Все это мелочи?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Об узбекистанском туризме и не только


10.02.2003. В одном из номеров ТСА была затронута специфика и сложности развития узбекского туризма. Несомненно, в этой сфере существует множество проблем, которые, впрочем, решаются как национальной туристской администрацией в лице Национальной компании "Узбектуризм", так и частными фирмами, занятых в приеме и отправке туристов, ведь от их усилий зависит вообще имидж страны и наличие постоянного туристского потока в Узбекистан.


Между тем, большинство имеющихся недостатков имеют иную почву и зачастую выходят за рамки исключительно туристской отрасли. Дело в том, что к туризму подключены смежные сферы, от которых зависит ситуация на национальном туристском рынке и интереса к узбекскому турпродукту со стороны зарубежных покупателей. Посудите сами, как себя будет чувствовать путешественник, если в его гостиничном номере прекратиться подача горячей и холодной воды, тепла и электроэнергии, то есть тех услуг, которые создаются в других предприятиях? Может ли чувствовать себя в безопасности турист, если полиция не контролирует криминальную ситуацию в городе? Сядет ли он в автобус, если в плохом состоянии шоссейные дороги и автокатастрофы - не редкое явление? Далее: захочет ли посетитель обратится к неофициальным менялам, когда обменные банки имеются на каждой улице, работают круглосуточно и предоставляют выгодный курс? Как кормят в столовых и ресторанах, куда заглянет голодный путешественник? Существуют ли проблемы телефонной связи с другими странами, на каком уровне медицинская помощь? Где можно взять на прокат машину? Сколько времени и где получить визу в Узбекистан? Как видите, туризм "завязан" с другими отраслями узбекской экономики.


Безусловно, все эти вопросы всегда встают перед туристами, которые выбирают маршрут в какую-либо экзотическую или не очень развитую страну. Если в этих аспектах особых проблем нет, то путешествие состоится, и от этого получают выгоды все: и сам турист, который насладился поездкой, и государство, которое обрело доход и соответствующий внешний имидж, и предприятия, оказавшие услуги (гостиничные, ресторанные, транспортные и пр.), и население, получившее рабочие места и зарплату. А если страна имеет негативную "визитную карточку", то никто не выражает особой заинтересованности в такой поездке, за исключением, может быть, экстремалов.


Как известно, театр начинается с вешалки, а страна - с воздушных гаваней. Вот с этого и начнется наш разговор. Несомненно, ташкентский аэропорт реконструирован и модернизирован по мировым стандартам, об этом может свидетельствовать любой, кто пользовался услугами этого предприятия. То, что аэропорт получил статус международного, только радует. Но можно ли успокаиваться и говорить, что теперь не существует проблем с иностранными и отечественными посетителями и все идет гладко? К сожалению, этого утверждать нельзя.


Например, функционирующая система безопасности в большей степени направлена на охрану здания и пассажиров, но нисколько не берет в уважение других людей, которые встречают и провожают друзей, знакомых, родственников. Складывается весьма негативное впечатление, что если они - не клиенты, то, значит, их можно игнорировать. А ведь провожающим в холод и в жару приходится стоять на эстакаде, стараясь через стекла увидеть, как внутри проходит процесс регистрации и прочих процедур - таможенных, пограничных, милицейских. Но почему нельзя поставить скамейки? Почему нельзя вообще запускать людей в зал?


Все делается ради безопасности? Позволю поставить под сомнение это утверждение. Мне приходилось бывать в Израиле, и я убедился, что в аэропорту "Бен-Гурион", вопросам безопасности уделяется не меньше внимания, чем в Узбекистане, однако там никто не запрещает людям входит в помещение и провожать или встречать пассажиров (а ведь эту страну постоянно сотрясают террористические акты). Такая же мирная ситуация в аэропортах "Шереметьево" в Москве или "Борисполь" в Киеве. И в Польше, и Венгрии, и в Дании, и в Латвии, даже в соседних Кыргызстане и Таджикистане я не видел, чтобы служба безопасности делила входящих в аэропорт по билетам.


Скорее всего, дело обстоит в том, что нашим службам так просто удобнее работать - меньше хлопот и забот. В то же время, многое здесь просто раздражает клиентов аэропорта, особенно прибывающих туристов. Например, отсутствие тележек для багажа, в следствие чего вещи приходится тащить на себе. Возьмем другой пример - как работают таможенные службы. Перед Новым годом я с коллегами прибыл в Ташкент, перед нами в багажном зале уже стояли пассажиры с турецкого рейса, после нас прилетел еще один самолет. Не менее двухсот человек толпилось в таможенной зоне, ожидая своей очереди на проверку багажа и декларации. Самое странное, что из четырех таможенных поста работало только два, причем сотрудники делали все не спеша. Согласен, что таможенный контроль требует четкости и особого внимания, но почему же не запустить оставшиеся 50% мощностей, ведь проверка пошла бы быстрее и людям легче? А потом, нас поразило то, что в таможенной зоне "делали" бизнес совершенно посторонние граждане - они подходили к уставшим от полета и ожидания пассажирам и предлагали свои услуги, мол, быстро, за небольшую плату проведут через контроль. И это у них получалось. Непонятно, почему таможня допускает наличие такого предпринимательства в зоне с особым (!) статусом. Мало ли что может произойти… Кстати, и произошло. Одна пассажирка, которая как волчок крутилась то у своих вещей, то у таможенника, стала кричать, что у нее похитили чемоданы. Милиционер, стоявший недалеко, сделал вид, что ничего не слышит…


А "ненавязчивый" сервис у выхода из аэропорта? Приходится с боем прорываться через строй частных автоизвозчиков, предлагающих услуги по ценам Нью-Йорка. Несомненно, все это никак не придает хорошего впечатления о стране, а ведь первые эмоции самые важные для туриста - они определяют его состояние на весь тур по Узбекистану.


Еще одна проблема - это регистрация в милиции. Как известно, правила требуют от иностранных граждан встать на временный учет в отделении МВД. Не берусь судить, как обстоят дела сейчас, просто расскажу, как это было недавно. В августе 2001 года я пригласил коллегу-журналистку из России, чтобы она написала статью об Узбекистане и как мы празднуем День независимости. Начальник отдела одного из РУВД г.Ташкента, мягко говоря, встретил нас неприветливо и стал интересоваться, кем коллега мне приходится и почему я ее хочу зарегистрировать у себя. В итоге он в грубой форме заявил, что только близкие родственники могут быть зарегистрированы на моей квартире, и настоятельно рекомендовал журналистке перебраться в гостиницу, если она не хочет иметь неприятности. Удрученная узбекским "гостеприимством", коллега в тот же день покинула страну, а через неделю в далеком Тольятти вышла нелицеприятная для Узбекистана статья… Уверен, что желающих посетить нашу страну с этого города поубавилось.


И еще одна проблема - это разница в стоимости туристских услуг для отечественных и иностранных туристов. Например, в Самарканде с моего коллеги-иностранца за вход в мавзолей "Гур-Эмир" взяли в 11 раз больше узбекских сумов, чем с меня. Такая же дифференциация существовала в комплексе "Регистан", обсерватории Улугбека, некрополе "Шохи-Зинда". Помню обиду своего товарища, ведь его этим самым отделяли от нас, придавая статус "чужака". А с другой стороны он резонно спросил, почему бремя за сохранение национального достояния мы перекладываем на иностранных туристов, которые итак потратились, приобретя тур в Узбекистан.


Естественно, пока такие "мелочи" не будут решены, говорить о том, что туризм стал ведущей отраслью республики невозможно. И еще раз хочется заметить, что данные проблемы не являются проблемой исключительно туристских предприятий - это касается всего государства.



Другие статьи в литературном дневнике: