Если в кране нет воды...

Алишер Таксанов: литературный дневник

Почти 15 лет назад мой друг-журналист Бобомурод опубликовал под псевдонимом Усман Хакназаров статью "Клан, уничтожающий Узбекистан". Статья стала сенсацией и распространялась как устно, так и в бумажных версиях, что копировали с веб-сайта "ЦентрАзия.Ру". Я не буду ее пересказывать, но суть ее заключалась в том, что Узбекистаном с момента образования как республики в 1922 году до начала 2000-х, то есть в годы независимости, управляли евреи.
По сути это была антисемитская статья, хотя базировалась на исторических документах, мнениях тех или иных авторитетных людей, строилась на логических взаимосвязях. Но все равно в ней содержалась масса ошибок, и я укажу на некоторые из них. Прежде всего ошибочными являются следующие утверждения:
1. Ислам Каримов - еврей по отцу, так как муж его матери Санобар - Абдугани с 1936 по 1941 годы находился в колонии за совершенные экономические преступления. Биологическим отцом был некий еврей Мирзокандов, глава облзаготконторы. Поэтому настоящее имя Ислама - Исцах.
2. Ислам Каримов в отличие от своих братьев свое детство провел в детском доме, что свидетельствует о непризнании Абдугани Каримовым Ислама в качестве сына.
3. Ислам Каримов женился на Наталье Пинхусовне Кучми, еврейке, так как это требовали иудейские законы, и поэтому сын Петр Каримов - 100%-й еврей.
4. Узбекистан в годы правления Ислама Каримова установил тесные контакты с Израилем, с международными сионистскими организациями, что говорит о приверженности Ислама Каримова к проеврейскому пути.
5. До сих пор в правительстве много евреев, некоторые из которых припрятали свою национальность под русскими фамилиями или бухарско-узбекскими/таджикскими. У.Хакназаров перечислял эти фамилии из числа чиновников, партийцев, депутатов, деятелей культуры, науки.


Итак, что же на самом деле.
1. Ислам Каримов родился 30 января 1938 года. Абдугани Каримов, "несун" (маслокрад), был амнистирован и вышел на свободу в начале 1937 года - он попал в одно из редких моментов "оттепели" в сталинский период массовых репрессий. Поэтому никакого Мирзокандова в зачатии будущего президента участия не принимало.
2. Начало 1940-х было время голодное, питания не хватало для большой семьи. А тут еще война. Поэтому пошли на хитрость - отдали Ислама в детский дом, где его обязаны были кормить. Хотели отдать и другого сына - Хуршида, но тот болел, поэтому этого не сделали.
В детдоме Ислам Каримов встретился с жесткостью и полуголодным существованием, насилием. Ему нанесли психологическую травму, которая потом сыграет злую шутку над всем народом Узбекистана. Возможно, жизнь вне родительской опеки сделало его злобным, черствым, агрессивным, ведь в детдоме постоянно нужно было себя защищать.
Как отмечал Джамшид Каримов, он мало общался с братьями и когда повзрослел, сторонился их. Поэтому он и уехал в столицу поступать в вуз и строить свою карьеру. Из его братьев никто при Каримове карьерного роста не получил - не стал ни министром, ни хокимом, ни начальником охраны президента, ни послом. Да и богатыми они не стали.
Следует отметить, что вторая семья Ислама Каримова - мало контактировала с его братьями. А вот Наталья Петровна и Петр были гостями в Самарканде. Ни Лола Каримова, ни Гульнара Каримова со своими кузенами и кузинами не встречалась, и однажды Гугуша отказалась разговаривать с Джамшидом, заявив, что не знает такого брата. Ее братьями были родственники со стороны мамы Татьяны Акбаровны, например, Акбарали Абдуллаев.
3. Жена Ислама Каримова в первом браке - Наталья Петровна Кучми, и ее фамилия кажется странной, на "еврейский лад", но на самом деле это распространенная на Дону фамилия казаков. Дед Натальи Петровны - атаман войска Донского, участвовал в Гражданской войне на стороне белых. Отец Натальи - Петр Трофимович, был генералом, директором столичного предприятия "Ташсельмаш", где выпускали хлопкоуборочную технику. В 1960-х годах это была значимая должность, телефон директора имел прямую связь как с ЦК Компартией Узбекистана, так и с Москвой. Ведь завод мог в короткие сроки начать выпускать легкую бронетехнику.
В 1960-70-х годах страну захлестнула волна неофициального антисемитизма, и поэтому в руководящих постах не было евреев. И директором завода ставили именно русского.
Следует отметить, что, со слов Джамшида Каримова, как Наталья Петровна, так и сам Петя любили антисемитские темы. Но если в нархозе такие высказывания Петра (анекдоты, приколы над сокурсницами-еврейками) я воспринимал как некую глупую шутку, то сейчас понимаю, что антисемитизм среди казаков был силен, что пробился на генетическом уровне даже в отдаленном поколении.
То есть ни Петр, ни его мама не были евреями, поскольку придерживались резких на сей счет взглядов.
4. В начале 1990-х годов Каримов активно искал контакты с Западом, особенно, с США. Он хотел уйти от влияния Москвы, поскольку испытывал неприязнь из-за "узбекского дела" и прочих своих унижений. Но Вашингтон не торопился. Посланный послом Бабур Маликов, по мнению Каримова, с миссией не справился, и он хотел покарать своего дипломата. Правда, тот успел покинуть страну и вернутся в США в качестве политбеженца.
Тогда Каримову и предложили искать лоббистов из еврейской среды. А в США евреи - это политическая и финансовая сила. Поэтому он встречался с сионистскими организациями, открыл посольство в Тель-Авиве. С другой стороны, он опасался влияния фундаменталистов после событий 1990-92 гг. в Ферганской долине, и поэтому ужесточил визовые режимы с арабскими странами, Ираном и Турцией. Израиль казался ему моделью противодействия исламским религиозным догмам.
5. В числе перечисленных фамилий есть мне знакомые персоны, которые являются бухарскими таджиками или русскими, но не евреями. Уверен, что увидев себя в списке Хакназарова как этнос с Земли Обетованной, они были удивлены.


Мне кажется, нужно избавляться от тех или иных стереотипов, видеть причину бед Узбекистана не в национальности диктатора, а в той политике, которую он проводил. А проводил он, исходя из своего воспитания, образования, ментальности и характера. Все это его сформировало как государственного деятеля, по локоть окунувшегося в кровь.



Другие статьи в литературном дневнике: