Потерю не вернуть

Алишер Таксанов: литературный дневник

Уже полгода, как я работаю в другом городе и в другом цехе. Все тоже производство, только назначение иное. Отдел контроля качества продукции. Вообще-то мы обрабатываем детали для автомобильной промышленности. Работает также много людей, в разные смены и разными процентными ставками.
Я наблюдаю, кто и как трудится, но не для доносов, естественно, а чтобы понять психологию рабочего, его интересы, мотивацию и многое другое. Это интересно для социологов, потому что в одном коллективе находятся люди с разными ментальностью и образом жизни, языковыми навыками, религией, культурой поведения и общения. Слышится как немецкая речь, так и испанская, итальянская, португальская, турецкая, таиландская, сомалийская, суахилья, арабская, сербская... И все же...
Никакой разницы в том, где трудишься – на социалистическом или капиталистическом предприятии. Люди просто работают, выполняют свои трудовые обязательства. Норм выработки не существует, так как фирма имеет социальное значение – здесь работают также люди с ограниченными физическими возможностями. Один за смену сделает сто деталей, а другой – всего тридцать. Никто никого не гонит, как на ипподроме. Это не скачки, а труд. Точно такое же было возможно и при Советской власти.
Просто тогда распоряжался ресурсами чиновник, который не хотел рисковать и нести ответственность, если риск не оправдается. А капиталисту это позволительно. Но если наше предприятие оказывало поддержку через социальные фонды, также помогал профсоюз или местный комитет, то на фирме ничего подобного нет. Там смотрят рационально – выгодно это или нет хозяину. Да, проводятся мероприятия, например, праздники, за счет фирмы, но это было и у социалистического предприятия. Но капиталист не даст тебе финансовую поддержку, если ты попросишь, он пошлет в гуманитарные или социальные организации, типа, это их миссия.
И я думал, почему люди при социализме были не заинтересованы в конечном результате? Ведь что здесь труд, что там – равный по сути. И я не являюсь владельцем продукта, как и на фабрике социалистического труда...
Со мной работает Вуки, сербка, симпатичная сорокалетняя женщина. Спрашиваю ее:
- Слушай, дорогая, а что ты здесь работаешь, а не в Сербии?
- Там работы нет... Раньше было, а сейчас нет, - признается женщина.
- А раньше было лучше?
Вуки говорит:
- При коммунизме лучше. При Брозд Тито. И работа была, и жизнь спокойная...
Видимо, чтобы что-то оценить, нужно это потерять...
Только прошлое не вернуть. Может, и не нужно...



Другие статьи в литературном дневнике: