Рабы не мы, рабы немы

Алишер Таксанов: литературный дневник

Я получил письмо от моего коллеги и товарища Исмата Хушева, где он приводил комментарий от человека под ником «Ташкентец», и спросил, буду ли я отвечать на него? Я решил, что буду, и не потому, что желаю оправдываться перед читателями или кем-либо, а потому что мне нравится дискуссия, сам процесс обмена мнений и «любезностями», ведь все-таки это и есть плюрализм мнений.
Поэтому для начала прилагаю этот коммент:
«Submitted on 2015/05/03 at 09:20 | In reply to Коментарий от Ташкентца.
Алишер оглянись назад и ты увидишь, что вся жизнь это борьба добра со злом. Только для Узбекистана зло это вы, а для вас они. Их 30 миллионов, делающих полезные ела в обществе, а вас 20 чел. в Швейцарии. Вы, Бекжан, Эшова, члены семьи и другие беженцы. Если бы не было УВКБ ООН, не выкормил бы ты семью Алишер. И повод у тебя для ООН был самый дешёвый “ОВИР не дают”. И в Казахстане ты сидел тихо, только после получения статуса беженца начал писать “Сказки” и то видно было что боишься. Я знаю тебя».


Но раз я выступаю здесь вторым в этой беседе, то задумался, кем же является этот «Ташкентец», который «знает меня», может, бывший коллега по МИД? Ведь всегда хочется знать собеседника. Только почему он не хочет расскрывать свое реальное ФИО, действует под «забралом», как-то это нечестно: он меня видит, а я его — нет. А потом подумал, что это не столь важно, вдруг он боится, что начальство проявит недовольство, мол, кому позволил тебя втянуть в диспут, ты ответственный работник, зачем связался с оппозиционером? Или «бдеющие» структуры проявят, наоборот, интерес к «Ташкентцу», а это чревато последствиями. Или выясниться, что это человек, которого в прошлом я уважал, а теперь он выступает в роли моего врага, и это не совсем удобно.
Ну ладно, инкогнито, значит так. И все же, мне ясно, что это человек не учитель школы, которого гоняют на хлопковые поля, это не врач, что подметает улицы, не торговец арбузами, с которого требует «куш» налоговик, не рабочий, месяцами не получающий жалкую зарплату. Это чиновник, потому что стиль написания таков, и образ мышления соответствует этому роду деятельности. Предположим, сидит Ташкентец в Малайзии, в городе Салангор, там, где расположено посольство Узбекистана, и читает мои статьи, его коробит и злит, что кто-то делает не так, как делает он, Ташкентец, что кто-то вправе критиковать ту жизнь, в которой он чувствует себя господином.


Я борец с системой, которая сложилась в Узбекистане за 25 лет, я стал бороться в диктаторским и репрессивным режимом, когда осознал его суть, а вот Ташкентец — он раб, но не такой, который готов восстать, как Спартак, биться до конца с несправедливостью, а такой, который любит хозяина и весь рабовладельческий строй. Он приспособленец, так как сумел по-хамелионовки устроить себя в коррупционной кормушке, и ему все равно, кто сидит у власти — Каримов, Сталин, Гитлер, вожди ИГИЛ или Талибана — он сумеет всегда работать на хозяинов и получать дивидиенты от своей рабской любви. Говорю не для того, чтобы оскорбить «Ташкента», а потому что так оно и есть. Он чванливый и высокомерный человек, раздувающийся от осознания своей важности как в Узбекистане, так и в стране пребывания; у него дипломатический иммунитет, зарплата в 2-3 тысячи долларов в месяц, служебная машина и оплачиваемая МИДом съемная квартира; его жена работает рядом, а дети ходят в школу; он посещает дипломатические приемы, представяясь: «ай эм.... секретар оф эмбеси оф републик оф Узбекистан» и обменивается визитками, и чувствует себя на вершине блаженства, при этом свысока также смотрит на посетителей посольства, куда приходят как земляки, так и местные жители, — и все этому в Узбекистане завидуют, потому что дипломатическая работа престижна и высокооплачиваемая. Естественно, все это не дается даром, это нужно доказывать положительной аттестацией, где приходится цитировать труды Ислама Каримова, нужно вовремя написать донос на кого-то кое-куда, или иначе напишут на тебя самого, нужно лизнуть кое-кому зад в Министерстве, чтобы тебя не заменили на другого, и нужно писать справки в Ташкент, чтобы продемонстрировать свою работу и обосновать свое нахождение за границей.


Я, в отличие от Ташкентца, работаю на стройке, мой труд виден и осязаем — это конкретный объект, где живут или работают люди; моя супруга пакует косметику на конвейере — работа не из легких. Наш труд имеет общественно-полезную значимость, тяжел, когда труд «Ташкентца», творимый под кондиционером и на удобной мебели, может быть и не востребован никем. Спросите граждан Узбекистана, кто из нас приносит пользу, и 99,999% ответят, что в системе их социальных координат работа создателя справок из-за границы меньше всего необходима, страна может обойтись и без этого дипломата. Если ему нравится, к слову, жить в Малайзии, то пускай живет за свой счет, а не узбекского налогоплательщика. Сумма в размере 3 тыс. долларов лучше распределить среди значимых профессий в республике: пускай 6 учителей имеют хорошую зарплату и учат детей; пускай 5 врачей качественно лечат больных и чувствуют себя удовлетворенными; пускай 3 судьи судят по-закону и по-справедливости или пускай 2 прокурора защищают закон, а не мундир, мафию и коррупционеров.


МИД — это учреждение, где высоко ценились аналитики, но комментарий от Ташкентца — это образец пропаганды и софистики, попытка сместить акценты, и если такие ныне справки и материалы поступают в МИД, то я понимаю, почему сплошные провалы у Узбекистана в сфере привлечения инвестиций, разрешения споров с соседями, укрепления связей и т.д. Он взял на себя смелость думать за 30 млн. сограждан, мол, мы, диссиденты — враги народа, а они — наши враги. Между тем, врагами оппозиционеров является не народ, чьи представителями мы являемся тоже, а политическо-властная система, которая подавляет права и свободы граждан, это конкретные чиновники, которые воруют, грабят, убивают и насилуют. Вот именно с этим мы и боремся, и поэтому мы оказались за границей, и не потому что всегда стремились туда, типа, заполучить райскую жизнь. Нет рая ни на Западе, ни на Востоке, просто люди должны жить по-человечески, мы — общество, а не стадо животных, но именно в такое стадо пытается превратить узбекистанцев Ислам Каримов и его клика. Я в числе тех 4 млн. гастарбайтеров, мигрантов, диссидентов, которые работают за рубежом, так как дома нет ни работы, ни свободы, ни возможности защитить свои права. Дипломата защищает его иммунитет, а обычные граждане не могут защитить себя на родине ни в судах, ни в органах следствия, ни на выборах, ни в СМИ, ни в партиях — нигде. Из 30 млн. граждан, «делающих поелзные дела», я бы вычел бы узкую когорту лиц, что представляют ныне власть — эти люди делают «пользу» лишь для себя, но не для государства; я бы вычел и тебя, «Ташкентец», так как ты обслуживаешь репрессивную систему. «Ташкентец» - я уверен! - проголосовал за Ислама Каримова, хотя знает, что тот нелегитимен. Но если можно одному нарушать закон, то можно и мне! - так решает, наверное, «Ташкентец», ведь лучше договориться втайне, чем бороться в честной схватке, лучше подкупить, чем иметь кукиш в кармане. Это приспособленчество — и это суть «Ташкентца», и это отражение т. н. «узбекской модели развития». Для него мой довод «у тебя для ООН был самый дешёвый “ОВИР не дают» - это туфта, подумаешь, чего не бывает, однако это одно из тех доказательств, что были серьезно рассмотрены миграционной службой Швейцарии. Здесь чтут права и свободы людей, в том числе право и на свободное передвижение. Ты, «Ташкентец», знаешь, что у милиции не было никаких оснований для отказа мне в выезде, но поддержал — молчанием, равнодушием или, наоборот, горячими овациями! - действия карателей. Потому что закон для тебя — ноль. Для тебя то, что Гульнара Каримова — первый рейдер и коррупционер — это факт нашей «высокой» моральной планки, это суть узбекских «традиций», это дань «новым» политическим отношениям, где краеугольным камнем стоят взятка, откат, откуп, хищение, обман и лицемерие. И Поэтому ты пытаешься ассоциировать себя с «добром», «узбекским народом», а я, Башорат, Бекжан и другие — это «зло», «враги», «не полезные» члены общества.


Что касается ООН и Казахстана. Я не обращался в ООН за помощью, не был в Казахстане. Статус беженца не предоставляют за «сказки» и басни» - там тщательно работают над всей базой информации, и лишь потом принимают окончательное решение: давать или нет статус. Причем, ты всегда имеешь право обжаловать; в моем случае моих фактов и аргументов, доказательств хватило для положительного решения. Мне не платят за мои статьи в Интернете — в Швейцарии никому из эмигрантов не платят за то, что он, якобы, очерняет свою страну. В Швейцарии 7 млн. жителей, из них 1 млн. - иностранцы, и если каждого держать на пособии и давать за то, что он «капает» на родину — никакого бюджета не хватит! Эти мифы породили большевики, и такие как «Ташкентец» умело используют в своей пропаганде, в т. н. «информационной угрозе».
И последнее: если бы я боялся, то сидел бы тихо, как мышь. А раз ты пишешь в контр-аргумент мне, значит, мои статьи доходят до тех, кому они напрямую предназначены. В этом смысле ты, «Ташкентец», меня обрадовал. Ты же «знаешь меня».


Алишер Таксанов, резидент Швейцарии



Другие статьи в литературном дневнике: