Посадят не посадят?

Алишер Таксанов: литературный дневник

09.04.2003. Иногда так думают свободолюбивые журналисты, когда берутся за перо и хотят написать острые статьи о проблемах узбекистанского общества


И чаще всего подвергаются репрессиям. Не обязательно старыми и испытанными (поэтому надежными методами), например, подбрасыванием наркотиков, патронов и ваххабитских листовок, увольнением из газеты (как это сделал пресс-секретарь президента Рустам Джумаев в отношении ответсекретаря газеты "БВВ") или закрытием популярного издания (скажем, газеты "Время и Мы"). Арсенал давления ежедневно пополняется: это и организация клеветы в Интернете, и содействие "увольнению" из издания. Это иногда привычные провокации против журналистов: угрозы по телефону… И здесь работают не только спецслужбы, но и другие ведомства, прямо или косвенно связанные с СМИ, в том числе узбекские дипломатические миссии.


Скажем, 9 апреля в Москве должна пройти конференция по водным проблемам Центральной Азии, организованная столичной мэрией, и посольство Узбекистана в России настояло на том, чтобы из списка гостей был вычеркнут независимый узбекский журналист. Таким образом, мэр Юрий Лужков поднял лапки перед грозным узбекским окликом из Погорельского переулка, 12, и этим самым способствовал развитию узбекской дипломатической цензуры в России. Не хотелось бы думать, что в других европейских странах организаторы семинаров и конференций обращаются в узбекские дипмиссии с просьбой утвердить список приглашенных…


Но это не столь еще опасно (хотя и вселяет тревогу) как то, что твориться с журналистикой в самом Узбекистане. Конечно, можно по наивности думать, что с ликвидацией органа цензуры исчезла сама цензура. Нет, просто нет такого правительственного органа, но осталась сама суть цензуры, и она многолика, хищна, проявляется в разных ракурсах и ипостасях. Теперь цензоры – сами учредители, редактора, журналисты, а иногда и чиновники, которые курируют издание. А поскольку подавляющая часть изданий учреждена государственными органами, то и цензура приобретает ведомственную окраску. С другой стороны, "свободным" масс-медиа спущены списки авторов, публикации которых строго запрещена. Неудобными становятся многие журналисты.


Так, в конце февраля главный редактор газеты "Миллий таълим" ("Национальное образование") Исмат Хушев вынужден был созвать братьев по перу и сообщить им о давлении, оказываемом на него правительственными чиновниками высокого ранга. В своем заявление он поведал, как руководитель Узбекского агентства по делам прессы и информации Рустам Шагулямов (известный еще тем, что долгое время содержал аппарат цензуры, и сам лично проявлял антисемитские взгляды на правительственном совещании – не смейтесь! – по духовности и просветительству) при свидетелях подчиненных схватил за шиворот журналиста и с оскорблением в адрес его покойной матери сказал: "Убирайся в свою деревню! Чтобы в течение часа вас здесь не было!" Он же сообщил друзьям Хушева, что посадит журналиста в тюрьму. Остается действительно сожалеть, что такие люди управляют СМИ республики…


А ведь еще 15 января 2003 года это Агентство выдало свидетельство за № 111 о регистрации газеты "Миллий таълим". Наверное, не стоит рассказывать, как трудно в Узбекистане открыть газету, особенно частным и независимым структурам. Но если за это дело берется министерство, то проблем как бы не бывает. Но у этой газеты несчастливая судьба, и вряд ли здесь виновато число "13": ведь распоряжение № 13 о формировании редакции 17 января 2003 года подписал министр высшего и среднего специального образования Саидахрор Гулямов с целью подготовки квалифицированных кадров, распространения новых образовательных технологий и пр., а 21 февраля исполняющий обязанности министра Рустам Касымов приказом № 46 распускает издание, мотивируя отсутствием средств на содержание газеты. Три выпуска – и газета прихлопнута. В чем причина? Действительно ли у министерства не было средств? Такое кажется маловероятным, ибо если учредитель решается на создание газеты, то, безусловно, предварительно просчитывает, из каких средств ее будет содержать, а такое ведомство как МВССО РУ имеет на это финансовые возможности. И, конечно, газета такого профиля не может быть прибыльной, и в министерстве прекрасно знали, что издание всегда будет дотационным, и были готовы к этому.


Есть еще одна версия: мол, во всех номерах были грамматические ошибки, а сами авторы отказались от своих статей. То же не вериться, ибо достаточно взять в штат корректора и литературного редактора, которые будут обрабатывать тексты, – и проблема решена. Авторство – тоже можно установить, хотя я склоняюсь к версии, что они попросту испугались столкнуться с всесильными чиновниками. Скорее всего дело в том, что газету возглавил свободолюбивый журналист. Редактор Исмат Хушев отмечает, что в этом заинтересован и вице-премьер страны Хамидулла Кароматов. Журналист также рассказал, как советник президента Ахмаджон Мелибоев посоветовал коллегам Хушева сторониться его. Сам Хушев опасается за свою жизнь и жизнь родных и близких.


И это не удивительно. Ведь в Узбекистане со свободой слова не все хорошо, как любят кричать с высоких трибун некоторые госчиновники. Журналист Гайрат Михлибоев приговорен к 7 годам лишения свободы, главный редактор газеты "Адолат" Тухтамурад Тошев арестован, против самаркандского корреспондента газеты "Голос Узбекистана" Лутфилло Мамасолиева и кашкадарьинского журналиста Олима Тошева возбуждены уголовные дела, а собкоры радио "Голос Америка" были избиты милиционерами, снят с должности руководитель Национального пресс-центра… Это можно продолжать до бесконечности. Впрочем, любой, кто почитает материалы ОБСЕ, то увидит фамилии других представителей узбекских СМИ, находящихся за решеткой или в бегах от карательно-репрессивного правосудия. Это все – результаты одиннадцатилетней т.н. демократизации. Еще 11 лет таких реформ – и полстраны будет сидеть за решеткой.


Некоторые считают, что свободолюбивые журналисты пока ходят за пределами тюрьмы лишь из-за того, что в мае 2003 года в Ташкенте должен пройти саммит Европейского банка реконструкции и развития, и в связи с этим в столице ведутся не только реконструкция гостиниц и благоустройство улиц, но и "продвигаются" внешние признаки демократии – не преследуются независимые журналисты (независимых СМИ в республике, к сожалению, не существует). Но как считают некоторые "строптивые" рыцари пера и чернила, это ненадолго, а после международного форума все потечет по старой большевикско-авторитарной колее: начнутся аресты, задержания, угрозы и увольнения... Поразительно другое: на веб-сайте Европейского банка размещен отчет Хьман Райтс Вотч о ситуации с правами человека в Узбекистане, и многие данные, приведенные в нем, не радуют. Хотелось бы надеяться, что это не является "внешним проявлением демократии" самого банка, ибо, решив провести саммит в Ташкенте, банкиры приняли на себя и груз ответственности за происходящее с правами человека в Узбекистане. Как считает руководитель организации "Озодлик овоз" Бобомурад Абдуллаев, они также несут ответственность за процессы демократизации в стране, в которой решились собраться на ежегодную встречу.


И последнее. К Международному дню свободы слова и печати ряд международных организаций, в частности, Фонд Сороса и ОБСЕ организовали конкурс на лучшую статью о демократических преобразованиях в Узбекистане. Дело хорошее. Но Интернет, к большому сожалению, не попал в число изданий, которые будут рассматриваться экспертами жюри. Принимаются статьи, опубликованные только на территории Узбекистана. Таким образом, выпал значительный пласт журналистов, которые по вышеуказанным причинам не может принять участие в этом конкурсе, но который посвящает свои статьи именно процессам демократизации и проблемам прав человека. Возможно и такое, что к этому конкурсу отнесутся точно также с недоверием и усмешкой, как к решению Фонда демократизации и поддержке СМИ (мало кому известной организации и поэтому не пользующейся авторитетом), который объявил о самых лучших узбекских журналистах года. И организация альтернативного конкурса веб-ресурсом "ЦентрАзия.РУ", несомненно, является одним из выходов сложившейся ситуации.



Другие статьи в литературном дневнике: