Куда уж ниже, если нет в списке?

Алишер Таксанов: литературный дневник

«Настроение туриста должно быть главным, как говорится, брендом любой страны, которая принимает туристов. Если люди приезжают к нам с хорошим настроением и уезжают с хорошим настроением, то мы можем считать, что в Узбекистане туризм развивается на прочной основе. А если вдруг кто-то уезжает с плохим настроением, значит, мы должники. Значит, в следующий раз этого туриста надо пригласить за свой счет», — заявил Ислам Каримов 2 октября 2014 года в Самарканде, где выступил на церемонии открытия 99-й сессии Исполнительного совета Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО).
Ислам Каримов умеет красиво говорить, но когда дело доходит, извините за товтологию, до дела, то в получается совсем иная картина. Можно долго и упорно говорить о создаваемом благоприятном экономическом климате для бизнеса в Узбекистане, о продвижении национального турпродукта, о формировании новых стандартов обслуживания и расширения инфраструктуры, и все же этого, видимо, не достаточно, так как в мировых рейтингах наша страна отражена мало или совсем не отмечена.
Так, Узбекистан не зафиксирован в числе 141 государств по Индексу конкурентоспособности сектора путешествий и туризма 2015 года (Travel and Tourism Competitiveness Index 2015), который опубликован аналитической группой Всемирного экономического форума (ВЭФ). "При его подготовке используется комбинация данных из общедоступных источников и информации от международных организаций и экспертов в области путешествий и туризма, - пишется в документе ВЭФ. - Содержащийся в докладе межстрановой анализ факторов конкурентоспособности секторов туризма и путешествий даёт информацию для сравнений, полезную при принятии решений бизнесом и ценную для правительства, стремящегося совершенствовать условия для сектора путешествий и туризма. Исследование содержит подробные профили каждой из экономик, фигурирующих в исследовании, включающие детализацию итогового положения в рейтинге, а также представляющие собой руководство по ключевым конкурентным преимуществам и недостаткам. Также в отчёт включены доклады экспертов отрасли, отдельные главы посвящены вопросам связи упрощения визового режима и экономического роста; необходимости политики использования местных конкурентных преимуществ в меняющейся среде; влияния сектора туризма на создание рабочих мест; влияния развития авиации на экономическое развитие". См.: http://gtmarket.ru/news/2015/05/07/7152
Иначе говоря, Узбекистан не попал в список не потому что президента страны считают вредным и плохим (хотя нужно отметить, что это так), а потому что здесь недостоверная статистика, мало реальных данных по состоянию инфраструктуры, доходов, инвестициям и, скорее всего, плохие отзывы, что и опускать Узбекистан ниже Ганы в данном Индексе уже совсем унизительно. Зато Казахстан - соперник Узбекистана! - занимает 85 место и индекс 3,5, Кыргызстан - 116 и 3,1, Таджикистан - 119 и 3,0. В каком-то Свазиленде или Суринаме, значит, туризму уделяется больше внимания, чем твердит Ислам Каримов? "По его словам, число иностранных туристов в 2013 году превысило 2 миллиона человек из более чем 70 стран. За два истекших года этот показатель возрос на 43%, а в первом полугодии текущего года страну посетило более 1 миллиона иностранных туристов. Экспорт туристических услуг в 2013 году составил свыше 615 млн. долларов США. В индустрии туризма занято более 200 тысяч человек, совокупный вклад отрасли в ВВП страны превысил 2%". См.: http://www.gazeta.uz/2014/10/03/tourism/
Только подобными цифрами не обменешь экспертов ВЭФ, решивших не путать себя и других недостоверными индикаторами. 2 млн. человек - это число посетителей, но не туристов, ибо это не одно и тоже. И если все же это туристы, я, увы, не уверен, что узбекский МИД сумел выдать такое количество въездных виз - это 5,5 тыс. виз в сутки (если брать в расчет работу в 365 дней в году, без выходных и праздников!). Не уверен, что такой объем посилен для наших дипломатических представительств за рубежом, где число сотрудников в консульских подразделениях - 1-3 человека.
Если заявленный объем туристского экспорта в 2013 году соответствует истине, то получается по 307,5 доллара с туриста, что очень и очень немного.
Между тем, Ислам Каримов отмечает: "В стране осуществляют деятельность 550 компаний-туроператоров, действуют 110 международных туристических маршрутов, охватывающих большинство исторических объектов и памятников архитектуры и зодчества, из них 65 — по объектам историко-культурного наследия, 30 — природно-рекреационные, 15 — экологические маршруты с элементами оздоровительного туризма.
Услуги туристам оказывают свыше 500 гостиниц, мотелей и кемпингов более чем на 50 тысяч мест".
110 маршрутов на 550 компаний - это по пять собственных маршрутов на одну фирму - немного тоже. Но будем считать, что они реальны, отработаны и приносят хорошую прибыль. По гостиницам: получается в среднем на 1 место приходилось по 40 туристов, а это в год почти 10 ночевок. Из объема туристского экспорта доля услуг гостиниц - в среднем! - 30%, значит, из 307,5 долларов - это 90,2 доллара с места. За 10 ночевок одно место принесло 9 долларов - там что, нищие спали что ли?
Можно и дальше делать вычисления, только они не дадут какого-либо позитивного результата. Уже одно, что Узбекистан не рассматривается в Индексе конкурентоспособности сектора путешествий и туризма говорит о многом.



Другие статьи в литературном дневнике: