Таможенный сепаратизм и миссионерство

Алишер Таксанов: литературный дневник

Мне рассказали как-то занятную историю, связанную с таможенной деятельностью. Один бизнесмен провозил то ли российскую, то ли казахстанкую прессу в больших объемах, и офицер на посту спросил: «Почему так много изданий? Это что – намек? Что нам не хватает туалетной бумаги?» Видимо, сам таможенник использовал газеты далеко не по прямому назначению и все происходящее воспринимал через личные чувства. Понятен был его гнев, мол, независимость страны обеспечила достаточно нам бумаг для задниц!
Но это присказка, а сказка будет впереди. Итак, любимое мной информационное агентство «УзА» (а я ее обожаю так, как и веб сайт СНБ «Пресс-Уз.Инфо») порадовало статьей о будничной деятельности узбекской таможни. Нет, речь не шла о том, как провозятся наркотики или боеприпасы (это итак все делается нелегально благодаря содействию ГТК и КОГГ), а о том, что делается вполне официально людьми, которые предъявляют на досмотр при переходе границы. Вот именно эти действия вызывают недовольство у таможни: мол, с официальной декларации нет дохода, а вот с теневой – деньги льют рекой в их карманы. Кстати, попробуйте мне доказать, что на таможнe работают исключительно добропорядочные товарищи - с чистыми руками, горячим сердцем и трезвой головой... Подобные сказки про последователей Дзержинского мы уже слышали...


Да, ладно, перейдем к конкретным делам. Речь идет о религиозной пропаганде, и как ГТК пресекает ее. Нет, он не глушит радио, не блокирует Интернет, а всего лишь опускает шлагбаум перед литературой с религиозной тематикой. Журналистка Н.Абдураимова радостно поведала читателям, что «сотрудники Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан в 2007 году выявили около 50 случаев ввоза на территорию страны литературы и других средств пропаганды религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма». Мне не понятен термин «выявили» - разве это кто-то скрывал? Ведь на таможне все открыто предъявляют провозимое на досмотр, и как можно скрыть килограммы газет и книг? В своем теле, как капсулы с наркотиками, не провезешь...
Потом, а что означает религиозный фундаментализм? Это слово вообще не расшифровано никем, и поэтому ею злоупотребляют все, кому не лень – от рядового мента, заканчивая министром иностранных дел. А между тем, все официальные церкви действуют на основе фундаментализма – книжных писаний (Торы, Библии, Корана), которые составляют фундамент веры. Теперь попробуйте их привлечь к ответственности за то, что они пропагандируют религию – что из этого получится. Хотя известно – почти 6 тыс. людей сидят за свои религиозные убеждения в тюрьмах Узбекистана.


Второе – религиозный сепаратизм... Гм, я не слышал такого термина, но не исключаю, что он существует (просто я не встречал его на практике). Это, наверное, разделение страны на куски по религиозным признакам, типа, север – буддистам, юг – мусульманам, север – христианам, запад – иудеям... Интересно, а как можно разделить Узбекистан по религиозным убеждениям, если 90% населения придерживаются ислама? Или это противопоставление шиитов – суннитам, а также по масхабам, католиков – протестантам, православных – баптистам? Конечно, было у Тохира Юлдаша и Джумы Намангани идея создать Исламский халифат на базе ФАНО (Фергана, Андижан, Наманган, Ош), но ведь отделять ислам (вышеуказанные территории) от ислама (иные территории республики) – это же нереально.


Что касается религиозного экстремизма, то тут все ясно, и даже без обсуждения. Но вот что интересно: конфискации подвергались лишь издания христианства, а не исламской религии. А между тем, около 8% населения республики – это христиане, однако никто из них не проявился в качестве радикального христианского экстремиста, посягающего на государственный строй, сеющий расовую и прочую ненависть. Так, на почте изъято таможенниками медиа-продукты (CD и DVD-диски), которые официально пришли из другой страны на имя гражданки Л.Квасовой. Интересно, а как могли определить таможенники опасность этих информационных носителей? Ведь целые институты заняты тем, что изучают религиозные движения и религиозную политику, и давать оценку тому или иному явлению – очень тонкая и тщательно взвешенная операция, связанная с глубоким анализом текстов, тенденций, ритуалов, определения негативного влияния и т.д., и тут должны работать не только религиоведы, но и психологи, историки, социологи, философы. Кто из таможенников обладает такими знаниями? Я уверен – никто.


Почему я в этом уверен? Да потому что сам столкнулся с таким явлением в 2001 году, когда представлял шведский журнал «Центральная Азия и Кавказ» (финансировался Фондом Мак-Артура и Госдепартаментом США, распространялся почти в 50 странах мира) в Узбекистане. Полученную партию из Москвы в сентябре я задекларировал на станции «Ташкент-Центральная», сдал на таможенное хранение, а пару экземпляров повез на экспертизу в Министерство культуры. Экспертами были люди, которые имели знания лишь в искусствоведении, но абсолютно не разбирались в политологии, экономике, истории, социологии (именно такого профиля был журнал). И с высот своих музыкально-картинного образования они попытались понять тексты, которые были недоступны для их ума. Ну, представьте себе, даете сантехнику книгу «Атлас анатомии человека» для чтения, и для него она будет порнографией. Вот такая же ситуация проявилась и у меня: «эксперты» накатали такую чушь в отчете, что у меня глаза на лоб полезли от изумления. Они взяли за основу материалы докторов наук и профессоров, которые по-своему судили о личности Амира Темура в истории, о правах человека в Узбекистане и о басмачах, которые еще в 1920-30-х годах воевали с большевизмом. Естественно, как ученые, они имели полное право на свои взгляды. Но, увы, они не вписывались в доктрину Ислама Каримова о великом прошлом и светлом будущем. Журналы были признаны страшно опасными. Эксперты накатали бумажку в СНБ и в ГТК. Таможенники изъяли у меня все, дело передали в суд, который в ноябре того же года конфисковал партию издания и приказал ее уничтожить. Меня же долго третировали чекисты.


Продолжим анализ статьи «УзА». Читаем: «Граждане М.Турдиев, А.Локшев и Д.Тошматов незаконно перевозили 70 наименований литературы различного содержания, пронизанной духом миссионерства, в большом количестве аудио, видеоленты, DVD-диски, а также два ноутбука марки «IBM».
Как можно что-то незаконно перевозить на машине? Например, я в своей машине везу газету «Правда Востока» - как определить, она находится в машине законно или нет? Меня что поразило больше всего, так это обстоятельство, когда досмотр проходит по дороге Ташкент-Бухара, то есть внутри страны. Откуда там взялся таможенный пост? Ну, я понимаю – пост ГАИ. А ГТК причем тут? Или каждая область имеет свои таможенные границы? Тогда это разве не признак реального сепаратизма? К чему все сваливать на религиозную литературу, если обычные таможенники давно отделили области друг от друга? Может, следует расписать в Уголовном кодексе ответственность за «таможенный сепаратизм»?


Я не согласен со статьей 5 Закона Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях», которая утверждает, что в республике запрещена любая миссионерская деятельность. Не стану пояснять такую позицию, просто отмечу, что это всего лишь мое мнение. Однако данный закон запрещает и прозелитизм (переход из одной религии в другую), что является вмешательством в личное душевное пространство человека. Сам индивидуум решает, в какой религии ему следует быть, а не государство. И если же человек примет иную веру, что сделает Уголовный кодекс – есть ли ответственность? В Иране и Афганистане есть – там просто повесят. Но это же страны, которые не признают права человека, а Узбекистан декларирует себя как светское и демократическое государство.


Как бы там не было, но таможенники больше занимаются ерундой, чем реальным делом, так можно судить, читая статьи «УзА».


Ниже приведена статья из «УзА»:



В 2007 году конфисковано 6000 наименований запрещенной религиозной литературы
УзА, Норгуль Абдураимова, 03.07.2008
http://uza.uz/ru/society/3324/


Сотрудники Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан в 2007 году выявили около 50 случаев ввоза на территорию страны литературы и других средств пропаганды религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма.
Как сообщили УзА в пресс-службе комитета, в результате было конфисковано почти 6000 экземпляров запрещенной религиозной литературы разного объема и содержания.
В первой половине текущего года в 33 подобных случаях было конфисковано 654 наименования литературы.


Так, при таможенном досмотре почтового отправления, прибывшего из Германии на имя жительницы Ахангарана Л.Квасовой, сотрудники таможенного поста внешней экономической деятельности «Главпочтамт» Ташкентского городского таможенного управления среди содержимого обнаружили 34 CD и DVD-диска миссионерского толка.
При досмотре прибывшего из Австралии почтового отправления на имя жительницы Ташкента М.Санафеевой было обнаружено 13 журналов «Вестник спасения».
При досмотре автомашины «Нексия», двигающейся по маршруту «Ташкент-Бухара», работники таможенного поста «Учтепа» Навоийского областного таможенного управления также выявили подобные правонарушения. Граждане М.Турдиев, А.Локшев и Д.Тошматов незаконно перевозили 70 наименований литературы различного содержания, пронизанной духом миссионерства, в большом количестве аудио, видеоленты, DVD-диски, а также два ноутбука марки «IBM».


В соответствии со статьей 5 Закона Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях» в республике запрещена любая миссионерская деятельность.
Конституцией республики для всех гарантируется свобода совести. Каждый имеет право исповедывать любую религию или не исповедывать никакой. Недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов.



Другие статьи в литературном дневнике: