Пропала точка зрения...

Алишер Таксанов: литературный дневник

Несколько дней назад ко мне обратился журналист Дмитрий Аляев, попросивший осветить вопрос отношения официального Ташкента к президентской гонке в Кыргызстане. Он готовил материал для газеты «Известия». Я ему не отказал, однако моей точки зрения в публикации не оказалось. Не знаю, в чем причина, может, не устроила моя оценка, только я заметил, что в статье была точка зрения моего коллеги и друга Тошпулата Юлдашева, и которое тоже было довольно интересное.
Поэтому привожу то, что я давал в интервью для Аляева:


«Будучи соседом Узбекистана, Кыргызстан, между тем, занимает незначительную долю во внешнеторговом обороте Ташкента – всего 0,7% и в 2010 году темп роста снизился до 92,7%. Создаются искусственные барьеры – таможенные, пограничные, торговые, миграционные, что не способствует развитию двусторонних связей. На границе – постоянные конфликты с участием силовых структур. Повышаются тарифы на экспорт газа, электроэнергию, лишь недавно сняли визовые ограничения... Причем неприязнь – взаимообоюдная, взаимомотивируемая. Иначе говоря, стороны ищут не точки соприкосновения, а разлада. Потому что устраивают тех, кто извлекает дивиденды из проблем по обе стороны границы.
Для Ташкента северно-восточный сосед был самым неудобным. Прежде всего тем, что из всей Центральной Азии в Кыргызстане была более либеральная политическая система. И здесь происходили мероприятия, которые бы в Узбекистане не могли иметь места – конференции, симпозиумы, встречи по правам человека, свободам, состоянию СМИ, функционировали международные институты и мн.др. Это вызывало ярость Ислама Каримова, считавшего себя лидером в регионе. Более того, здесь за последние семь лет произошли три важных события с кровавой окраской – две революции и этническая резня. Революции показали всем, что диктатуры – недолговечны и нестабильны. Этнический конфликт – что легко рассорить народы и на этом сделать большую политику.
Для Каримова президентские выборы в Кыргызстане – как бельмо в глазу. Ибо они проходят совсем иначе, чем в самом Узбекистане, а также в других деспотичных странах. Это показывает людям, что можно добиваться через демократические системы и механизмы. Такое – невозможно в нынешнем Узбекистане. Поэтому для Ислама Каримова ближе все-таки Аскар Акаев (хотя его он мало уважал) и Курманбек Бакиев (эта персона ближе, поскольку идентичен каримовскому стандарту правителя), чем тот, кто станет главой кыргызского государства после выборов».



Другие статьи в литературном дневнике: