Свободу лидеру Солнечной коалиции Узбекистана!

Алишер Таксанов: литературный дневник

Одной из причин пролонгации президентских полномочий Ислама Каримова является запущенный им миф об отсутствии в стране иных политиков и лидеров. Именно это внушалось в течение последних пятнадцати лет узбекским гражданам, которые в общей массе беропотно продлевали и вновь избирали одного и того же человека на самый высший государственный пост в стране, не смотря на то, что Конституцией не предусматривалось ни продление полномочий, ни переизбрание на третий срок, ни также подмену Основного закона подзаконными или менее значимыми законами. Как бы там ни было, однако И.Каримов власть отдавать не намеревался, считая, что только он имеет моральное, политическое и юридическое право быть президентом республики.
Взятая узбекским государством на вооружение методику Геббельса, пропагандистская машина выплескивает в информационное пространство материалы, в которых обозначается невозможность выполнения никаких общенациональных задач и проектов без Ислама Каримова.
Идеологическая система его машины работала исправно, культивируя священность личности президента и правильность всех его начинаний и реформ. Народу нушалось, что И.Каримов ведет страну к процветанию, а народ – к счастью. Чем сильнее работал пропагандистский аппарат, тем яснее становилось, что никаких успехов ни в экономике, ни в социальной сфере, ни в дипломатии не существует и быть не может. Все реформы зашли в тупик, поскольку их вел человек, который теоретически знал о рыночных отношениях и свои знания получал на практике в советском органе управления ресурсами – Госплане. Естественно, его модель экономики характеризовала прежнюю социалистическую систему, только административно-командные элементы управления были размыты некоторыми рыночными принципами – коммерческие банки, биржа, налоги, акции, частная собственность. Фактически, рыночные механизмы имели трафаретный образ, они не влияли на саму систему, а служили только декорацией. И как результат, экономика стала чахнуть и пришла в полный коллапс.
Это замечали многие эксперты и пытались донести до народа о том, что дальнейшее состояние экономики будет иметь плачевный результат, необходимы кардинальные изменения во всем. В частности, следует отказться от госзаказов, вмешательства государства в частное предпринимательство, использовать исключительно экономические рычаги управления, ввести свободу хозяйственной деятельности, гарантировать защиту частной собственности, отрегулировать налоговую базу, убрать административные барьеры, которые спообствуют коррупции, уменьшить объем чиновничей армии, ввести ясные и транспарентные правила для тендеров, конкурсов, работы госучреждений и госслужащих. Об этом говорил Санджар Умаров, лидер «Солнечной коалиции», один из начинателей либерального движения в Узбекистане.
Понятно, что корни зла лежат в президентской системе управления, превратившейся в диктатуру одной личности. Однако в своей программе С.Умаров обходил этот вопрос исключительно с политической, а не технической стороны. Поскольку понимал, что следует прежде всего, изменить именно систему власти, а потом вести реальные экономические реформы. Однако открыто говорить об этом было не просто опасно, можно было подвергнуть репрессиям всех тех, кто также об этом думал и стремился трансформировать политическую систему государства.
Появление на политической арене такого человека подорвало миф об отсутствии сильных лидеров. До этого момента И.Каримов сумел подавить оппозицию, после чего часть ее вынуждена была покинуть Узбекистан, а часть была борошена в тюрьмы, часть приняла навязанные правила игры и стала сотрудничать с режимом. Оппозиционные партии и движения были закрыты и запрещены. В стране царила монополия власти И.Каримова. Его поддерживали картонные партии, депутаты, избираемые исключительно по списку правительства, судебные инстанции, репрессивные структуры и подцензурная пресса. Президента поддерживали коррумпированные бюрократы, кланы и мафия. Ни министры, ни хокимы, ни руководители партии не ассоциировали себя с политиками, считали себя лишь частью аппарата управления. Никто из них никогда не выступал публично и с иными от позиций И.Каримова точками зрения, ни одной критики не слышалось в адрес диктатора, а только хвальба и славие.
И появление нового, независимого лидера было неожиданностью для Ислама Каримова, привыкшего, что все его слушают, ему подчиняются и никто не перечит против. И был разъярен новому оппоненту. Не смотря на то, что С.Умаров призывал к сотрудничеству с властями для сохранения социально-политичесой стабильности и недопущения гражданской войны (хотя условия к этому в стране имелись из-за непоследовательных и противоречивых реформ президента) и высказывался о реформах в стратегически важных направлениях, таких как собственность, приватизация, либерализация торговли и налоговой системы, стимулирование реального сектора, в частности, производства, однако И.Каримов осознал, что ему противостоит умный и опытный человек.
И это было так. Ибо С.Умаров – бизнесмен, который большу часть своей трудовой деятельности занимался коммерцией и понимал, что такое рыночная экономика. Он жил в развитых капиталистических странах, где получил большой опыт менеджмента, и как не ему было осознать гибельность и ошибочность политики И.Каримова. И он предлагал сотрудничество власти с целью укрепления экономики и всего потенциала Узбекистана. И, естьественно, считал вполне уместным принять участие в 2005 году в президентской гонке, что было вполне естественным, поскольку Конституцией это не запрещалось.
Однако это не входило в планы диктатора. В ответ он натравил на лидера «Солнечной коалиции» весь репрессивный аппарат. Были сфабрикованы уголовные дела в отношении как С.Умарова, так и его родственников, друзей и партнеров. Конфискации подверглись имущество и собственность семьи Умаровых. Это был открытый разбой и грабежь под знаменами правосудия, и весь мир еще раз убедился, что в Узбекистане царят бесправие, государственный террор и подавление свобод человека, отсутствуют реальные демократические институты и элементы.
Узбекистан – это полицейское государство с развитой коррупционной составляющей и сильной авторитарной властью. И это стало очевидным после судилища над С.Умаровым, как чуть раньше было видно об отсутствии справедливого и независимого правосудия над диссидентами, журналистами, правозащитниками, и как сурово и беспощадно расправляется власть с неугодными и недовольными, свидетельство этому – Андижан, 2005 год. Ислам Каримов раскрылся миру как самый хищный, кровожадный и бессовестный тиран.
И поэтому не удивительно, что диктатор расправился с независимым политиком со всей жестокостью. Приговор т.н. суда в отношении С.Умарова был таков:
«Подсудимого Умарова Санджара Гиясовича признать виновным по ст.ст.179, 209 ч.2 п. «а, б», 167 ч.3 п. «а, в», 178 ч.3, 184 ч.3, 189 ч.3, 227 ч.2 п. «а», 243, 211 ч.3 п. «а, б, в» УК Республики Узбекистан.
Подсудимому Умарову Санджару Гиясовичу назначить по ст.167 ч.3 п. «а, в» УК РУз. 10 лет лишения свободы, по ст.178 ч.3 УК РУз. 10 лет лишения свободы, по ст.209 ч.2 п. «а, б» УК РУз. к 4 года лишения свободы с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью сроком на 3 года, по ст.179 УК РУз. лишить права заниматься предпринимательской деятельностью сроком на 5 лет, по ст.184 ч.3 УК РУз. 5 лет лишения свободы, по ст.211 ч.3 п. «а, б, в» УК РУз. 7 лет лишения свободы, по ст.227 ч.2 п. «а» УК РУз. 2 года лишения свободы, по ст.189 ч.3 УК РУз. 6 месяцев ареста, по ст.243 УК РУз. 9 лет лишения свободы. На основании ст.ст.59, 61 УК Республики Узбекистан, путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно определить Умарову С.Г. 14 лет 6 месяцев лишения свободы с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью сроком на 5 лет. Для отбытия наказания назначить колонию общего вида режима. В отношении Умарова С.Г. применить Постановление Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан «Об амнистии в связи с тринадцатой годовщиной принятия Конституции Республики Узбекистан» от 2 декабря 2005 года ст.6 пункт «б» и срок основного наказания сократить на 1/4 часть. Срок наказания исчислять с 22 октября 2005 года. Меру пресечения в отношении Умарова С.Г. оставить прежней, то есть содержание под стражей».
Судил С.Умарова человек, который сам после будет выбит из «обоймы» правительственных лакеев в связи с внутренними разборками, - судья Закир Исаев. Он знаменит судилищем над андижанцами, над руководством фабрики «Малика» и многими другими людьми, и отличился несправедливостью и исполнением заказных дел. З.Исаев попытается представить себя миру как честный человек, но мировому сообществу будет известно его настоящее лицо. И поэтому всерьез его заявления о начале борьбы с коррупцией никто не воспримет. Ибо он к тому же останется верным диктатору.
Данная книга – это попытка рассказать об Узбкистане с иной точки зрения, чем приподносится официальной властью, а также показать, почему С.Умаров пришел к необходимости реальных и глубоких реформ в стране. Политическое возмужание этого человека невозможно отрывать от реалий узбекского общества, и поэтому в книге будет дана оценка историко-экономического и политического развития республики за последние восемьдесят лет. Это также желание донести до узбекских жителей слова о необходимости быть ответственным за свои убеждения, отстаивать свои права и свободы, не уходить от решения сложных задач, быть достойным гражданином Узбекистана.
История не любит пустоты. Общество всегда рождает личностей, которые в то или иное время движут народы и государства к развитию. И им приходится на пути сталкиваться со многими барьерами и преградами, в числе которых не только низкое гражданское сознание и политическая инфантильность, но и бюрократия, коррупция, иждевенчество, а также властные структуры, не желающие прогресса и получающие свои дивидиенды от текущего состояния. Ислам Каримов, ставший диктатором Узбекистана еще до независимости страны, сделал все, чтобы законсервировать общественное развитие и сохранить в нем старые советские и феодальные отношения. И, естественно, получил сопротивление от передовой части общества, в частности, от либерально настроенной массы.
Будущий лидер либерального движения «Солнечный Узбекистан» Санжар Умаров родился 7 апреля 1956 года в Ташкенте. Отец Гияс Якубович был известен как талантливый физик, академик АН РУ, основоположник использования солнечной энергии в индустрии. Теплофизика стала семейной традицией, и поэтому не удивительно, что трое сыновей Г.Умарова тоже стали учеными-физиками, работавшими в сфере теплоэнергетики. Сами они закончили Ташкентский институт инженеров ирригации и мелиорации сельского хозяйства (ТИИМСХ). В 1982 году Санжар Умаров защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Исследование и разработка морозоустойчивых солнечных водонагревателей», которая была посвящена созданию приборов, работающих на солнечных батареях круглый год.
В 1985 году Санжар Умаров отправился в Алжир, где работал преподавателем университета города Биск-ра по специальности «Электротехника». Там он получает представление о рыночной экономике и начинает осознавать, насколько она эффективнее по сравнению с плановой. Он беседует с коллегами и товарищами, обсуждает вопросы экономического развития Узбекистана. И в это время в СССР началась политика «перестройки», которая инициировала капиталистические отношения и дала простор частной собственности.
По мнению Санджара, рыночная экономика способствовала бы развитию страны, использования ее потенциала, обеспечению населения качественными товарами и услугами. А Узбекистан для этого располагал большими природными и производственными мощностями. Извесно, что к середине 1990-х годов в республике было выявлено 95 видов минерального сырья, сосредоточенных в 700 месторождениях, а также функционировало 370 горных промыслов с объемом добычи более 200 млн. тонн минерального сырья в год. В Узбекистане значительные также запасы энергоресурсов - газа, нефти, гидроэнергоресурсов и угля. По расчетам экспертов, на долю Узбекистана приходилось 74% запасов газового конденсата всего Центральноазиатского региона, 31% нефти, 40% природного газа и 55% угля. Тогда считалось, что только запасы природного газа составляют около 2 трлн. куб. м., угля — свыше 2 млрд. тонн, нефти —350 млн. тонн. По добыче природного газа республика занимала третье место среди республик СНГ и входило в десятку крупнейших газодобывающих стран мира. Более того, в республике сосредоточены такие драгоценные, цветные и редкоземельные металлы, как золото , серебро, уран, медь, молибден, свинец, цинк, вольфрам, литий и др. Говоря о неметаллургическом сырье, то в Узбекистане сосредоточены запасы каолина, плавикового и полевого шпата, кварцевых стекольных и кварц-полевошпатовых песков, бентонитовых глин, фосфоритов.
По оценкам экспертов, национальное богатство Узбекистана (без стоимости земли, недр и лесов) возросло за 1986-1990 годы с 137,2 млрд. рублей до 163,4 млрд., в т.ч. основные фонды с 82,0 мдлрд. До 100,9 млрд., домашнее имущество населения – с 29,6 млрд. до 35,5 млрд. К 1990 году было произведено электроэнергии на 56324,8 млн. кВт/ч, а мощность электиростанций достигла 11386,7 тыс.кВт. Было добыто нефти, включая газовый конденсат, 2810,3 тыс. тонн, газа – 40761 млн. куб. м, угля – 6477 тыс. тонн.
При таких возможностях страна имела право претендовать на достойное место в мире, необходимо было только реструктуризировать хозяйство, ввести рыночные отношения, избавившись от старых и неэффективных методов управления всеми ресурсами. Однако это вело к ослаблению позиций бюрократии и кланов, которые паразитировали на государственной форме собственности, и поэтому они сделали все, чтобы провести поверхностные реформы, оставив по-сути прежнюю систему. И.Каримов стал символом ангажированности реформ, за которыми не было реальных дел. И это заметил Санджар Умаров, который к этому времени уже имел опыт частного предпринимателя.
Он один из первых решил развивать туризм, как важнейший источник валютных поступления и сфера контактов между народами. Ведь за туристами потянутся бизнесмены, купцы, инвесторы. А Узбекистан располагает значительной туристской инфраструктурой: в 1990 году здесь насчитывалось 7,7 тыс. библиотек, 4,5 тыс. клубных учреждений, 68 музеев, 33 театра, 6,1 тыс. киноустановок, 3,1 тыс. врачебных и 1,3 тыс. больничных учреждений, 349 санаториев и учреждений отдыха. В туристских гостиницах и базах отдыхало 1,13 млн. человек, в санаториях – 175,0 тыс., санаториях-профилактор иях – 187,8 тыс., курортных поликлиниках – 8,6 тыс., в домах и пансионатах отдыха – 72,3 тыс., на базах и других учреждениях – 24,1 тыс. Экономические показатели не давали полной характеристики туризма республики, ведь огромное число посетителей приезжало в неорганизованной форме, а имеющийся историко-культурный и природный потенциал мог удовлетворить потребности в больших масштабах, чем было на тот момент предоставлено потребителям турпродукта.
С.Умаров разработал соответствующий проект, связанный с возрождением Великого Шелкового пути. Он говорил: "Сейчас Узбекистан посещают в год всего 50 тыс. туристов, а если восстановите Великий Шелковый путь, их будут миллионы. Надо, в первую очередь создать соответствующую инфраструктуру и необходимые удобства и познавательные полигоны. Мы привлечем археологов, этнографов, историков в качестве гидов и создадим Институт истории Великого Шелкового пути, в котором будут совместно работать представители многих стран. Это будет научная интеграция. В Урумчи есть музей мумий, людей,живших в Центральной Азии 3 тыс. лет назад, которые сохранились как живые. Это удивительные останки и выглядят лучше египетских мумий, физически похожие на современных европейцев. Это подтверждает гипотезу,что народы, населявшие когда-то Центральную Азию, были ярко выраженными европеоидами. У них были продолговатые лица, орлиный нос и рыжие волосы. Разве это не интересно для туристов?» Санжар Умаров после длительных консультаций с экспертами подготовил проекта туристического маршрута от китайского города Ланчжоу через Урумчи, столицу СУАР, до Алматы, Ташкента и Самарканда. Это был челночный поезд: из Самарканда туристы отправлялись бы на самолете до Кабула, а поезд возвращался в Ланчжоу тем же марршрутом, но уже с новыми пассажирами. Проект был потрясающе интересным, но, к сожалению, на тот момент и дорогостоящим, и ни одна туристическая фирма не взялась за его практическое осуществление.
Следует сказать, что неудача с первым проектом не обескуражила и не огорчила С.Умарова. Наоборот, он начал более активную работу и занялся предпринимательством в сфере транспортной логистики. СК нему примыкают партнеры и друзья, разделяющие его взгляды. В 1990 году группа разрабатывает проект строительства железной дороги от Термеза (Хайратона) до Мазари-Шариф. Предполагалось открыть экспортный маршрут для ангренского угля. Проект С.Умарова предусматривал строительство железной дороги в 40 км, по которой в год можно было доставить до 1 млн тонн угля, а от Мазари-Шерифа до Кабула через Саланг или до Герата. Это обеспечило бы разрешение энергетических проблем Афганистана, а также оживило бы узбекский Ангрен. По расчетам, возрождение Ангрена помогло бы создать 200 тыс. рабочих мест.
Кроме того, была стратегическая задача: провести железную дорогу от Мазари-Шерифа до Герата и соединить ее с автомобильной дорогой Кушка-Герат-Кандагар, построенной еще в 1964 году Советским Союзом. Из Кандагара имеется дорога через Кветту на морской порт Карачи, и Узбекистан через него мог бы выйти к океану и непосредственно связаться с мировым рынком. Тогда подобные проекты казались фантастическими, однако время показало, насколько они были практическими и необходимыми уже для независимого Узбекистана. Между тем, даже при наличии позитивных экспертных заключений вопрос так и не был решен.
Несмотря на то, что в 1992 году правительственная комиссия во главе с заместителем премьера Узбекистана Исмаилом Джурабековым подписала в Мазари-Шерифе договор о строительстве железкой дороги Хайратон – Мазари-Шериф, однако проект так и не был реализован. Но Санжар Умаров продолжал работать над ним, и в 2003 году он при встрече с министром иностранных дел Садиком Сафаевым напомнил об этом. Тот обещал рассмотреть этот проект, и эти обещания повисли в воздухе. Правительство И.Каримова не любило инициативных и самостоятельных личностей – они были антиподами консервативному и радикально настроенному президенту.
Мы говорили о его некоторых проектах, которые имели большой потенциал, но из-за бюрократических или иных причин не получили развитие, но теперь расскажем о том, что же удалось реализовать самому С.Умарову. В 1989 году совместно с московскими предпринимателями он создает в Ташкенте бизнес-школу «Политех», на базе которой обучались бизнесу и менеджменту молодые предприниматели. Школа просуществовала два года, и помогла десяткам людей овладеть основами предпринимательской деятельности, изучить закономерности мирового экономического развития и, самое главное, понять особенности рыночной экономики. Многие из них упешно развивались в течение последующих десяти лет. И лишь кризис системы вынудил свернуть или переориентировать бизнес в другие республики, где были созданы более благоприятные условия.
В 1991-м совместно с инвесторами из США создал первую в СССР компанию мобильной связи «Уздунробита». Помимо этого занимался сельским хозяйством, нефтяным и газовым бизнесом. Сыграл значимую роль в развитии программы по созданию сети частных хлопкоочистительных заводов в Сырадьинской области. В 1992 году С.Умаров стал официальным дилером автомобильной фирмы Хьюндай, что позволило ему расширить рынок продаж и получить высокие доходы. Успех этих проектов стал очередным трамплином для бизнес-карьеры С.Умарова, фундаментом для осуществления бизнес-проектов в других секторах экономики Узбекистана, включая сельское хозяйство, нефтяную и газовую отрасли и международную торговлю. Например, учреждение Республиканского внешнеэкономического агрообъединения в сельском хозяйстве “UzAgroTradeInvest” в 1992, предприятие, созданное для оказания содействия колхозам в привлечении иностранных инвестиции для переработки фруктов и овощей и их последующий экспорт. Впоследствии, Санжар Умаров сыграл значимую роль в развитии программы для создания сети частных хлопкоочистительных заводов в Узбекистане. В 1996 году Мировой Банк включил эту программу как часть своих инвестиций в развитие частного предпринимательства в хлопкоочистительные предприятия Узбекистана. В дополнение к проектам по телекоммуникациям и сельскому хозяйству, С.Умаров также имеет успешные достижения в привлечении иностранных инвестиций в нефте-газовый сектор Узбекистана.
Между тем, два страших брата Гайрат и Аброр учреждают фирмы совместно с партнерами из Мемфиса, штат Миссисипи. СП получила название "Нефтегазтранса", а в Америке оно было зарегистрировано под маркой "Экой Технологджик Инк", специализацией стали транспортные перевозки нефти и газа. Следует отметить, что на территории Узбекистана и Центральном Азии работой СП руководил Аброр, к ним Санжар не имел никакого отношения. Он к этому времени уже переехал в США, там была и его семья, и он занимался внешними расчетами, вёл банковские дела, хранил печати оффшорных компаний.
У фирмы шли дела хорошо, так как она стала партнером по поставкам горюче-смазочных материалов для войск антитеррористической коалиции в Афганистане. Однако к фирме приклеелись коррумпированные лица от Службы национальной безопасности, которые взяли на себя большую часть прибыли и улаживания проблем по поставкам. Все финансовые операции стали проходить мимо братьев, но кое какие доходы они все-таки получали. На эти средства они купили на улине Амир Темура новейший супермаркет "Зафар" открыли ресторан грузинской кухни. Санжар купил в центре Ташкента две квартиры, а Аброр произвел грандиозную перестройку старого отцовского двора, разместив здесь новые аппартаменты со всеми современными условиями.
Сотрудничая в "Нефтегазтранс" Санжар многому научился. Он стал профессиональным бизнесменом, менеджером, который умеет просчитывать выгоды предприятия, устанавливать нужные связи, играть на бирже, заниматься котировками. Так формировался бизнесмен Санжар Умаров. У него зарождались идеи о развитии экономики республики, развития внешнеэкономических связей, модернизация технической базы промышленности Узбекистана. У него завязались связи с элитой американского бизнеса и он был желанным гостем в Фонде Сороса, через которого он стремился добиться грантов для узбекских "технарей". Со своими друзьями С.Умаров делился проектами создания высокотехнологичных предприятий, основанных на американской форме менеджмента. Одновременно С.Умаров формировался и как политик, ибо в современных условиях нельзя быть успешным бизнесменом без активных политических взглядов.
В начала 2005 года он посетил Ферганскую долину и пришел в ужас от усиливающихся там религиозных консервативных тенденций – это была реакция общества на реформы И.Каримова. Он вместе с двоюродной сестрой Нигарой Хидоятовой, которая была лидером партии «Озод дехконлар», разработал платформу политических реформ . Следует отметить, что С.Умаров еще доверял руководству страны, хотя и видел глубокие изъяны в его политике. Репрессиями против религиозных идей не остановить экстремизм, нужны иные меры, необходима просто демократическая реформа, и тогда отпадет нужда в теневых операциях и люди перестанут угрожать власти. Главное, не довести недовольство в народе до кипения, за которым последуют страшные действия. Он осознавал, что цветные революции для Узбекистана будут иметь иные последствия, чем в Грузии, на Украине или в Кыргызстане. И он не ошибся – события в Андижане показали, насколько тяжелыми могут быть действия и недовольных, но еще ужасными – действия правительства.
Требовались срочные действия, ибо официальная власть, а также карманно-карточные партии, парламент и пресса проявили неадекватную реакцию и поддержали кровавые действия И.Каримова. Это могло еще больше накалить обстановку, к тому же усилились репрессии против иностранных гуманитарных миссий, национальных неправительственных организаций. Под давлением оказались и правозащитники, и независимые журналисты, и диссиденты, и оппозиционные структуры. С.Умаров встретился с Н.Хидоятовой, и они решили разработать новый план социально-экономического и политического развития Узбекистана. 10 апреля 2005г. в оффисе незарегистрированной партии «Озод дехконлар» состоялась официальная презентация создания Коалиции за социально-экономические реформы в Узбекистане под названием «Солнечный Узбекистан». Так родилось название организации. В первую очередь Коалиция начала готовить проект экономических реформ. Был создан Международный Экономический Консультативный Совет. В США, в университете города Чикаго началась разработка экономической программы вывода страны из кризиса.
Были приглашены представители иностранных и отечественных организаций, движений, пресса. У Коалиции появилось много сторонников, и это вызвало озабоченность у властей. Получалось так, что авторитет политика уходил от Ислама Каримова к тогда малоизвестному бизнесмену. И хотя его еще не трогали, но работа против него в недрах спецслужб закипела – президент испугался своего оппонента. К тому же С.Умаров не скрывал, что будет выставлять свою кандидатуру на очередных президентских выборах, которые намечались в декабре 2005 года. Тогда никто не знал, что И.каримов продлевал внезаконно свои полномочия еще на три года, чтобы потом самоизбраться на третий срок в 2007 году до 2014 года. В его планах не было уделено месту появлению пускай либеральной и конструктивной, но оппозиции, претендующей на власть.
Как отмечало Интернет-издание «Оазис»: «Согласно заявлению Умарова, созданная в апреле 2005 года, "Солнечная коалиция" предпринимателей - это не оппозиционная политическая партия, а объединение всех здоровых сил узбекского народа, которые хотят строить свободное, уважающее все религии и убеждения, светское и гражданское общество в Узбекистане. "Солнечная коалиция", разрабатывающая комплексную программу по выведению Узбекистана из нынешнего социально-экономического и политического кризиса, на своем 2-м съезде обозначила приоритеты: добиваться неприкосновенности частной собственности, либерализации налоговой и таможенной политики, собственности дехкан на землю и урожай, отмены долгов для фермерских хозяйств, демонополизации производства и сферы торговли, развития инвестиций и интенсификации промышленности. Лидеры коалиции продолжают настаивать на конструктивном диалоге с правящей властью, предлагая президенту Узбекистана отправить в отставку нынешнее правительство, но не призывают своих сторонников к протестным акциям» .
А тем временем авторитет у «Солнечной коалиции» возрастал. Следует отметить, что на тот момент позитивная программа реформирования Узбекистана не получила развернутого законченного выражения, поскольку доработать ее просто не дали. Были основные идеи, но многое он излагал в тех беседах, которые проходили в оффисах, интервью, статъях. Суть её состояла в следующем.
1. Демократическое государство с демократически избранным парламентом, где должны быть представлены все слои населения. Гражданские свободы уважение прав человека. Многопартийность.
2. Рыночная экономика как основа экономических отношений. Частная собственность священна и неприкосновенна. Умеренные налоги на предпринимательскую деятельность не выше 25%.
3. Акционерные общества как главная форма производственных отношений. Никакого государственного вмешательства в их работу.
4. Кооперативное объединения производственные и потребительские. В них объединены мелкие и средние предприниматели. Они связаны союзом коперативов, которае помогают в поставках сырья, сбыте продукции. Никакого вмешательства со стороны пастей.
5. Кредитные общества, обеспечивающие кредитами кооперативы и частные банки, предоставляющие кредит под будущую продукцию. Кредитные общества должны обеспечивать малыми кредитами в 500-600 долларов надомников
6. Развитие текстильной промышленности.
7. Подготовка специалистов менеджмента для всех сфер экономики и политического управления.
8. Широкая социальная программа.
9. В деревне отказ от так называемого фермерства и объединение нынешних единоличников в кооперативные хозяйства.
10. Коренное изменение конститутции. Сведение до минимума функции президента и расширение полномочий кабинета министров. Премьер-министр должен стать ведущим звеном в исполнительной власти.
Это были главные конкретные пункты программы реформ Санжара Умарова По сути во многом она напоминала НЭП, которую В.Ленин начал претворять после XI съезда КПСС, состоявшемся в марте-апреле 1922 года. Это был путь выхода из кризиса, бедности, инфляции, долгов и продвижения вперед. В ней не было ничего революционного, это были реформы, которые были подсказаны С.Умарову его опытом умного и пытливого предпринимателя. В любой другой стране к нему прислушались бы, начали диалог, дали бы ему возможность попробовать себя. Но в современном Узбекистане, дело приняло совершение иной оборот. За ним внимательно наблюдали. Все его беседы со своими последователями тщательно записывались и их содержание доставлялось в резиденцию.
В одном из интервью, распространенном во всем мире, в ответ на вопрос: "Не являются ли, подписанные в последнюю неделю декреты и постановления президента И.Каримова о либерализации экономики, свидетельством о готовности правительства осуществить реформы" он сказал: «Главной проблемой является то, что вся экономическая политика, выраженная в декретах и постановлениях, не стоит бумаги, на котором они написаны. Сотни раз мы видели это в последние 15 лет. Единственный путь либерализации экономики и стимулировать малый и средний бизнес является освобождение нашей страны от продажной банды, которая контролирует наше правительство".
Ситуация стала стремительно ухудшаться для оппозиции после событий 13 мая 2005 года в Андижане. Об этом С.Умаров узнал, находясь в США, и он вернулся в Ташкент. На быстро организованной конференции он осудил действия властей, чем самым спустил пружину репрессий. Санджар Умаров понимал, что теперь Узбекистан уже другой, и авторитаризм показал свою чудовищную натуру. Рушились как карточные домики т.н. демократические конструкции – Центр по правам человека, Омбудсмен, Конституционный и прочие суды, законы – все это оказалось фикцией. И лидер Коалиции не намеревался больше иметь контактов с таким режимом.
Все больше людей проявляют интерес к «Солнечному Узбекистану», в частности, в среде интеллигентов, неправительственных учреждений, бизнесменов и аграриев. Санжар Умаров обращается к руководителям зарубежных стран с просьбой выступить в поддержку демократических преобразований в Узбекистане. Однако время показало, что не все были готовы к такому сотрудничеству. В частности, Россия поддержала действия правительства Каримова по подавлению андижанского недовольства. Были и другие, которые никак не отреагировали, не желая вмешиваться в ситуацию.
Одновременно С.Умаров пишет письмо в правительство, где заявляет: «Важным шагом по пути реформ послужит, по нашему мнению, отставка ныне действующего Кабинета министров и формирование нового с привлечением реформаторов, опытных технократов и представителей демократических сил». Этим самым он подчеркивает, что власти проявили полную бездарность и преступные действия по отношению к народу. Более того, они создали невыносимые условия для граждан, в частности, в отправлении религиозных обрядов, выражения своих мыслей и идей. Всех недовольных бросали за решетку.
Санджар Умаров открыто говорит с трибуны:
- Андижан кровавой вехой отделил вчера от сегодня, и Узбекистан больше не будет таким как прежде. Пришло время объединиться всем силам, которые хотят не марионеточной, а подлинной демократии, свободы, уважения к правам личности, неприкосновенности частной собственности и разумной налоговой политики".
- Настал момент объединиться всем тем, кто сыт по горло всевластием исполнительной власти, бессилием марионеточного парламента и демагогией "карманных" политических партий.
- Хватит крови и насилия. Власти и светской оппозиции в Узбекистане пора объединить усилия для долгосрочной стабилизации обстановки в стране.
- Мы твердо убеждены в том, что люди, хотящие блага Узбекистану, сегодня есть не только среди измученных произволом властей фермеров, разорившихся от непосильных налогов бизнесменов, влачащих жалкое существование учителей и врачей, но и в составе нового двухпалатного парламента, среди государственных чиновников, и даже в середе сотрудников силовых структур. Давайте встанем с колен! Не кучка чиновников исполнительной власти, и даже не президент - хозяева этой великой, богатой, но многострадальной страны .
И его гласу прислушиваются все демократические силы узбекского общества. 18 октября 2005г. Солнечная коалиция опубликовала открытое письмо депутатам Олий Мажлиса с призывом начать политический диалог. Вместе с тем, Санжар Умаров обратился к правительствам России и США с просьбой немедленного вмешательства в ситуацию и поддержки требований проведения реформ в Узбекистане. Его представители давали интервью для зарубежных радиостанций, выступали по московскому радио, организовывали прессконференции в Москве, чтобы привлечь общественности к делу реформ в Узбекистане. Санджара Умарова сравнивали в тот момент с романтиком Эрнестом Че Геварой, который готов был пойти до конца ради счастья своего народа. И в этот момент И.Каримов наносит удар, его церберы подготовили необходимый объем сфабрикованного компромата.
Сначала идет травля в прессе: в газете «Зеркало 21 века» была опубликована статья о том, что Санджар Умаров – мошенник и преступник. Попытки привлечь к ответственности автора статьи и само издание не имело успеха – заступились власти. Потом появились мнения всяких неизвестных экспертов, утверждавших, что С.Умаров – самозванец, он не является никаким лидером оппозиционного движения. В частности, приуспел в этом некий политолог Шарафитдин Туляганов, и его фразы перепечатывали многие информационные агентства, в т.ч. и России. В частности, агентство «Регнум» писало: «Санджар Умаров не может себя называть не только лидером оппозиции вообще, но и "Солнечной коалиции" в частности, заявил 6 ноября 2005 года узбекский политолог, эксперт информационно-аналитического центра "Политика" Шарофитдин Тулаганов. По словам политолога "о нем, как о политической фигуре хоть какого-нибудь ранга не знали до тех пор, пока на свет не появилась версия о "политической подоплеке" его ареста". "Умаров в первую очередь известен как бизнесмен, арестован за экономические правонарушения и политическим его арест назвать никак нельзя", - отметил Тулаганов. "Однако политическая "волна" подтолкнула другую - правозащитную", считает эксперт» .
Неизвестный в самом Узбекистане политолог Ш.Туляганов из такого же неизвестного центра «Политика» судил об организации, в работе которой никогда не принимал участие, не был свидетелем никаких мероприятий, более того, ссылался на предвзятую и необъективную информацию из органов репрессии. Шарофитдину вторила другая эксперт из-за рубежа: как заявила в интервью радио «СВОБОДА» Шахида Тулаганова, активист оппозиции Узбекистана, проживающая за границей, что имя бизнесмена Умарова многие услышали только после его ареста. "Никто не знает, кто такой Санджар Умаров, он появился внезапно," - сказала Тулаганова . Такие горе-эксперты создавали только фон народного негодования в отношении оппозиции и работали исключительно на правительство.
И не удивительно, что маховик давления раскручивался все быстрее: в ночь с 22 по 23 октября в оффис «Солнечной коалиции» начался обыск со всеми нарушениями процедур и норм. Прокуратура тогда же арестовала лидера движения, причем вытащив из такси. Сам факт скрывался от общественности более суток. Никаких записей о задержании не было, как и не допускался адвокат к С.Умарову. Лишь потом адвоката пустили и он стал свидетелем того, как издевались над ним оперативники МВД и СНБ. Сам Умаров был невменяем от накаченных психотропных веществ. Никого не допускали к протоколам и документам следствия. Даже суд ограничивал число людей, которые хотели быть на процессе. В частности, Закир Исаев, известный своими жестокими решениями, делал все, чтобы не допустить в зал журналистов и правозащитников.
Вот что писала газета «Комсомольская правда»: «Ведь неугомонный Умаров писал открытые письма не только Лаврову, но и высокопоставленным чиновникам Америки и самому Каримову. Ничего криминального в них не было - приглашение к диалогу и совместному решению политико-экономических проблем. Но, судя по всему, кто-то углядел в этом угрозу для стабильности страны. Что несколько странно для республики, лидеры которой провозгласили курс на демократию и рыночную экономику» .
Газета «КоммерсантЪ» отмечала: «...узбекские власти завершили зачистку внутриполитического поля страны и нанесли последний удар по местной оппозиции. Сначала 1 и 6 марта суд Ташкента одного за другим осудил лидеров незарегистрированной оппозиционной организации "Солнечная коалиция" Надиру Хидоятову и Санджара Умарова. Коалиция громко заявила о себе после жестокого подавления мятежа в Андижане. Ее лидеры тогда призвали к отставке "коррумпированного" правительства, реформам и смещению Ислама Каримова. Этих высказываний им не простили. Санджара Умарова и Надиру Хидоятову арестовали, обвинили в создании организованной преступной группы, хищениях в особо крупных размерах, уклонении от уплаты налогов, даче взяток и подлоге. По совокупности преступлений судья Закирджон Исаев, до этого судивший всех обвиняемых в андижанском мятеже, приговорил обоих к десяти годам тюрьмы. Оба процесса прошли за закрытыми дверями. Ни один довод защиты в пользу обвиняемых не был принят к рассмотрению судом. Кроме того, на днях к восьми годам тюремного заключения была приговорена правозащитница и журналистка Мутабар Таджибаева...
Примечательно, что Санджар Умаров и Надира Хидоятова совмещали оппозиционную деятельность с ведением крупного нефтяного бизнеса. Господин Умаров во время андижанских событий находился в Вашингтоне и открыто выступал там за смещение Ислама Каримова. Наблюдателей смутило то, что после того, как мятеж был жестоко подавлен войсками и в стране начались настоящие репрессии, он решил вернуться в Ташкент. Более того, уже прилетев, он осмелился выступить с воззванием к парламенту страны, предложив диалог с оппозицией в обход исполнительной власти. Эти слова стоили ему свободы. Похожим образом в руках властей оказалась соратница господина Умарова Надира Хидоятова. Сразу после ареста Санджара Умарова она улетела в Москву, устроила там шумную пресс-конференцию в его защиту и неожиданно вернулась в Ташкент. У трапа самолета ее ждали сотрудники правоохранительных органов» .
Реакция на появление новой политической силы наступила почти сразу же. В июле 2005 года ташкентский еженедельник “Зеркало XXI” перепечатывает статью “Лукавый оборотень”, ранее опубликованную на малоизвестном и, по слухам, поддерживаемом узбекской Службой национальной безопасности сайте. Авторы в пух и прах разнесли Умарова, обвинив его в уклонении от уплаты налогов и краже принадлежащих “Нефтегазтрансу” денег. Бизнесмен и политик попытался было судиться с еженедельником, но дело так и не было завершено. Лидер Солнечной коалиции был арестован 23 октября, практически сразу после того, как прилетел в страну из Вашингтона. Чтобы избежать обвинений в преследовании оппозиции, власти обвинили Умарова и двух его братьев в экономических преступлениях. Генеральная прокуратура заявляет, что в 2003-2004 годах братья Умаровы похитили нефтепродуктов на сумму более 3 млн. долларов. Кроме того, недоплатили в бюджет 2,9 млн. долларов налогов. Суд над лидером коалиции “Солнечный Узбекистан” Санджаром Умаровым местные и зарубежные наблюдатели назвали “решающим и показательным” .
Обвинительное заключение было подписано прокурором города в январе 2006 года. Суд начался 21 января и продолжался до 21 июня. По мнению экспертов, суд был фарсом, а предъявленные обвинения полностью сфабрикованными. Причем к ответственности не привлекались те работники СНБ в "Нефтегазтранс", которые подписывали финансовые документы и осуществляли операции, а были обвинены только братья Умаровы, в частности, Санджар. Циничный и лицемерный судья Закир Исаев, исполняя заказ президента, постановил: «Согласно ст.211 УПК Республики Узбекистан, нижеследующие изъятые, описанные и арестованные во время предварительного следствия движимые и недвижимые имущества признать нажитыми преступным путем и обратить в доход государства:
- арестованные денежные средства со всех счетов СП транспортно экспедиторской компании «Нефтегазтранс» в сумме 703.793.127.53 сум, находящиеся в Мирзо Улугбекском филиале АИКБ «Ипак йули» и переведенные на депозитный счет прокуратуры города Ташкента обратить в доход государства;
- арестованные все движимые имущества, числящиеся на балансе совместного предприятия ТЭК «Нефтегазтранс»: микроавтобус марки «Хундай Н-100» гос. № М 4427, автомобили марки «Хундай Соната» гос. № М 4426, М 4428, автомашина марки ВАЗ-2106 гос. № М 4429, автомобиль марки «Матиз STD» гос. № М 4438, автомобиль марки «Тико STD», автомашины марки «Волга» ГАЗ-1105-120 гос. № М 4542, М 4543 обратить в доход государства;
- арестованные все недвижимые имущества СП ТЭК «Нефтегазтранс», т.е. АГЗС «Пионер», расположенная по адресу г.Ташкент, Чиланзарский район, ул.Арнасай, д.7 «а»; АГЗС «Зангиота», расположенная по адресу Ташкентская область, Зангиатинский район, Катта Узбек тракти; недостроенный «спортивно-оздоровительный комплекс», расположенный по адресу: Ташкентская область, Ахангаранский район, СГП «Дустлик», к/х «Янги хаёт»; АГЗС «АСГКШ», расположенная по адресу: Самаркандская область, г.Самарканд, массив «Чулпон ота» обратить в доход государства;
- арестованные объекты недвижимости, принадлежащие СП «Миссисипи» и расположенные по адресам г.Ташкент, Юнусабадский район, ул.Мавлянова, а также недвижимое имущество, принадлежащее СП «Миссисипи» обратить в доход государства;
- обратить в доход государства, следующие описанные во время предварительного следствия движимые и недвижимые имущества, а также денежные средства: дача № 67 общества «Мичуринские дачи», расположенная в савдо-виноградческом товариществе, Кибрайского района Ташкентской области и принадлежащая Умарову С.;
- недостроенный дом № 12 по ул.Низомий, Юнусабадского района, г.Ташкента и принадлежащий Умарову С.;
-дом без номера по ул.Астрономия (территория научно-исследовательского института), Юнусабадского района, г.Ташкента и принадлежащий Умарову С.;
- цистерны с дополнительными устройствами марки ППЦТ-38 в количестве 10 штук, находящиеся на балансе компании “Central Asia P.G.Ltd”, расположенной в Кашкадарьинской области, г.Карши;
-оздоровительный центр, находящийся на балансе СП «Миссисипи» и расположенный по адресу г.Ташкент, Юнусабадский район, ул.Эзгулик, тупик 1, дом 20;
- здание супермаркета «Зафар», находящийся на балансе СП «Миссисипи» и расположенный по адресу г.Ташкент, Юнусабадский район, ул.Амира Темура, дом 70;
- автомашина «DAEWOO Lasetti», 2005 года выпуска, принадлежащая Умарову С.;
- автомашина «Нисан Премьера», 1995 года выпуска, принадлежащая СП «Миссисипи»;
- автомашина «DAMAS», 2003 года выпуска, находящаяся на балансе ТЭК СП «Нефтегатранс».
Взыскать с подсудимого Умарова С. в счет погашения нанесенного материального ущерба в солидарном порядке в сумме 393.516.665 (триста девяносто три миллионов пятьсот шестнадцать тысяч шестьсот шестьдесят пять) сум и 8.490.338 (восемь миллионов четыреста девяносто тысяч триста тридцать восемь) долларов США».
Власти конфисковали все то, что было нажито не только Санджаром Умаровым, но и его родителями и родственниками. Этим самым И.Каримов показал, что оставит без средств существования любого, кто будет проявлять недовольством диктатором. И посадит любого, кто захочет встать у руля государственной машины. И как издевательство звучат следующие фразы: «Сегодняшнее решение суда, - отметил представитель суда, - еще раз свидетельствуют о проводимых в судебной системе мерах по ее либерализации. При этом любые попытки преподнести законные судебные разбирательство по экономическим преступлениям за преследование по, якобы, политическим мотивам не делает чести т.н. "правозащитникам" или представителям т.н. "оппозиции" .
По мнению диктатора И.Каримова, власть в Узбекистане принадлежала ему и только ему. Об этом пишет и Рустам Хабибов: «Процессы над лидером и координатором "Солнечной коалиции Узбекистана" Санджаром Умаровым и Надирой Хидоятовой местные и зарубежные наблюдатели назвали "решающими и показательными". "Ситуация в Узбекистане зависит от исхода судов над Умаровым и Хидоятовой", — заявил председатель инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана Сурат Икрамов. Но легкость, с которой узбекские власти расправились с единственно реальной оппозицией семьи Ислама Каримова, уже показала, что всякое инакомыслие в стране будет безжалостно подавлено» .
«Арест Умарова произошел вскоре после того, как он призвал членов парламента обсудить экономические реформы в стране. Критики нынешнего руководства Узбекистана считают, что Умаров стал очередной жертвой стремления властей подавить любые проявления недовольства политической ситуацией в стране» .
Американская Хельсинкская комиссия, известная также как Комиссия по безопасности и сотрудничеству в Европе, сделала заявление в отношении последних приговоров узбекским правозащитникам. Председатель американской Хельсинской комиссии сенатор Сэм Браунбек резко осудил приговоры узбекским оппозиционным лидерам и правозащитникам Надире Хидоятовой и Санджару Умарову.
«Этими арестами президент Каримов явно намерен еще больше изолировать свою страну, - сказал сенатор Браунбек. - Я призываю его остановить эту необоснованную кампанию, освободить этих активистов и, пока не поздно, открыть диалог с узбекским обществом».
Американская Хельсинкская комиссия, известная также как Комиссия по безопасности и сотрудничеству в Европе, сделала заявление в отношении последних приговоров узбекским правозащитникам. Председатель американской Хельсинской комиссии сенатор Сэм Браунбек резко осудил приговоры узбекским оппозиционным лидерам и правозащитникам Надире Хидоятовой и Санджару Умарову.
«Этими арестами президент Каримов явно намерен еще больше изолировать свою страну, - сказал сенатор Браунбек. - Я призываю его остановить эту необоснованную кампанию, освободить этих активистов и, пока не поздно, открыть диалог с узбекским обществом»
«Президент Каримов с 90 годов стоит во главе полицейского государства, а после кровавой бойни в Андижане в мае прошлого года еще сильнее ополчился на оппозицию в усилиях полностью задушить гражданское общество, - заявил сопредседатель американской Хельсинкской комиссии конгрессмен Кристофер Смит. - Я призываю узбекские власти незамедлительно и без каких-либо условий освободить этих умеренных оппозиционных активистов».
«Президент Каримов с 1990-х годов стоит во главе полицейского государства, а после кровавой бойни в Андижане в мае прошлого года еще сильнее ополчился на оппозицию в усилиях полностью задушить гражданское общество, - заявил сопредседатель американской Хельсинкской комиссии конгрессмен Кристофер Смит. - Я призываю узбекские власти незамедлительно и без каких-либо условий освободить этих умеренных оппозиционных активистов».
Приговоры Хидоятовой и Умарову осудил и член американской Хельсинкской комиссии конгрессмен Бенджамин Кардин: «Со времени событий в Андижане узбекские власти заставили многие западные неправительственные организации, такие как американская НПО Freedom house («Дом Свободы») свернуть свою деятельность в Узбекистане, и многие узбекские правозащитники были брошены за решетку. Дела Надиры Хидоятовой и Санджара Умарова – последние примеры отхода узбекских властей от выполнения взятых на себя обязательств соблюдать Хельсинкские соглашения» .
После ареста Санджара Умарова лидеры Евросоюза обрушились с резкой критикой на узбекские власти. За Умарова заступились обе палаты конгресса США, принявшие специальную резолюцию. Американские правозащитники назвали это историческим моментом и объявили Умарова узбекским Манделой. Они напомнили, что это второй случай в истории США, когда и верхняя, и нижняя палаты конгресса приняли общий документ, касающийся прав иностранного диссидента. Первый был принят 22 года назад в защиту Нельсона Манделы. После ареста Санджара Умарова лидеры Евросоюза обрушились с резкой критикой на узбекские власти. За Умарова заступились обе палаты конгресса США, принявшие специальную резолюцию. Американские правозащитники назвали это историческим моментом и объявили Умарова узбекским Манделой. Они напомнили, что это второй случай в истории США, когда и верхняя, и нижняя палаты конгресса приняли общий документ, касающийся прав иностранного диссидента. Первый был принят 22 года назад в защиту Нельсона Манделы .
Вот что писал эксперт Тошпулат Юлдашев, отмечая активность Санджара Умарова в разрешении проблем с хлопководством и коррупцией в экономике: «Он очень надеялся и верил в возможность встречи, начало политического диалога с высокопоставленными лицами страны. В пакете предложений по реформе экономической системы, он намеревался коснуться за круглым столом и проблем хлопководства, представить рекомендации о путях их решения, согласовать интересы тружеников села с интересами властных структур, добиться установления справедливых цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, справедливого распределения доходов.
Санджар Умаров уверял, что Президент И.Каримов плохо разбирается в ситуации, не имеет достоверной информации о состоянии экономики, в особенности о кознях и махинациях своих приближенных, использующих его имя и слабости в целях сохранения высоких должностей и извлечения из них максимума выгоды.
Когда ближайшее окружение Президента сознательно скрывает от него правду, дает желательную, но необъективную информацию, несомненно, утрачивается возможность эффективно управлять государством. Если бы он имел достаточные представления о ситуации в стране, говорил С.Умаров, то непременно принял бы меры с целью ее улучшения. Исходя из таких соображений, он подключился в политику.
Авторитарной власти самостоятельно мыслящие, инициативные специалисты не нужны. Его нервируют и рекомендации по реформированию страны, политической системы. Либерал Санджар Умаров оказался чрезмерно оптимистическим политиком, глубоко просчитался в своих анализах и оценках, за что горько расплачивается.
Санджар Умаров – богатый человек. Он ни в чем не нуждается. Стремится к тому, чтобы хорошо жил не только он сам с семьей и родственниками, но и весь народ. При наличии в стране богатейших ресурсов, талантливых кадров, такая цель ему представляется вполне достижимой. Однако вместо диалога с ним, поддержки инициативы, власти крайне несправедливо подвергли его аресту, моральным и физическим пыткам, затем осудили на длительный срок тюремного заключения главным образом за инакомыслие, гражданскую инициативу, политическую активность. Такая же участь постигла координатора Демократической коалиции Надиру Хидоятову, правозащитника Мутабар Таджибаеву и других демократов. Таких известных, уважаемых общественно-политических деятелей без специального на то указания сверху, никто не посмел бы арестовать, подвергать пыткам, осуждать на длительный срок тюремного заключения.
Репрессивная власть устраивает гонения на самую мыслящую часть общества. У сильного всегда бессильный виноват. Невинных патриотов, не имеющих государственных должностей, преследуют, сажают в тюрьму по обвинению в … коррупции, мошенничестве и других преступлениях, а настоящие казнокрады, мошенники благоденствуют, решают судьбу людей, страны» .
Уже более трех находится в заключении Санджар Умаров, видный лидер оппозиционного движения Узбекистана. Не он один находится в тюрьме, тысячи и тысячи людей, обвиненных в государственных преступлениях, которые фабриковала машина репрессий Ислама Каримова, гниют и умирают за стенками. Надзиратели, милиционеры, следователи и судьи продолжают издеваться над народом и бросают в зинданы тех, кто продолжает свято верить в демократические ценности, кто любит Всевышнего больше, чем главу государства, кто пишет правду в своих стихах или статьях, кто предлагает иные пути, чем навязывается обществу кровавым режимом Ислама Каримова.
Диктатор боится своего соперника, и это правильно. Потому что Санджар Умаров выше его по моральным и нравственным качествам, он сильнее духом, потому что у лидера «Солнечной коалиции» есть вера. Вера в справедливость, честность, совестливость и гуманность. Это антогонизмы тому, что насаждает Ислам Каримов, – страх, подлость, доносительство, репрессии, унижения, пытки. С такими принципами не построить не счастливое общество, ни гражданское государство. Лицемерным будет назвать такую систему демократическим, правовым, социально и экономически развитым. Но именно так пытается внушить гражданам И.Каримов, хотя каждый на своем примере убеждается в лживости не только речей президента, но и вообще его реформ, т.н. «узбекской модели развития».
С.Умаров был одним из тех, то трезво оценивал реалии и предлагал альтернативы общественного и государственного строительства. Он был сторонником ненасильственных действий, мирных трансформаций, понимая, что гражданской войной или кроваввой революцией можно ввергнуть страну в пучину затяжных катаклизмов, как это имеет место, к примеру, в Афганистане. Реформы, проводимые Исламом Каримовым, выдохлись, оказались нежизнеспособными. Поскольку они были сформулированы кабинетным работником, коррупционером, мечтавшим о личной власти и богатстве за счет хищения и краж, а не созидателем и честным руководителем. Андижан, 2005 год, продемонстрировал, что народ имеет серьезные намерения в отношении того, что насаждается правительством, митинги и стачки трудящихся в других городах, которые также проявляются несмотря на прессинг карающих органов, есть ни что иное как свидетельство закипания недовольства. Гневные и обличительные статьи в Интернете подтверждают ненависть слоев населения к диктатуре. Как бы не пытался И.Каримов скрыть все это от народа, ему не удасться упрятать в банку секретов свои темные дела, обман, преступления. Он и его помощники из мафиозных и клановых сфер пытаются сохранить власть, и поэтому они как огня боятся оппозиции.
Они опасаются Санджара Умарова, раз обвинили его в несуществующих преступлениях и бросили за решетку. Раз создают невыносимые условия его содержания, надеясь, что он там и умрет. Но за его жизнь и свободу борятся сотни тысяч людей по всей планете, международные, правительственные и неправительственные организации, бизнесмены и политики, ученые и писатели – все уверены, что день свободы для С.Умарова настанет. И это будет свидетельством победы прогрессивной части человечества над темными силами, над кровавыми режимами.
И тогда с ним, с лидером либерального движения, можно будет начать строить новую жизнь – без репрессий и насилия, лжи и обмана, коррупции и вымогательства. Это будет время для достойных людей и честных граждан.
Свободу Санджару Умарову!



Другие статьи в литературном дневнике: