Штыки двух динозавров

Алишер Таксанов: литературный дневник

Невозможно начинать реформы со старыми кадрами, теми, с которыми создал т.н. "узбекскую модель развития" Ислам Каримов. Гипертрофированная криминально-олигархическая экономика с репрессивными социальными функциями, которая позволяла паразитировать только коррупционным структурам и персонам. Имена этих персон многие знают, но пока они недосягаемы до закона. Политическая ситуация не позволяет привлечь их к ответственности и вернуть ими награбленное в страну. Предполагаю, что Шавкат Мирзияев опасается таких "динозавров" и поэтому не трогает, хотя с должности снимает. Они уходят в "почетную" отставку, при этом сохранив свои капиталы и влияние.
Есть такая "связка-пара" - Ботир Парпиев и Рустам Иноятов.
Б.Парпиев, генерал-лейтенант, возглавлял УВД Андижанской области, был замминистра МВД, министром МЧС, позже перешел в Таможенный комитет (ГТК) и Налоговую службу (ГНК) на руководящие должности. Какой он вред нанес экономике, занимая места на управлении экономическими ресурсами, смогут оценить эксперты позже, если им дадут такую возможность. Там речь на сотни, а может и миллиарды долларов ущерба. Но созданная им коррумпированная среда по периметру таможни и налогов позволила ему обогатиться, а предпринимателям потуже затянуть то ли ремень на поясе, то ли удавку на шее. По объемам "тени" ГНК опережала прокуратуру и гэбню. Конкретно о Ботире Рахматовиче могли бы рассказать ташкентские предпринимательницы Елена Агибалова и Динара Латипова, которых "раскулачили" торговые мафиозники вкупе с налоговиками. Фактически это было рейдерство государственных служб, возглавляемых Парпиевым. И против него были бессильны и прокуратура, и Омбудсмен, и Палата предпринимателей...
Ботир Рахматович - по профессии автоинспектор, и как брать "налоги" он научился уже на дорогах Андижанской области, останавливая автотранспорт. Свой опыт автоинспектора он перенес в ГНК и ГТК. Правда на такие "сытые" места обычно много претендентов, и чтобы обезопаситься от конкурентов, он использовал азиатские механизмы укрепления власти и авторитета - родственные, семейно-клановые. Его сын Парпиев Бабур Ботирович, который ныне Управляющий банка «Orient Finans», женился на дочери экс-главы СНБ Республики Узбекистан генерал-полковника Рустама Иноятова. И тот стал прикрывать своего "кудо", поскольку имел сильное влияние на президента Ислама Каримова. Но зато клановый бизнес расцвел. По некоторым негласным сведениям, контролируемый гэбистами «Orient Finans» занимался переводом криминальных капиталов на Запад. Так у многих чиновников появились виллы, фирмы и банковские счета в Европе, США, Юго-Восточной Азии. Так расцветал "Абу Сахий", "Зеромакс"...
Ныне Ботир Парпиев - заместитель председателя по делам престарелых и ветеранов Республиканского совета по координации деятельности органов самоуправления граждан. Абсолютно незвучная и ничего не значащая должность. Но бывшему автоинспектору иного и не надо: он продолжает управлять своим бизнесом, а должность лишь прикрытие. Точно также в "почетной отставке находится "кудо" Рустам Иноятов, сенатор и госсоветник президента. Конечно, он не занимается активно тем, в чем его должности следовало бы видеть. Он ведет семейный бизнес, и Шавкат Миромонович это прекрасно знает. Просто сломать двух "динозавров" он не может - за ними десятки штыков, способные на путч. И поэтому есть некое "перемирие" между ними.
Правда, это шаткое перемирие, ведь всегда кто-то может выйти из договоренностей. Поэтому Шавкат Миромонович укрепляет свой клан, чтобы держать ситуацию под контролем. Только легче от этого в стране не будет. Система же та, что оставил Ислам Каримов.



Другие статьи в литературном дневнике: