Муму из кишлака

Алишер Таксанов: литературный дневник

(перевод на русский рассказа И.Тургенева)


У Больтавой-ака биля сабака па имени Шарыкжан. Очэнь умний сабака, почти профессор. Лаяла, кагда слишать ниправда. Патамучто умний сабака не лубит ниправда.
Аднажды Больтавой-ака, его жина Зибиниссо и саседка-хотин Мехрибон сидеть на тахта, кушать пилоф, пить арак-водка и сматреть тиливизор. Там гаварил призидент. Гаварил много. Про то, как растет валий продукт в стране, как цина на калбаса и мяса падать вниз, как доляр никомунинужен, как народ харашо живет и просит призидент чтобы дальше биль призидентом, никуданиуходить, даже в отпуска. Он говорить с икрана: рахмат, народ, рахмат, я оставайся на сидьмой срок! Ви меня только харашо вибирать!
Все сматреть и думать: какой красивий кастюм на призидент, наверно от Жоржа Армэни — это партной-жугут, что откриль в кишлак свой Доммаделя и продавать свой адежда. Все жигиты и хотин пакупать модний адежда и считать они гулять по кишлак как по Париж.
И тут сабака Шарыкжан громко лаять:
- Ниправда, гаф-гаф! Лож, гаф-гаф!
Саседка Мехрибон испугалься и гаварить:
- Э-э-э, нихорошо, Больтавой-ака! Ваша сабака лаять кагда гаварить наш лубимий призидент! Она лаять на призидента! Нихорошо!
- Так это глюпий сабака! - атвичать Больтавой-ака. - Зачем бояца?
- Сабака лаять, караван идти дальше — так гаварить наш президент! Твой сабака лаять на наш султан-карол! Это аскраблять власть! Твой сабака — тирорист-вахабист! Тибе атвичать за этот сабака!
Испугалься жина Зибиниссо:
- Вай дод! Милисия прихадить и арестовать тогда мой лубимий мюж Больтавой-ака!
- Канечна прихадить, - заявлять Мехрибон. - Патамучто я идти на милиция и писать справка, что сабака Шарыкжан лаять на наш призидент. А Больтавой-ака подержать свой сабака! Значит, Больтавой-ака хатеть плохо наш призидент, наверное, даже убить!
- Нигаварить глюпостей, Мехрибон! - сирдилься Больтавой-ака и топать нога на пол. - Я люблю мой призидент!
- Твой сабака нелюбить призидент! Я гаварить милиция про эта, а ты отвечать за Шарыкжан! - сказаля саседка Мехрибон и побежать в милисия.
Тагда испугалься Болтавой-ака. Он кричать на сабака:
- Малчать Шарыкжан! Ты хотеть меня в тюрьма отправлять!
Но сабака лаять на тиливизор:
- Гаф-гаф, ниправда! Гаф-гаф, эта абман народа!
И гаварить Зибиниссо:
- Нада срочно топить сабака! Милисия прихадить, а у нас нит сабака! Тогда я сказать, что Мехрибон все придумать, патамучто нихохеть вазвращать долг!
Абрадывалься Больтавой-ака:
- А-а-а, точно! Нит сабака — нит проблема! Какой ти хароший мой жина Зибиниссо!
Хватать Больтавой-ака сабака, одевать ашейник и вести к речка, чтоби тапить. А Шарыкжан лаять:
- Гаф-гаф! Призидент есть вор-угри! Гаф-гаф!
Боялься Больтавой-ака, что все слышать и думать, что он хатеть аскарбить призидент. «Надо найти тош-камень и павесить на шея сабака, - расуждать он. - Тагда сабака бистро тонуть!»
В это вримя навстречу идти врач из бальница Жума-ака, он нести в руках сумка с прадуктами из это больница.
- Ти куда, Больтавой-ака? - спрсить он.
- Иду на речка, хачу тапить мой сабака Шарыкжан!
Жума-ака качать башка и гаварить:
- Э-э-э, зачем, Больтавой-ака? Сабака это хорошо! Он ахранять дом от грабителя-угри. Дай мне лючше Шарыкжан, он жить у меня и ахранять дом!
Абрадывалься Больтавой-ака и атдавать сабака Жума-ака. Тот забирать и ухадить.
А дома у Жума-ака много людей, все тоже сматреть тиливизор. И Шарыкжан лаять на призидента:
- Гаф-гаф, опять врать, гаф-гаф!
Услишав это, вся симья испугалься и давай ругать Жума-ака:
- Ти зачем взять эта дурацкая сабака? Ти хатеть, чтобы милисия пришла, отнять у нас дом, пасадить тибя в тюрму? Эта Шарыкжан — дисидент, он против влясть!
Жума-ака понимать, какой плохой ситуация он сидеть. Он хватать Шарыкжан и бежать на речка, чтоби тапить там под вода.
По дарога в это время хадить Похлавон-раис, самий глявний в кишлак. Его називать еще Шеф-ака. Он проверять, чтоби в кишлак било все харашо, все хадить на беслатный работа-хашар, слишать, что адын сасед гаварить на другой сасед.
- Ти куда, Жума-ака? - спрашивать он у врач бальница.
- Хачу тапить Шарыкжан. Эта сабака много кушать! У миня нет много прадукта на него! - придумывать атвет Жума-ака.
А Похлавон-раис думать и сказать:
- Нет, Жума-ака, давай мне Шарыкжан. Сабака охранять мой кабинет! Там только стоять участковий милисия Шавкатжан, ему сабака будит памагать!
- А-а, бери-бери, Шеф-ака! - рядовалься Жума-ака и отдавать сабака в руки Похлавон-раиса. И они вдвоем идти в сельсовет, где есть кабинет.
Там стоять с винтовка милисионер Шавкатжан. Он охранять власть Похлавон-раиса и защищать его кабинет от тирористов.
- Вот тебя помощник Шарыкжан, - важно гаварить Шеф-ака. - Теперь тибя все бояца на кишлак!
Милисионер Шавкатжан тоже абрадывалься, что у ниго есть сабака. Он кричать:
- Шарыкжан! К нога! Лижать! Пригать! Фас! Ми охранять гасударства!
Но Шарыкжан лаять:
- Гаф-гаф, призидент вор и бандит, гаф-гаф!
Милисионер Шавкатжан и Похлавон-раис тоже испугалься. Патамучто сабака лаять нехороший слова на призидент! Это аскарблений власть и тюрма на бальшой время — до ста лет сидеть.
Шавкатжан заряжать винтовка и хатеть стрилять в сабака.
А тут прибижать Больтавой-ака. Он кричать:
- Ни стрилять мой сабака!
- Пачэму? Сабака твой дисидент и опозисионер! Он враг народа — халкдушман!
Но Больтавой-ака обьясняца:
- Па тиливизору я сматрить, как умирать призидент! Он гаварить много и получить инфаркт и прям умиреть! А адын министр сказать: я типерь призидент и все слюшать миня! Кто нислушать — идти дабравольна в тюрма!
- О-о-о, - растеряно гаварить милисионер Шавкатжан и Пахлавон-раис. - Нам на кабинета нада минять партрет на новий призидент!
- Новий призидент сказать, что старий бил вор и нихороший чиловек!
- О-о-о...
- Так что мой сабака гаврить правду! Я забирать его ксибе дамой! Он мине гаварить, кто есть кто.
И Больтавой-ака забирать Шарыкжан и вести дамой и думать, что хорошо не топить сабака в речка.
Патамучто правда все любить и знать!



Другие статьи в литературном дневнике: