, как все это было, - приказал мне Раджабов.
Я встал и вышел из кабинета. Конечно, я похерил это задание замминистра, а Хушеву сказал, что если еще раз он меня отправит на подобные собеседования, то пошлю на три буквы и его, и того любопытного, кому я необходим. Исмат как-то уладил эту проблему.
Но я до сих пор уверен, что такие мерзавцы и садисты, как Владимир Раджабов, привели экономику к кризису, потому что управляли не экономическими методами, а с позиции борьбы со шпионажем. Это все равно что лечить ангину резиновой дубинкой.
И, похоже, шпиономания возрождается. Или это «раджабовы» ожили?


Если в кране нет воды,
Это дело рук шпионов.
Нам от них лишь ждать беды,
Избегать хотят законов.


Если трактор твой сломался,
В смазку всыпал соль шпион.
Он тебе лишь улыбался,
Мол, приснился жуткий сон.


Шпионы, шпионы, кругом одни шпионы!


Если вдруг троллейбус встал,
Тут шпион наделал шуму.
Власть доверья подорвал,
Доллар вновь поднялся к суму.


А когда протекла крыша,
Иль дермом подъезд пропах.
Виноват шпион — не слышишь?
Бомбу нес он на руках!


Шпионы, шпионы, кругом одни шпионы!


Не болтай — у стены "уши",
Их шпион приклеил там.
Есть "глаза" на части суши,
Фоткает он частный срам.


Не пиши секреты службы,
Будь всегда ты на чеку!
И не верь в шпиона дружбы,
Влезет он в твою башку!


Шпионы, шпионы, кругом одни шпионы!


Оглянись, дружок, а может,
Твой сосед и есть шпион?
По ночам жена что гложет?
Уж в наган сует патрон?


Ты не верь, что люди честны,
Каждый хочет нас предать.
Со шпионом связи тесны,
Нету совести, видать…


Шпионы, шпионы, кругом одни шпионы!



Другие статьи в литературном дневнике: