Таможенный сепаратизм и миссионерствоМне рассказали как-то занятную историю, связанную с таможенной деятельностью. Один бизнесмен провозил то ли российскую, то ли казахстанкую прессу в больших объемах, и офицер на посту спросил: «Почему так много изданий? Это что – намек? Что нам не хватает туалетной бумаги?» Видимо, сам таможенник использовал газеты далеко не по прямому назначению и все происходящее воспринимал через личные чувства. Понятен был его гнев, мол, независимость страны обеспечила достаточно нам бумаг для задниц! Да, ладно, перейдем к конкретным делам. Речь идет о религиозной пропаганде, и как ГТК пресекает ее. Нет, он не глушит радио, не блокирует Интернет, а всего лишь опускает шлагбаум перед литературой с религиозной тематикой. Журналистка Н.Абдураимова радостно поведала читателям, что «сотрудники Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан в 2007 году выявили около 50 случаев ввоза на территорию страны литературы и других средств пропаганды религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма». Мне не понятен термин «выявили» - разве это кто-то скрывал? Ведь на таможне все открыто предъявляют провозимое на досмотр, и как можно скрыть килограммы газет и книг? В своем теле, как капсулы с наркотиками, не провезешь... Второе – религиозный сепаратизм... Гм, я не слышал такого термина, но не исключаю, что он существует (просто я не встречал его на практике). Это, наверное, разделение страны на куски по религиозным признакам, типа, север – буддистам, юг – мусульманам, север – христианам, запад – иудеям... Интересно, а как можно разделить Узбекистан по религиозным убеждениям, если 90% населения придерживаются ислама? Или это противопоставление шиитов – суннитам, а также по масхабам, католиков – протестантам, православных – баптистам? Конечно, было у Тохира Юлдаша и Джумы Намангани идея создать Исламский халифат на базе ФАНО (Фергана, Андижан, Наманган, Ош), но ведь отделять ислам (вышеуказанные территории) от ислама (иные территории республики) – это же нереально. Что касается религиозного экстремизма, то тут все ясно, и даже без обсуждения. Но вот что интересно: конфискации подвергались лишь издания христианства, а не исламской религии. А между тем, около 8% населения республики – это христиане, однако никто из них не проявился в качестве радикального христианского экстремиста, посягающего на государственный строй, сеющий расовую и прочую ненависть. Так, на почте изъято таможенниками медиа-продукты (CD и DVD-диски), которые официально пришли из другой страны на имя гражданки Л.Квасовой. Интересно, а как могли определить таможенники опасность этих информационных носителей? Ведь целые институты заняты тем, что изучают религиозные движения и религиозную политику, и давать оценку тому или иному явлению – очень тонкая и тщательно взвешенная операция, связанная с глубоким анализом текстов, тенденций, ритуалов, определения негативного влияния и т.д., и тут должны работать не только религиоведы, но и психологи, историки, социологи, философы. Кто из таможенников обладает такими знаниями? Я уверен – никто. Почему я в этом уверен? Да потому что сам столкнулся с таким явлением в 2001 году, когда представлял шведский журнал «Центральная Азия и Кавказ» (финансировался Фондом Мак-Артура и Госдепартаментом США, распространялся почти в 50 странах мира) в Узбекистане. Полученную партию из Москвы в сентябре я задекларировал на станции «Ташкент-Центральная», сдал на таможенное хранение, а пару экземпляров повез на экспертизу в Министерство культуры. Экспертами были люди, которые имели знания лишь в искусствоведении, но абсолютно не разбирались в политологии, экономике, истории, социологии (именно такого профиля был журнал). И с высот своих музыкально-картинного образования они попытались понять тексты, которые были недоступны для их ума. Ну, представьте себе, даете сантехнику книгу «Атлас анатомии человека» для чтения, и для него она будет порнографией. Вот такая же ситуация проявилась и у меня: «эксперты» накатали такую чушь в отчете, что у меня глаза на лоб полезли от изумления. Они взяли за основу материалы докторов наук и профессоров, которые по-своему судили о личности Амира Темура в истории, о правах человека в Узбекистане и о басмачах, которые еще в 1920-30-х годах воевали с большевизмом. Естественно, как ученые, они имели полное право на свои взгляды. Но, увы, они не вписывались в доктрину Ислама Каримова о великом прошлом и светлом будущем. Журналы были признаны страшно опасными. Эксперты накатали бумажку в СНБ и в ГТК. Таможенники изъяли у меня все, дело передали в суд, который в ноябре того же года конфисковал партию издания и приказал ее уничтожить. Меня же долго третировали чекисты. Продолжим анализ статьи «УзА». Читаем: «Граждане М.Турдиев, А.Локшев и Д.Тошматов незаконно перевозили 70 наименований литературы различного содержания, пронизанной духом миссионерства, в большом количестве аудио, видеоленты, DVD-диски, а также два ноутбука марки «IBM». Я не согласен со статьей 5 Закона Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях», которая утверждает, что в республике запрещена любая миссионерская деятельность. Не стану пояснять такую позицию, просто отмечу, что это всего лишь мое мнение. Однако данный закон запрещает и прозелитизм (переход из одной религии в другую), что является вмешательством в личное душевное пространство человека. Сам индивидуум решает, в какой религии ему следует быть, а не государство. И если же человек примет иную веру, что сделает Уголовный кодекс – есть ли ответственность? В Иране и Афганистане есть – там просто повесят. Но это же страны, которые не признают права человека, а Узбекистан декларирует себя как светское и демократическое государство. Как бы там не было, но таможенники больше занимаются ерундой, чем реальным делом, так можно судить, читая статьи «УзА». Ниже приведена статья из «УзА»:
Сотрудники Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан в 2007 году выявили около 50 случаев ввоза на территорию страны литературы и других средств пропаганды религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма. Так, при таможенном досмотре почтового отправления, прибывшего из Германии на имя жительницы Ахангарана Л.Квасовой, сотрудники таможенного поста внешней экономической деятельности «Главпочтамт» Ташкентского городского таможенного управления среди содержимого обнаружили 34 CD и DVD-диска миссионерского толка. В соответствии со статьей 5 Закона Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях» в республике запрещена любая миссионерская деятельность. © Copyright: Алишер Таксанов, 2008.
Другие статьи в литературном дневнике:
|