Хива с двух половиной тысячелетней

Алишер Таксанов: литературный дневник

ИСТОРИЕЙ – ВНОВЬ ОТКРЫТАЯ СТРАНИЦА ТУРИЗМА


Презентация турпродукта «Золотое кольцо Хорезма» и туристическая ярмарка «Культура древнего Хорезма – Хива 2005» состоялись 9-10 июня на территории древней крепости Ичан-Кала города-музея Хива. Праздничные и торжественные мероприятия были организованы совместными усилиями представительств ЮНЕСКО, Немецкой ассоциации народных университетов (IIZ/DVV), Японского агентства по международному сотрудничеству (JICA), координационного бюро TACIS NCU, Центра развития бизнеса и туризма г.Хивы и местной городской администрации (хокимията).


Их целью было привлечь внимание международного рынка туризма, системы туроператорских услуг и гостиничных цепей к возможностям Хорезмской области и Каракалпакстана в развитии индустрии гостеприимства, открытия новых увлекательных туров и маршрутов, поддержания зарождающегося частного сектора, предоставляющего необходимый сервис для путешественников и отдыхающих. По оценкам экспертов, на площадях Кухна-Арк и Медресе Аллакулихана присутствовало не менее трех тысяч человек, учитывая тот аспект, что в самой крепости – городе Хива живет около полусотни жителей. Специально из Ташкента был организован авиарейс, а из Бухары и Самарканда, Нукуса сюда следовали автобусы с участниками.


- Мы рады приветствовать вас в старинном городе Хиве – сердце Великого Шелкового пути, и надеемся, что эти два дня будут для всех нас важными и значительными, - обратился к участникам мероприятий, гостям, представителям СМИ и туристам хоким города Даврон Алликулов. – Нынешние торжества посвящены возрождению туризма в регионах Хорезма и Каракалпакстана, демонстрации наших возможностей в сфере культурно-исторического наследия, традиций и фольклора, сервиса и ремесла. При поддержке международных структур и при активном участии местного бизнеса появляются серьезные предпосылки для активизации того потенциала, которыми мы располагаем уже много лет, и которые по достоинству оцениваются как самим узбекистанцами, так и нашими гостями из дальнего и ближнего зарубежья.


В настоящее время Ичан-Кала, занимающего 26 гектаров и имеющего крепостные стены от 8 до 10 метров в высоту, считается музеем под открытым небом, в котором отреставрированы практически все памятники старины и культуры. Здесь же построены новые или преобразованы из старых зданий гостиничные комплексы, открыты рестораны и ремесленные лавки, площади для фольклора и танцев, а также мастерские, 13 стационарных музеев, магазины. Город имеет четыре ворот, но главным считается Ота Дарваза (Отец ворот), через которые обычно входят туристы и гости. Музейный фонд располагает 40 тыс. экспонатами, в числе которых археологические находки – 1,1 тыс., монеты и медали – 14,8 тыс., рукодельные изделия – 2,3 тыс., бытовая утварь, этнографические продукты – 1,8 тыс., рукописи и свитки – 4,9 тыс., миниатюры – 113, скульптуры – 10, фотографии – 3,07 тыс. единиц.


- В рамках организуемой ярмарки мы хотели представить вашему вниманию потенциал и динамику развития малого и среднего бизнеса в сфере туризма этого города и Узбекистана в целом, - заявил представитель Уве Гартеншлегер. – По нашему мнению, этот сектор республики может взять на себя ведущую роль в развитие страны, предлагая множество возможностей для решения социальных вопросов, а также завоевания мирового туристского рынка. Уверены, что наш проект и ярмарка будут содействовать воплощению этой идеи.
В первый день были проведены ярмарочные мероприятия, на которых свои услуги представили гостиничные хозяйства города, в числе которых «Исламбек», «Арканчи», «Малика», «Лолита», «Хива», «Зафарбек», «Мирзабоши», «Хорезм-Палас», расположенные внутри крепости или рядом с ней. Рестораны и бары также рекламировали свой возможности, особенно в сфере гастрономии и восточного сервиса. Турпродукт демонстрировали как местные туроператоры, так и из Бухары, Самарканда, Ферганской долины и Кыргызстана. Для гостей был открыт информационный туристский центр, который, кстати, теперь будет действовать на постоянной основе.


Нужно сказать, что это вторая региональная ярмарка, проводимая в Узбекистане. Ранее, при содействии проекта «Региональный тренинг и поддержка Центров для малого и среднего бизнеса в туризме», осуществляемого IIZ/DVV совместно с Европейским институтом культурологического туризма в Болгарии (Eureka) и Бухарским центром поддержки туристического бизнеса, в 2004 году состоялась ярмарка в Бухаре, которая вызвала резонанс на туристском рынке Узбекистана. Для некоторых предпринимателей был организован учебный тур в Болгарию с целью получения опыта и навыков управления в ресторанном и гостиничном бизнесе. Кроме того, посредством IIZ/DVV эксперты подготовили и опубликовали учебные пособия, а также провели семинары по стратегическому планированию и финансовому менеджменту в туризме, гастрономии.


Как отметили некоторые туроператоры, не следует противопоставлять региональные ярмарки с республиканской «Туризм на Великом шелковом пути», которая проводится традиционно осенью с 1995 года. Имеющие локальное значение региональные ярмарки больше увязаны с демонстрацией возможностей малых городов и сельских районов, хотя, это следует признать, они имеют больший интерес у национальных и зарубежных турфирм, а также международных организаций. Особенно это касается аспектов трансграничного сотрудничества. Так, на дискуссиях «круглого стола», имевшего место на следующий день, поднимались предложения развить идеи «Иссык-Кульской инициативы для регионального сотрудничества в продвижении туризма в Центральной Азии», которую приняли на семинаре, состоявшегося в г.Чолпон-Ате 12-13 июля 2004 года.
В ней предлагалось создать региональные структуры, способствующие продвижению совместных турпродуктов и проведения совместных программ развития, в частности, Центрально-азиатскую туристскую ассоциацию. Кроме того, в рамках предложений по облегчению туристских формальностей, интересным показалась идея введения «визы Шелкового пути», прототип которой уже существует в Юго-Восточной Азии и имеет название «Меконгская туристская виза». Подобные разрешительные документы позволяют гостям беспрепятственно путешествовать по странам, реализующим совместные туристские программы.


В Чолпон-Ате также звучали призывы пересмотреть законы, регулирующие туристскую сферу, в сторону предоставления частному сектору больших инициатив, особенно в разгосударствлении и приватизации объектов отдыха и рекреации. Необходимо также улучшить сбор и учет статистических данных по стандартам ВТО, что позволит раскрыть реальную картину в туризме и прогнозировать тенденции. Немаловажное значение в «Инициативе» предавалось созданию новых турпродуктов, маршрутов, проведения маркетинговых исследований, подготовке кадров, привлечению инвестиций, возрождению ремесел и фольклора.
Участники «круглого стола» также ознакомились с результатами исследования эксперта CIM Андреа Лойнбергер, которая его проводила в мае 2005 года среди иностранных и узбекских туристов, посещавших Хорезмскую область. Так, из 84 человек, 14% представляли Францию, по 9% - Германию и Израиль, 12% - Великобританию, 7% - Австралию, 15% - Узбекистан, остальные респонденты – из других государств. Из этого числа 46% имели возраст от 50 до 70 лет, а 21% - 30-40 лет.


- Опрос показал, что 14% приехали в Хиву по работе, 53% - в составе туристских групп, 32% - как независимые посетители, - подчеркнула А.Лойнбергер. – 87% респондентов прибыли сюда впервые, 12% - во второй раз. Информацию об Узбекистане 30% получили от друзей, 10% - через Интернет, 19% - средства массовой информации, 53% - туристские гайды.
Как оказалось, 36% опрошенных прибыли в Хиву по бизнесу, 44% - через агента в своей стране, 19% - через агента в Узбекистане, 16% - через личные контакты, и в 96% случаях они осуществляли запросы через Интернет. Говоря о сервисе узбекской индустрии гостеприимства, 28% туристов хотели, чтобы в их отеле был представлен восточный декор и интерьер, 57% хотели иметь бра у кровати, 26% - ванную, 76% - душевую, 24% - фен, 37% - чулан в комнате, 32% - вешалку для одежды, 22% - нишу для чемоданов, 26% - стол, 32% - мыло и шампунь, 9% - библиотеку.


Туристы в 67% случаях заявили, что их гиды были компетентными при экскурсии, в 27% - знающими и эрудированными, 31% - интересно преподносившими информацию, 19% внимательными к нуждам туристов. Они также отметили, что для них интересными были живая музыка (25%), лекции (14%), народные танцы (27%), демонстрация приготовления пищи (6%), обучение ремесленничеству (8%), театрализованные сцены из рубаи Омара Хайяма (2%), посещение театра (8%).
На вопрос «Я думаю, что Хива нуждается…» 33% туристов указали на улучшении рекламы своего туристского потенциала, 15% - в возрождении магического образа, 10% - лучшем освещении улиц ночью, 9% - указателях и вывесках, 8% - комитете по охране зданий, 19% - большем количестве общественных туалетов, а 15% отметили, что ничего больше не нужно. Оказалось, что 7% из опрошенных во время прогулки по городу хотят приобрести сюзане, 2% - ковры, 1% - антиквариат, 10% - керамику, 4% - золотые изделия, 5% - ювелирные предметы, 2% - тюбетейки, 24% - шелковые шарфы, 2% - миниатюры. В то же время, 43% желали остановиться здесь подольше, 5% - купить слайды или фильм, 6% - карту Хивы, 7% - пользоваться кредитной картой.


По мнению А.Лойнбергер, эти социологические данные позволят местным службам улучшить свою деятельность, зная интересы и пристрастия иностранных туристов, ориентировать производство услуг под конкретные запросы.
Для участников мероприятий и гостей был продемонстрирован двадцатиминутный видеоролик «Золотое кольцо Хорезма», подготовленного представительством ЮНЕСКО в Узбекистане. Его глава Бари Лейн рассказал, как шла подготовка к фильму, и осуществлялись съемки в различных уголках Хорезмской области и Каракалпакстана, с какими интересными сторонами жизни местного населения они ознакомились. Кроме того, в здании медресе Аллакулихан проходила выставка греческого фотографа Павлоса Константиноса Политиса, запечатлевшего традиционные образы жизни людей Центральной Азии.


Были также организованы экскурсии по историческим местам и памятникам, с целью ознакомления спецификой работы гостиниц и ресторанов, музеев состоялся «День открытых дверей». А по улице Палван Кари открылась выставка ремесленников, собравшая немало иностранных туристов. Особый интерес вызвал вечерний концерт фольклорных групп и театрально-костюмированное представление о жизни хорезмшахов и хивинцев сотни лет назад.
По мнению большинства приглашенных и зрителей, мероприятия в Хиве оказались впечатляющими и полезными для развития туризма.



Другие статьи в литературном дневнике: