Об энтомологии оппозиции и журналистики

Алишер Таксанов: литературный дневник

Два года назад один из правозащитников Узбекистана, которого зовут Марат Захидов, опубликовал статью «Энтомология узбекской оппозиции» на сайте «ЦентрАзия». В ней рассказывалась об оппозиции, его взаимоотношениях с другими правозащитниками. Сам материал по форме и смыслу абсолютно нелогичен, истиричен, нет увязки между абзацами и историями, смешано все в один котел, непонятно, чего хотел автор своими фразами добиться. Понятно, что он – не журналист, ни писатель, ни филолог. И из-за этого связать текст не сумел. Однако в числе других проехался автор и по мне, поскольку узрел себя в моей сказке «Про насекомых-правозащитниц». Действительно, на воре шапка горит. Хотя конкретно образ одного из героев не был скопирован с кого-либо, однако сам М.Захидов решил, что это о нем, и расвирипел.


Да, ладно, его эмоции – это его проблемы. Но в ответ на мою сказку этот правозащитник решил проутюжить меня. Не знаю, откуда он брал факты о моей жизни, но то, что он выдавал в тексте в качестве информации, являлось полным бредом. Или кто-то ему на уши вешал лапшу, или что-то и где-то от кого-то он слышал (типа, слышал звон, да не знаю, где он), или сам нафантазировал, да только мне смешно было читать о том, где и как я работал и что делал в своей жизни.


После такого только оставалось покрутить пальцем у виска и вздохнуть: если человек болен душевно и психически, то это надолго. Увы, я не врач, и советов дать не могу. Да, впрочем, вряд ли М.Захидов станет слушать меня. Да и я, если честно, не хочу иметь нечего общего, даже каких-либо контактов с этим человеком.
И все же. В свою очередь хочу привести контрпозиции в отношении тех цитат, которые «освещают» мою биографию.


Итак. М.Захидов пишет: «Я не случайно назвал имя Панфилова. Когда-то Вы выполняли благородные функции и выдавали ему информацию об экстриме в Узбекистане для экстремальной журналистики, в которой Олег успешно работал. Ваше имя было строго засекречено. Панфилов при всей видимости мягкого человека – стальной стержень. Я не случайно назвал имя Панфилова. Когда-то Вы выполняли благородные функции и выдавали ему информацию об экстриме в Узбекистане для экстремальной журналистики, в которой Олег успешно работал. Ваше имя было строго засекречено. Панфилов при всей видимости мягкого человека – стальной стержень».
Олег Панфилов – руководитель Центра экстремальной журналистики России. Я его видел всего 2-3 раза на разных мероприятиях, и то эти встречи были краткими. Я никогда не работал на этот Центр ни в качестве представителя в Узбекистане, ни волонтера, ни агента, и не писал статей для Панфилова. Лишь несколько раз выходили мои материалы в интернет-издании «Оазис», который патронировал этот Центр. Мое имя никогда не было секретом, поскольку в тех статьях я всегда подписывался: Алишер Таксанов. И некоторые мои материалы, опубликованные на разных сайтах, Олег Панфилов перепечатывал в своем бюллетене.
Так что этот вывод М.Захидова абсолютно бессмысленен.


Далее, правозащитник пишет: «Но у меня теперь уже вопрос к Вам. А как Вам удалось одновременно в то же самое время быть членом Редколлегии одного специального журнала не просто проправительственного и карманного, а скрупулезно поднадзорного и цензурой и т.д. и т.п., куда стекалась вся информация и из которого выходила обработанная информация "в свет"? Типа, что узбекистанцы стали потреблять меньше хлеба, так как больше на столах рыбы, птицы, мяса и разных других пряностей. Журнал серьезный. И на кого Вы тогда искренне работали – на экстремальную журналистику или на экстремальную социологию тоже в качестве осведомителя? От кого и куда Вы носили информацию».
Отвечаю: я никогда не работал в проправительственном и подцензурном журнале. Я не знаю, в какой узбекский журнал стекает та или иная информация. Я не знаю, откуда М.Захидов взял о моих знаниях потребления узбекистанцами мяса, хлеба, птицы и других прянностей, ибо я не работал в Госкомстате или в каком-либо ином статистическом отделе. Я так же, как и другие эксперты, получал какие-то дозированные сведения из статсборников, которые можно было купить в самом же Госкомстате. И вообще я не писал ничего о потреблении людьми продуктов питания. И я вообще не социолог. У меня дипломы экономиста и историка.
Я работал в газетах «Деловой партнер», «Бизнес-Вестник Востока» и «Время и Мы» в качестве журналиста. У меня не было каких-либо сведений, представляющих гостайны или закрытую статистику.


Ах да, я был полтора года представителем журнала «Центральная Азия и Кавказ», издававшийся в Швеции, но всего лишь представителем в Узбекистане, а не редактором и не входил в редакционный совет или редколлегию. Могу заверить, что это издание было запрещено в Узбекистане, и естественно, не имело правительственной «крыши».
Так что и тут М.Захидов прокололся.


Еще один выпад: «И Вы должны понять, Таксанов, что у меня нет оснований защищать перед Ардзиновым Кислова, Панфилова, или Аляева. В моей защите они не нуждаются, будучи самодостаточными личностями».
Я не знаю Ардзинова, поскольку не имел «счастья» встречаться с ним, как, впрочем, и с самим Маратом Захидовым. Я не знаю, как выглядят эти люди. Не видел я и Кислова (это редактор сайта «Фергана.Ру»). Димку Аляева знаю, и считаю его порядочным человеком.
Причем тут я во взаимоотношениях М.Захидова с этими людьми? – не знаю...


Вообще М.Захидов пишет о каких-то историях с СНБ, МВД, прокуратурой, оппозиции, о которых я ничего не ведаю и, если честно, меня это абсолютно не интересует.
Но вот последняя фраза правозащитника: «Перейдем на энтомологию. Вы такой многогранный журналист – сказочник - эртакчи, к какой подвиду себя относите? Интересный постинг я прочел под Вашей статьей. Кто-то написал, что статья не Таксанова Алишера, так как от нее несет стилем снбэшного автора. Я и додумался. Есть такое насекомое, которое не просто бывает в состоянии "яйцо-шмель". Как насчет состояния яйцо (грена) - гусеница –куколка - бабочка? И помощник экстремальной журналистики, и экстремальный социолог, и экстремальный осведомитель, и экстремальный летун. Ловко устроился».


Отвечаю: я не силен в энтомологии. Эта наука меня мало интересует. Но кем я себя представляю? Трудно сказать. Скорее всего, пчела. Которая трудится, а не просто жужжит.
И добавлю: я не помощник экстремальной журналтистики, а просто журналист.
Я не экстремальный социолог, ибо к социологии не имею отношения.
Я не осведомитель, ибо за свою жизнь ни на кого не стучал.
Я не экстремальный летун, ибо не летчик, ни дельтапланерист, не парашютист.
Я не понимаю, что означает «ловко устроился».
Где и как я устроился?


Я не жду ответов, ибо и не хочу знать ответов от такой персоны, как М.Захидов.
Его вымыслы – это его позиция, и меня она совсем не касается и не интересует.
А то что я сказочник – это да. Это единственное, в чем прав М.Захидов.


Статья приведена ниже:



М.Захидов: Энтомология узбекской оппозиции
08:03 05.11.2007 http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1194238980
Быль восточной сказки энтомолога Алишера Таксанова.


Очень несправедливо впрягать и катить телегу на меня в компании Михуся.
Конечно, Вы можете сказать, что на воре шапка горит и почему я узнал
себя. Что совпадение событий чисто случайно… . Этот прием мне известен.
Я не узнал в Маратике себя. Ни по одному факту, кроме шмелиного жала. И
понял, что имеют в виду меня. Ведь сказка ложь, но в ней намек – добрым
молодцам урок. Где-то в начале тысячелетия я неоднократно встречался в
Москве с одним из уважаемых мной правозащитником и журналистом Олегом Панфиловым, который очень боялся, когда я о нем тепло отзывался. И я его понимал. Руководители Бирлика и Эрка со своими сателлитами (ОПЧУ, НОПЧУ) и покровителями (Госдепам, СБСЕ Конгресса США, Посольством США в Ташкенте, Фридом Хаусом…) тираживали и распространяли слухи обо мне и нашей организации, что мы карманные, проправительственные и, вообще, бяки – тушканчики. Ну, естественно, Панфилов был осторожен. Одним из главных в этой компании распространителей был Миша Ардзинов (Михусь,
Амишка, Свистун …), который в начале 90-х годов возомнил себя паханом по
организационным вопросам в узбекской оппозиции и правозащите. Теперь Вы, уважаемый эртакчи (сказочник) Алишер, все мастерство сказителя -
энтомолога восточного разлива употребили, чтобы меня поставить на одну
доску с ним. Взяли на себя роль итарокчи (трахальщика). Зачем? Больше
всего мне не понравилось, что вы меня - шмеля "поженили" с осой Михаилом Дмитриевичем Ардзиновым. Он женоненавистник и это его право. Но в одном из последних тиражированных посланий в адрес того же Панфилова, журналиста Даниила Кислова из фергана.ру, Дмитрия Аляева (кажется БиБиСи) и вашего покорного слуги независимый правозащитник "оса Михусь" высказал сожаление, что Гитлер в свое время не расстрелял нас, как "жидов" и "полужидов". Михуся в свое время Посол США Хербст и вновь вернувшийся сейчас в Ташкент сотрудник Посольства США Букхалтер перед всем миром выставляли, как самого первого зарегистрированного независимого правозащитника Узбекистана. Пусть даже с фашистскими наклонностями, которые он проявлял и тогда. Я не случайно назвал имя Панфилова. Когда-то Вы выполняли благородные функции и выдавали ему информацию об экстриме в Узбекистане для экстремальной журналистики, в которой Олег успешно работал. Ваше имя было строго засекречено. Панфилов при всей видимости мягкого человека – стальной стержень. Но у меня теперь уже вопрос к Вам. А как Вам удалось одновременно в то же самое время быть членом Редколлегии одного специального журнала не просто проправительственного и карманного, а скрупулезно поднадзорного и цензурой и т.д. и т.п., куда стекалась вся информация и из которого выходила обработанная информация "в свет"? Типа, что узбекистанцы стали потреблять меньше хлеба, так как больше на столах рыбы, птицы, мяса и разных других пряностей. Журнал серьезный. И на кого Вы тогда искренне работали – на экстремальную журналистику или на экстремальную социологию тоже в качестве осведомителя? От кого и куда Вы носили информацию. Я вот честно всегда говорю, как я распоряжаюсь информацией. Узнал я, что Хоким Самарканда разрушает частные дома в интересах семьи президента, я сразу копию письма в СНБ. Хоть три дома не успели разломать. Узнал я, что Нигара Хидоятова в обход установленного порядка проникла в тюрьму для встречи с Рустамом Усмановым, я настойчиво неоднократно писал в СНБ. Не на Хидоятову. На службы ГУИН, которые выкручивались, а я стучал … по столу и писал. Ибо это посещение Хидоятовой помешала вызволить нам на свободу первого узбекского частного банкира Усманова. Его судьба трагична. Когда - то Бирлик в своем еженедельнике опубликовали фальшивые материалы, якобы добытые из архива МВД, что за Усмановым слежка, как за будущим претендентом на пост президента. Потом партии Эрк чисто по доброте душевной без всякого умысла Усманов помог материально в виде безобидных канцтоваров и техники. Только мы вплотную подошли к его освобождению, как всплыло дело об офисе Партии Свободных Дехкан.


Претензий к Хидоятовой нет. Она защищала и защитила свое имя от
мошенницы Ташпулатовой. Но крайним оказался опять Усманов, которому
принадлежал офис. Или относительно "героя-правозащитника" Абдуманнопа Пулатова. Видите ли он пострадал за свою правозащитную деятельность и его обвинили в оскорблении чести и достоинства президента во время событий в Вузгородке. Но умалчивали основное. Его выкрали из Бишкека, когда он там присутствовал на конференции в защиту советских евреев, когда уже СССР не было. Но нужно было создать имидж неактуальной и вялой конференции. Пулатов в этом смысле оказался удобной фигурой.


Председатель ОПЧУ все же. Но… Во-первых, на этой конференции ему нечего было делать. Я, например, не поехал. Узбеки достаточно дружно жили с евреями всегда. Каждый занимал свою нишу в социально – экономической жизни Узбекистана. Во-вторых, самого Пулатова, как и других бирликовцев и эрковцев в ночь с 16 на 17 января в Вузгородке не было. Но к утру они все появились и принесли плакат с вызывающей надписью в адрес президента. Но сами держать его не стали и вручили студенту. Один плакат, а не плакаты, как сейчас пишут всякие политологи. Вот студент и влип, как "кур в ощип" (позвольте мне тоже использовать зоологическую терминологию). Великий немец Макс Вебер в работе "Наука как призвание и профессия" писал: "Если профессор чувствует себя призванным включаться в борьбу мировоззрений и партийных убеждений, то он может делать это вне учебной аудитории. Было бы слишком удобным демонстрировать свое призвание там, где присутствующие вынуждены молчать". Вот Пулатов и воспользовался своим влиянием домлы (наствника). Я был все три дня волнений между студентами и милицией. Ко мне потом пришли студенты и просили за "плакатиста". Разобравшись, как все произошло, я принял сторону студента. И на суде дал соответствующие показания. Сам я не видел, как студенту эти великовозрастные дядьки типа Анвара Усманова и прочая бирликовская камарилья всунули плакат. Стояли бы сами с плакатом.


Точно так же я настучал в СНБ на военных. После обращения матери
рядового Кунца. Его мать Кузнецова Лидия была встревожена дедовщиной
узбекского разлива. Над Кунцом издевались в военной части сослуживцы из
Наманганского вилоята. Даже после нашего вмешательства и обращения в
минобороны издевательства над Кунцом не прекратились. Мы добились приема у Иноятова Р.Р. Личного. После этого наманганские рядовые пришли
извиняться к матери Кунца, а с дедовщиной в узбекской армии покончено
основательно. (Хочу Вам напомнить, что именно в Намангане были
растерзаны озверевший неведомо от чего толпой русские рядовые солдаты в разгар горбачевсой перестройки). И я не только в СНБ стучу. Я и в МВД
стучу. Точнее стучусь. ("Проговорился. Виноват" кажется Чацкий).


Начались повальные поборы на постах ГАИ с фермеров, так мы сразу дошли
до министра МВД Матлюбова. Результат? Прямо на полевой стан приехали
руководители республиканского ГАИ в лице подполковника Т.Азимова
выслушали фермеров на месте, оставили телефон для связи (1345764) и
разрешили его тиражировать среди фермеров, если поборы повторятся. Резко были сокращены доморощенные по инициативе местных органов посты ГАИ. А насчет ELEFANTA Вы попали в точку. Еще А.Навои писал: "Керак хам фил эрур бу нукта мъалум ки/ Солгай фил хартумига хартум". (Для того, чтобы вступиться в бой со слоном, самому нужно быть слоном). Ну как я – шмель Маратик, могу вступить со слоном в бой? А если вступлю, то буду выглядеть как Моська или Такса… . И Вы должны понять, Таксанов, что у меня нет оснований защищать перед Ардзиновым Кислова, Панфилова, или Аляева. В моей защите они не нуждаются, будучи самодостаточными личностями. А Кислов недавно предпринял против меня желтопрессовскую (фергана.ру) попытку выставить эдаким проправительственным холуем, который уговаривает андижанских беженцев вернуться. Вместе с компиляторкой Н. Зотовой они смешали правду и ложь (шмель где-то летает и о чем-то жужжит) и такое расписали!


Я действительно участвовал в процессе, чтобы вернуть на родину Захидова М, Захидова А., Захидова Р., Захидову М., Захидову (Мадаминову в девичестве) Зумрад, Мадаминова Х. и О. Я имею к ним неформальное отношение. Я бы хотел, чтобы этот независимый (от этических норм) руководитель сайта бАксер Даниил Кислов назвал бы еще одно имя беженца, которого у уговаривал вернуться, для "поднятия имиджа Узбекистана". Это не моя тема. Зотова не в счет. Она исполнитель. Я Вам открою больше. Этот список я размножал и передавал и в СНБ, и в МВД, и ряд зарубежных организаций. И, если Кислов был бы объективным редактором, то мог бы опубликовать мой ответ. Пусть даже со
своим комментарием. Мы даже представили ему возможность своими глазами увидеть нашу реальную деятельность в Украине вместе с известным предпринимателем из Узбекистана А.Эргашевым. По – дружески. Пригласили за наш счет. Душок не тот. Не поехал. Я беженцев вернул. Сайт Бухарбаевой тогда впал в истерику. Но это ее дело. Что касается Аляева, то мне жаловался на него Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. И на БиБиСи, которое он представляет, жаловался Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф. За необъективность и подставу. В свое время БиБиСи представляла амбициозная мадам Атаева Адиба (не путать с другой подобной дамой Атаевой Надеждой). Так эта мадам, чтобы спасти своего брата – ваххабита от наказания, пошла на подлость. По БиБиСи объявила, что Имам Обидхон Кори Назаров видит один выход для установления исламского государства или демократии – вооруженное восстание.
>Ничего про вооруженное восстание Обид Кори не говорил. Это в тот момент, когда мы практически защитили через Аппарат Президента (Г.Барноева) Обид Кори и "вытащили" его из списка экстремистов. Причем про каждый этап нашего общения с властями Обид Кори знал. Но у нас были недоброжелатели не только в среде узбекских правозащитников, которые пытались объяснить, что мы снбэшники. В среде его преследователей были те, кому не нравилась наша объективность. И тут сыграла роль Атаева через БиБиСи. Тема вооруженного восстания прозвучала эффектно. С нами более говорить не стали. Обид Кори снова обратился к нам, но мы были бессильны. Пока он выступил с опровержением - прошло время. БиБиСи тоже знает, как защищать честь мундира. Так что с братом журналистом не все в порядке. Если Ардзинов обобрал среди белого дня семью политэмигранта Ядгара Обида на 200 баксов, то корр. "Голоса Америки" Юсуф Расул обжулил своего коллегу по цеху Абдурахманова Соли на 1000 баксов. Когда я ему напомнил об этом, то назвал меня организатором избиения Чичикова-Пономарева Виталика из Мемориала, но обещал вернуть украденный долг, когда вернется в Узбекистан из политэмиграции. Узбекский демократ-оппозиционер. И совсем свежий пример. Почти года назад мы мягко избавились от одного правозащитника из Гулистана Базарбаева Карима. Занимался не правозащитой а мошенничеством. На днях в рассылке оказалось, что член ОПЧУ Эзгулик Базарбаев арестован в Гулистане за мошенничество. Далее шел комментарий, что власти избавляются от правозащитников, приписывая им ложные обвинения. Так же было с неким Сарымсаковым из якубовского ОПЧУ. Как кого посадят, тут же дают статус правозащитника и получают гранты. Вы, как журналист-энтомолог, к какому виду насекомых их можете приписать?


Как насчет сороки-воровки? Единственная вина Кислова, Панфилова, Аляева перед бывшим американским любимчиком Мухасем это то, что они не хотели иметь с ним дело. Но желать им гитлеровского расстрела… . Извините. И с этим фашиствующим правозащитником заставлять меня летать по лесу и просить денег? Я был бы очень Вам признателен, если Вы укажите организацию, у которой я просил деньги. И укажите, кто нам деньги давал.


И если такая окажется, то я сам публично признаюсь, что я даже не
насекомое, а крыса. Перейдем на энтомологию. Вы такой многогранный
журналист – сказочник - эртакчи, к какой подвиду себя относите?
Интересный постинг я прочел под Вашей статьей. Кто-то написал, что
статья не Таксанова Алишера, так как от нее несет стилем снбэшного
автора. Я и додумался. Есть такое насекомое, которое не просто бывает в
состоянии "яйцо-шмель". Как насчет состояния яйцо (грена) - гусеница –
куколка - бабочка? И помощник экстремальной журналистики, и
экстремальный социолог, и экстремальный осведомитель, и экстремальный
летун. Ловко устроился.


^Марат Захидов
zakhidov@rambler.ru



Другие статьи в литературном дневнике: