Рай - это коммунизм?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Сегодня разговаривал на большой паузе с Арианой. Это итальянка, но очень хорошо говорит и по-немецки, и по-английски, и очень-очень верующая, католичка. Долго спрашивала, откуда я, и когда узнала, что Узбекистан - бывшая коммунистическая страна, сказала:
- Все коммунисты - безбожники...
- Хм-хм, - произнес я, чувствуя, что эта тема мне не по душе. Конечно, возврата к прошлому не хочется, но антикоммунистом себя не считаю, более того, довольно ровно отношусь к идеалам этого социально-экономического строя (все-таки 25 лет жизни в СССР не прошли даром!). И все же выкрутился, беседуя с католичкой:
- Ариана, а ты знаешь, что основой для коммунистической теории легли взгляды раннехристианских доктрин, и что о коммунизме писали такие мыслители средневековья, которые были христианами, как Томазо Кампанелла, Томас Мор, Томас Мюнцер? Это не открытие Карла Маркса, кстати, довольно умного эксперта в области политической экономии, и не Фридриха Энгельса, умелого фабриканта-менеджера доимпериалистической эпохи. Ты знаешь, как близка теория коммунизма к христианству?
- О чем ты говоришь? - ошарашилась Ариана, сделав шаг назад, словно я сказал нечто страшное.
- Христиане призывали людей быть равными, не эксплуатировать друг друга, делиться продуктами труда, не обманывать, жить по-совести, поддерживать малоимущих и нищих, не красть, проявлять милосердие и так далее. Так все это было у коммунистов. Кстати, в раю есть частная собственность?
- Э-э-э... нет...
- А там есть богатые и бедные?
- Нет, конечно!
- А там ангелы эксплуатируют души людей, или души друг друга?
- Нет...
- Там есть войны, насилие, ненависть?
- Нет, нет...
- Так, значит, рай - это коммунизм? Вот так просто я пояснил тебе теорию научного коммунизма. А в реалии это довольно сложная теория, требуется знание политологии, экономики, социологии, истории, философии... И мне тебе не просто все пояснить, извини... Жаль, конечно, что это - утопия, поскольку социального равенства не может быть, когда ресурсы ограничены, и когда частная собственность является мотором экономического развития... - но это я уже сказал по-русски, чтобы моя собеседница не поняла.
Ариана отошла от меня в глубокой задумчивости.
М-да, мой папа - коммунист! - наверное, торжествовал и был бы доволен мной. А я пошел обедать.



Другие статьи в литературном дневнике: