Каков объем туризма в Узбекистане?

Алишер Таксанов: литературный дневник

25.05.2006. Называя туризм «приводным ремнем» экономики, мало кто в Узбекистане дает серьезную оценку этой отрасли, хотя помпезных слов можно услышать немало. Ибо никто в реальности не представляет, сколько туристов приезжает в республику, каков объем денег, оставляемый ими здесь, сколько товаров и сувениров экспортируется, ибо зачастую цифрами владеют или «закрытые» учреждения, или все, что на поверхности, на самом деле не всегда отражает реальность. Например, согласно данным таможни, в 2005 году в страну с туристской целью въехало 3,8 тыс. иностранцев, тогда как Национальная компания «Узбектуризм» дает цифру в 241,9 тыс. человек, обслуженных системой.


Точно также трудно оценить экономический эффект от туризма. По данным Госкомстата, экспорт туруслуг в 2005 году составил 23,5 млн. долларов, а импорт 988,6 тыс. долл., но это не весь объем, который вкладывает эта сфера в создании ВНП страны. Практически – это оценка трансфертов между турфирмами и предприятиями услуг. Получается так, что не учитываются доходы учреждений питания, развлеченния, торговли, к которым обращаются путешественники помимо тех объемов услуг, которые включены в турпродукт (т.н. дополнительные расходы).


И здесь не следует винить только «Узбектуризм», который, с одной стороны, является проводником государственной политики, а с другой – хозяйствующей ассоциацией, что в рыночной ситстеме является парадоксом, но и другие органы власти и управления. Ведь туризм – это огромный народный комплекс, состоящий из первичного звена (турфирмы, гостиницы, транспорт, питание), вторичного (общественная безопасность, таможня, налоговая служба, медицина, страхование), третьичного (энергетика, строительство, сельское хозяйство, переработка мусора). И все они прямо или косвенно участвуют в обслуживании путешественников.


Дело в том, что статистика туризма пока что охватывает только узкий сегмент – отчетность фирм, которые организуют поездки, и предприятий, которые предоставляют услуги путешетвенникам, а это, если честно, лишь небольшая часть всех международных и внутренних визитов. Поэтому часто слышиться от «Узбектуризма», что они дают цифры только по количеству обслуженных клиентов, а не по объему въезда-выезда, мол, остальное – вне их прерогативы и возможностей. И здесь трудно с ними не согласиться.


На самом деле туризм разнообразен, и согласно международным определениям сюда можно включить многих людей, которые сами того не подозревают, что выступают порой в качестве путешественников. Отметим: турист – это лицо, которые передвигается из привычной среды обитания в незнакомую (непривычную), совершает хотя бы одну ночевку и не получает доходы от места пребывания. Таким образом, это и «челноки», и визиты к родственникам, и лечебные туры, и экскурсии по городам, и отдых на природе, и многое другое. Вот отразить это в цифрах порой не всегда удается, поскольку нет связующего центра, способного обработать хотя бы ведомственные показатели и дать более-менее ясную картину. Между тем, это вполне возможно, и мы продемонстрируем это (см. таблицу № 1). Прежде всего, цифрами располагают такие ведомства, как (приведем только основные):


Комитет по охране государственной границы – имеет базу данных по числу лиц, пересекших границу, что позволяет фиксировать международные прибытия и убытия с учетом стран и регионов, а также времени пребывания лиц в Узбекистане. Между тем, эта организация не фиксирует внутренние передвижения, а значит, не учитывает, сколько людей – иностранцев и национальных граждан путешествует внутри республики по регионам;


Министерство внутренних дел – это число зарегистрированных лиц (иностранцев и национальных граждан) как в самой системе милиции, так и в гостиницах, турбазах, кемпингах, уполномоченных производить регистрацию клиентов по месту пребывания. Здесь учитываются граждане, которые прибыли из СНГ и дальнего зарубежья по частным визитам к родным и близким, а также по бизнесу. Однако в полицейскую статистику не попадают люди, которые пребывают сюда транзитом, то есть сроком до 3-х суток.


Министерство иностранных дел располагает информацией о количестве выданных виз гражданам, с государствами которых установлен и действует визовой режим. Понятно, что сюда не включаются лица из стран с безвизовым режимом. Между тем, даже МИД не располагает полными данными о визитах из стран, с которыми у Узбекистана существует визовые правила, например, Таджикистана и Кыргызстана. Так, в рамках межправительственного узбекско-казахско-кыргызско-таджикского Соглашение о сотрудничестве в области развития санаторно-курортных, оздоровительных и туристических учреждений и организаций» от 8 июня 2000 года, г.Астана, определено, что туристы могут въезжать без виз на основе выданных путевок.


Государственный таможенный комитет фиксирует не только граждан, пересекающих таможенную границу, но и их материальные ценности (валюта, товары, драгоценности), а также объем ввозимого оборудования, сырья, продуктов для туристских предприятий. Таким образом, в суммарном положении ГТК способен оценить количество ввозимых и вывозимых денежных средств, ресурсов. Частично, это позволяет определить платежный баланс страны, увидеть, каково сальдо валютных средств.


Национальная компрания «Узбектуризм» - число обслуженных туристов в рамках тех структур, которые имеют лицензию на туристскую деятельность (туроператоры, гостиницы, автопредприятия). Безусловно, это лишь небольшая часть путешествующих лиц, которые попадают в статистику компании.


Транспортные компании и их агентства по бронированию и продаже (железнодорожная «Узбекистон темир йуллари», авиационная «Узбекистон хаво йуллари» автобусная «Узавтопасстранс») могут свидетельствовать о фактах приобретения дорожных билетов как резидентами, так и нерезидентами. Сложнее это сделать в отношении частного извоза, так как таксисты не выбивают чеки, однако по маркетинговым исследованиям возможно рассчитать приблизительные размеры. Кроме того, можно определить, какие направления, в какой сезон пользуется наибольшим спросом. А это позволяет в контексте с загрузкой гостиниц и размещением в частном секторе определять туристские центры.


Предприятия торговли (в рамках «Узбексавдо»), общественного питания или бытовых услуг не делают различия, кто именно приобретает товары или получает услуги – местный турист, иностранец или житель района. Однако по тому, какие продукты и товары продаются, можно определить объем затрат туристов (ведь они часто приобретают сувениры, изделия местных мастеров).


Центральный и коммерческие банки регулируют объем денежной массы и располагают информацией о обмененной валюте как резидентами, так и нерезидентами. В свою очередь, это позволяет оценивать размеры валютных поступлений от физических лиц. Кроме того, по банковским трансфертам легко определить объемы платежей за предоставленные услуги между туроператорами, турагентами и предприятиями.


Предприятия культуры (музеи, театры), развлечения (дискотеки, боулинги, аттракционы), образования (тренинги, конференции), спорта (стадионы, бассейны, массажные), здравоохранения (курорты, санатории, здравницы), а также гостиницы, лагеря и дома отдыха по линии ведомств и профсоюзов также оказывают услуги туристам, и здесь также можно их вычленять из общей массы потребителей. Для этого следует внедрить специальные методологии, которые уже давно используются в развитых странах, в частности, Европы.


Таблица № 1. Определение ведомств по учету туристских визитов и объемов дохода от туристских услуг
Ведомства\ Объемы визитов\ Объемы доходов\
Комитет по охране государственной границы\ Количество международных пересечений людей и транспорта, включая транзит.\ -\
Министерство внутренних дел\ Количество людей, зарегистрированных в средствах размещения и по месту жительства приглашенных (свыше 3-х суток);Количество людей, получивших разрешение на выезд за границу.\ Оплата за регистрацию и получение «выездной визы». Можно определить объемы дохода от регистрации\
Министерство иностранных дел\ Количество выданных виз иностранным гражданам на въезд в страну.\ Сумма от выдачи въездных виз, консульские сборы\
Государственный таможенный комитет \ Количество международных пересечений по целям въезда-выезда.\ Объем ввозимых-вывозимых материальных ценностей и валюты. Можно определить сальдо финансовых средств, которые остались в стране.\
Министерство здравоохранения/ Федерация профсоюзов\ Количество получивших услуги в здравницах, санаториях, курортах, домах отдыха.\ Количество средств, полученных от продажи путевок, оказания дополнительных услуг и т.п.\
Министерство труда и социальной защиты\ Количество лиц, выехавших за рубеж по профессиональной линии, в том читсле в турпредприятиях. Число занятых в туристской сфере республики.\ -\
Национальная компания «Узбектуризм»\ Количество людей, получивших услуги по организации туров со стороны турфирм и предприятий сервиса.\ Количество дохода от продажи турпродукта и оказанных услуг.\
Министерство культуры и спорта\ Количество людей, посетивших музеи, театры, концерты, студии, стадионы, бассейны, тренажерные залы.\ Объем выручки от оказанных услуг, продажи билетов.\
Транспортные предприятия\ Количество перевезенных пассажиров авиа-, ж/д- и автотранспортом.\ Выручка от продажи билетов. \
Страховые компании\ Количество страховых полисов, выданных туристам.\ Объем выплат по страховым обязательствам.\
Центральный банк и коммерческие банки\ Количество обслуженных иностранцев и национальных граждан.\ Сумма обмененной валюты. Сальдо от ввоза-вывоза валюты. \
Государственный налоговый комитет\ -\ Поступление налогов от деятельности турфирм и других организаций, физических лиц, связанных с обслуживанием туристов.\
Государственный комитет по охране природы\ Количество туристов, получивших лицензии на охоту и рыболовство, сбор трав, визиты в особо охраняемые природные территории.\ Доходы от продажи лицензий, входных билетов в парки и заказники. \
Другие ведомства, в том числе Министерства народного образования, высшего образования, обороны, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и пр.\ Количество выданных путевок для отдыха в детских оздоровительных лагерях, домах отдыха, санаториях.Количество обслуженных в ведомственных гостиницах, не имеющих лицензии от НК «Узбектуризм».Продажа в торговых точках сувениров и продукции для туристов.\ Объемы от продаж путевок, сувениров, оказания гостиничных услуг. \
Местная администрация (хокимияты)\ Количество выданных патентов для индивидуальных предпринимателей, обслуживающих туристов (аренда квартир, плавсредств, частный извоз, питание, экскурсии).\ Сумма от уплаты пошлины за патент.\
Министерство внешних экономических связей, торговли и инвечстиций\ -\ Объемы кредитов, грантов, инвестиций в туристскую сферу.\
Средства массовой информации\ -\ Доход от рекламы туристских продуктов.\
Государственный комитет по статистике\ Обобщение всех показателей по графе туризм.\ Обобщение всех показателей по графе туризм.\


Обобщенные показатели могут экспертам показать объемы, динамику и тенденции туристского развития, определить барьеры, которые мешают индустрии гостеприимства. На базе их следует строить стратегию и тактику развития отрасли. Между тем, без этих точных индикаторов правительство приняло ряд программных документов, определяющих развитие отрасли до 2010 года. Может случиться так, что конечные результаты не были достигнуты, так как инструментарий не соответствовал реальным потребностям, цифровые значения были условными. В расчет порой не брались другие составляющие, например, как работают с путешественниками такие структуры как МИД, МВД, ГТК. Ведь они тоже предоставляют специфические услуги, и именно с ними в первую очередь сталкиваются визитеры. Иностранцы не голосуют руками в стране пребывания, это они делают ногами – если что-то им не нравится, если их обидели, то они выбирают другие страны.


Поэтому участие силовых и контролирующих структур, местной власти, администрации природных парков является таким же важным, как непосредственно и турфирм и гостиниц, предприятий транспорта и питания.



Другие статьи в литературном дневнике: