Золотые очки...

Алишер Таксанов: литературный дневник

Помню мультик, где совенок, взяв очки дедушки, пел:
«А у меня волшебные очки,
Завидуйте жучки и паучки!»
Мне завидовать не приходилось, так как с 11 лет ношу очки. Дочитался, как говорится, испортил зрение, увлекаясь литературой. И кличку «очкарик» воспринимал не как оскорбление, а как данный факт: да. Я очкарик, зато знаю много!
Конечно, в космос с очками меня бы не взяли, и я переключился на земную профессию.
Ладно, дело не в этом. В течение почти 30 лет я покупал очки. Разная была оправа, разные были и стекла. И никогда это не было для меня проблемой.
Проблема появилась неделю назад: сломалась моя любимая оправа, которую я носил три года. Точнее, вылетел винтик, душка упала. Казалось бы – пустяк, найди винтик и носи дальше. Увы, винтик микроскопический, его найти не удалось. В оптике Felmann, куда я обратился за ремонтом, сказали, типа, пардон, у нас нет таких деталей, если бы вы заказывали у нас, то могли бы вам подыскать у поставщика...
И пришлось мне брать термин (заявку) у врача. 17 марта я посетил ее, она проверила мое зрение и выписала рецепт. Потом я с дочерью зашел опять в Felmann.
Если думаете, что заказать оправу просто, то ошибаетесь. Во-первых, там огромный выбор, и цены от дешевых (19 франков до 500 франков!!!). Но это только оправа. А ведь еще есть и стекла – это отдельная тема! Выбор их - тоже утомительная задача.
Так вот, вас встречают сотрудники и интересуются, мол, чего вы желаете? Объясняем причину прихода. «Нет проблем!» - счастливо отвечает женщина, и ведет нас к стендам, где разложены сотни очков. Я рассматриваю мужскую оправу. Есть золотые, титановые, серебрянные, черные, короче, все модели не перечислишь. Выбрали десять штук на примерку.
Потом идешь к столу и там начинаешь примерять уже в присутствии сотрудницы, которая артистично и со знанием дела описывает достоинства (недостатки не очень) той или иной оправы, дает пояснения. Потом приносит пробные еще и она, но все исключительно дорогие (не меньше 150 франков). Подгоняет оправу к лицу, скручивает душки, пластик, что удерживает очки на носу, короче, манипулирует с головой и очками... Весь этот процесс не просто описать... Ну, это как парикмахерша подгоняет под вас прическу, так работает и оптикер.
Выбрали. Потом начинается история со стеклами. Выбор: стекло или пластик? И то хорошо, и это, и там есть недостатки (стекло, к примеру, ломается, а пластик – царапается), и там есть преимущества (пластик легче, чем стекло, но у стекла лучше степень прозрачности). Если пластик, то он со всякими прибамбасами: искажение изображения, защита от солнца, отражение света, гашение бликов, адаптация к переходу глаза смотреть с близи в даль и наоборот, тонкие стекла и толстые, короче, всего не перечислишь. Если читать – одни стекла, смотреть телевизор – другие, гулять – третьи, а сидеть за рулем авто – четвертые. И все это подается оптикером с различными картами-схемами и пояснениями на бумаге. Голова начинает кружится от выбора. Ты не можешь ничего пояснить, потому что ведет к цели тебя оптикер, а не ты сам. Гипноз какой-то. Неможешь найти сил сопротивляться и остановить процесс. Оптикер же снимает показания приборов по фокусу и прочим техническим характеристикам. Короче, работа не для глупых.
А потом начинается калькуляция. Это работа с каталогами и подсчет на калькуляторе. В итоге мне выписали очки стоимость в 901 франков (это почти 900 долларов!). Я чуть со стула не упал. Это же цена плоского телевизора в 81 см по диагонали и контрастностью в 30 тыс. к 1. А страховка оплачивает только стекла и до цены не более чем 100 франков за одно секло. Остальное, пардон, из собственного кармана.
Потом ваш заказ делают от 2 недель до месяца. При этом вам постоянно будут слать открытки, если заказ задерживается. А когда будет готов, то тоже пришлют бумагу.
Я сказал женщине, что должен посоветоваться с супругой, мол, деньги не маленькие. Та улыбнулась и предложила прийти потом и сказать ответ.
Когда я вышел, то свежий ветер привел меня в чувство. Бог ты мой! Зачем мне такие «золотые» очки? Мне нужно просто нормальные очки! Носил я раньше простые и хочу сейчас! Почему я не остановил эту фрау и не сказал: извините, но отложим все предложения в сторону, и скажите, сколько стоят простые стекла и простая оправа?
Я пришел сегодня, и задал этот вопрос. Ясного ответа не получил, так как нет простых стекол. Все стекла сложные и для разных функций. И поэтому оптикер не понимает, чего я хочу... Я вновь обалдел и вошел в ступор.
А потом попращался и отменил заказ.
И подумал, что попрошу сестру в Германии занести мои очки в оптику, где найдут подходящий винтик и вкрутят его, как это сделали раньше с той оправой, что ношу я сейчас. И обошлось это бесплатно. А пока на моем носу повсят старые, хотя они и не совсем удобные (диоптии слабые).



Другие статьи в литературном дневнике: