Back in Узбекистан.

Алишер Таксанов: литературный дневник

Все ли мигранты хотят вернуться домой?



11.11.2006. В последнее время в узбекской прессе, а также в Интернете обсуждается проблема возвращения беженцев из США, которые международными силами в 2005 году были вывезены от преследования режима Ислама Каримова из стихийно образованного лагеря в Кыргызстане и расселены в различных странах. В официальной версии была высказана главная точка зрения правительства: эти люди были обмануты и, возможно, насильно отправлены в неизвестность от родной земли. Иные версии сразу пресекались.


Действительно, на сегодняшний день наблюдается процесс возвращения людей из США в Андижанскую область, во всяком случае, около 100 человек приобрели билеты на рейс авиакомпании "Узбекистон хаво йуллари". И, возможно, он будет продолжен и дальше. Но есть ли мигранты из Европы, где, как известно, тоже находятся выходцы из Центральной Азии, в частности, Узбекистана? И как они смотрят на это? - с таким вопросом я обратился к одному из политических эмигрантов, который проживает в Швейцарии.


Ахмед (настоящее имя и фамилию мы не приводим, по просьбе интервьюируемого, так как на родине остались его родственники, и они могут пострадать) согласился ответить на несколько вопросов. Сам он ученый-обществовед, много лет проработал в одном из вузов республики, где высказывал несколько иные от официальной точки зрения на процессы социально-политического развития Узбекистана, вынужден был уехать, так как возникла реальная угроза его безопасности.


- Как вы смотрите на то, что ваши соотечественники возвращаются домой? Как думаете, они это делают добровольно? Или, возможно, здесь поработали спецслужбы Узбекистана?


- Я не отрицаю ни того и не другого. Естественно, люди, которые прожили в традиционном обществе, попав в западный мир получили мощный культурный шок, и не все смогли принять местные ценности и образ жизни. США, как, впрочем, и Западная Европа, - это страны, где индивидуализм, права человека являются высшей ценностью, правительства подконтрольны народу, тогда как мы привыкли к коллективизму, общим действиям, всегда поддерживать администрацию, какая бы плохая она не была, и как бы не давила на граждан. И если здесь каждый человек привык быть самим собой, в одиночку бороться за свой мир, отстаивать свои права в рамках демократических законов, то в Узбекистане за нас решают начальники, мы ждем благосклонности власти, подачки, решаем все сообща, не прислушиваясь к мнению отдельных личностей. Поэтому в Узбекистане не существует оппозиции, независимой прессы, нет настоящих политических партий, нет политической активности у народа, а есть игры правительства, коррупция и беззаконие.


Однако, и у коллективизма, и индивидуальзма есть свои позитивные и отрицательные стороны. Однако, речь идет не о том. Сейчас я пытаюсь осмыслить мотивы, которые двинули людей на принятие решения о возвращении. От добра добро не ищут. Узбекистанцам дали безопасность и возможность проявить себя, реализовать свои силы в системе конкуренции. Понимаю, что с последним не всегда просто, так как это нам непривычно, у нас не хватает опыта, знаний, в том числе языка страны пребывания. Но могу заверить вас, что работу найти в США можно, пускай она не высокооплачиваемая, зато на жизнь будет хватать. А что вы хотите - сразу получить молочные реки и кисельные берега? Так не бывает. Зато что я слышу о причинах возвращения: мол, нас заставляли работать, а я привык жить на иждивении родителей - это, извините, если не бред, то какая-то детская беспомощность человека. Конечно, реальными факторами стали: непривычная среда (а пожилые с трудом вживаются в иное культурное пространство), отсутствие друзей, ностальгия, тревога за родных и близких, оставшихся дома, трудности получения работы по призванию и желанию, языковый ступор. Более того, люди порой сами себе строят мечты, и страшно разочаровываются, когда это оказывается не так. Почему-то считают, что Запад - это рай, но здесь тоже много проблем, конфликтов, напряженности. Нужно осознать - здесь просто другая жизнь, которая обеспечена высокой экономической базой и любой поступок регулируется законами, а не традициями и отношениями, типа ты - мне, я - тебе. А привыкать к этому - это ломать себя, стереотипы. Каждый ли на это способен?..


Возможно, хорошо и поработали спецслужбы. Не секрет, там где есть посольство Узбекистана, то там же базируется и штаб-квартира СНБ. Именно оттуда ведется управление всей сетью агентов, осведомителей, разведчиков, наемных киллеров, выполняются секретные операции по поиску и устранению зарубежной оппозиции и т.д. Уверен, что сотрудники СНБ оказывали определенное психологическое влияние на беженцев, после чего те приняли решение о возвращении.


- А зачем это нужно Ташкенту? 500 мигрантов - это маленькая доля узбекского населения, чем они так важны президенту Каримову?


- Когда международные силы вывезли беженцев подальше от Узбекистана, то нанесли пощечину узбекскому лидеру, чего самолюбивый и тщеславный Ислам Абдуганиевич стерпеть не смог. Его ответная реакция: отказ от международного расследования, закрытие всех негосударственных структур, имевших контакты с Западом, международных организаций, в частности, американских, выдворение базы США из Ханабада, а также представительства Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев - это неслыханный для международного сообщества по сей день акт, совершенный Каримовым. После этого всем стало ясно, с кем они имеют дело в лице узбекского лидера. Увы, предпринятые США и Европой санкции к желаемому результату не привели по трем причинам:
- меры давления были усеченными, слишком ограниченными, чтобы иметь какой-то успех, не было никакой реальной изоляции правительства И.Каримова, его кланов и ставленников;
- узбекского диктатора поддержала Россия и Китай, которые, как известно, сами далеки от демократии, и им нужен союзник в противовес НАТО и западному влиянию;
- геополитические интересы Запада в Центральной Азии вынуждают правительства закрывать глаза на тиранию в Узбекистане, и с этим неприятным фактом приходится сталкиваться. Но и здесь можно добится каких-то результатов, если работать с политическими и гуманитарными организациями, имеющими влияние на европейские правительства. Это только И.Каримов чихает на "третий сектор", на Западе это невозможно.


Возвращенцы - это демонстрация, якобы, правильности действия И.Каримова, попытка показать миру и особенно самим узбекистанцам, что на самом деле события в Андижане были инсперированы американцами и исламскими террористами, людей обманули и бросили. Практически, это расходный материал для узбекского лидера, разменная монета, ведь расплата за бегство не обязательно наступит сейчас. Наоборот, их трогать до поры до времени не будут, показывая, насколько демократичен режим. А потом накажут. Увы, Ислам Каримов злопамятен, жесток и хитер, он беспощаден к тем, кто не шел с ним, был против.


- А много ли желающих вернуться в Узбекистан из Европы?


- Мне неизвестно об этом. Допускаю, что такие есть, и они уже возращаются или делают шаги к этому. Но я, моя семья и мои друзья-земляки пока не собираются этого делать. Хотя мечтаем о том дне, когда вступим на родную землю. Мы сейчас вполне осознаем, что нас ожидает дома, пока у власти Ислам Каримов и его клан, и поэтому ищем свое место в местной среде. Хочу сказать, что социальная политика в Западной Европе отличается от американской, и в связи с этим нам легче интегрироваться в здешнее сообщество.


- Недавно в Швейцарии прошел референдум, на котором 87% населения высказались за ужесточении миграционной политики. Как это отразилось на вас?


- Нужно сказать, что результатов референдума мы ждали больше, чем сами граждане Швейцарии. Почему? Потому что миграция стала проблемой для страны номер один. Хочу заметить, что мигранты, по моим наблюдениям, делятся на:
- легальных;
- нелегальных. И 99% всех иностранцев, которые просят "азульт" (статус беженца) прибывают в страну нелегально, спонсируя, таким образом, международный синдикат, который специализируется на траффике людей. Пока дела мигрантов рассматриваются уполномоченным правительственным органом, они сами живут в одном из четырех Федеральных лагерей, а потом переезжают в кантон, где им дают общежитие, через некоторое время - и квартиру. Мигранты обучаются на языковых курсах, имеют медицинскую страховку, получают пособие. Его немного, но уверяю вас - полне достаточно, чтобы нормально жить. Если кто-то хочет сразу машину, дом, то это нужно заработать. Но, к сожалению, мигранты порой ищут плохой способ получения доходов: воруют в магазинах, угоняют машины, торгуют наркотиками, устраивают беспорядки на улицах (имеются ввиду события во Франции, Бельгии).


Я заметил, что к цыганам и неграм здесь более мягкое и теплое отношение, чем к выходцам из Советского Союза. Хотя представители и той, и иной части не брезгуют заниматься криминальным бизнесом. Объяснить этого не могу. Лишь скажу, что у Швейцарии не таких обязательств перед миром, как, например, у Франции перед арабскими странами из-за своей прежней колониальной политики, у Великобритании - Пакистаном, Индией, Афганистаном, у Германии - перед Европой, евреями за разжигание и проведение Второй Мировой войны, у Испании и Португалии - перед Латинской Америкой за геноцид индейцев. И несмотря на это, страна имела более мягкий режим по отношению к мигрантам. Может, из-за того, что закрыть границы сложно, и мигранты - это реальность, которую следует решать в рамках демократических законов. Однако этническая дифференциация швейцарцев на хороших цыган и негров и плохих "руссишей" мне непонятна. Но в чужой монастырь со своим уставом не входят - это я усвоил давно, и принимаю здешний мир таким, каким он есть. Мне здесь в основном нравится, и себе я место под солнцем нашел.


Потом, страна Швейцария маленькая, размером в три области Ферганской долины Узбекистана, она не может принять всех желающих пожить здесь. Когда-то тут осели десятки тысяч албанцев и представителей бывшей Югославии, спасаясь от гражданской войны. Им помогли, поддержали, а сейчас не знают, что делать с ними. Ведь сейчас на родине все спокойно, безопасно, однако беженцы не собираются возвращаться, они продолжают тянуть из бюджета немалые деньги. Потому что здесь им легче жить, и не все, увы, живут честно. Хотя есть те, кто трудится официально, ведет здоровый образ жизни, уважает местные законы и традиции. Но все равно у швейцарцев, несмотря на их толерантность и терпимость, складывается впечатление, что миранты больше приносят вреда, чем пользы стране. И поэтому такая реакция на референдуме.


Те, кто прибыл легально, то есть заранее просил убежища и получил визу, не нарушает законы, могут не волноваться. Швейцария берет их под свою защиту. И я рад, что наконец-то будет градация на реальных и мнимых беженцев. А то порой человек утверждает, то приехать в Европу его заставил лев, который в деревне пережрал полнаселения, и теперь он не может вернуться в Африку. И к такому бреду, увы, здесь прислушиваются...


- Но мигранты - это дешевая рабочая сила? Разве это плохо?


- Да, в любой стране есть сектор дешевой рабочей силы, но даже там есть квоты. Дешевизна - это демпинг местной рабочей силе, это повод работодателей диктовать свои условия профсоюзам и работникам. Поэтому всегда необходимо регулировать рынок труда через налоги, кредиты, образование, ресурсы, квоты и лимиты. Потом, ведь не все мигранты идут работать туда, где есть спрос на их труд. Там мало платят, работа тяжела и неблагополучна, хотя на своей родине они получали в десятки, а то и сотни раз меньше. Легче нелегально работать, не платить налогов, то есть брать на себя социальную ответственность. На трудовом рынке остра конкуренция, и здесь нужно показывать все свои таланты, способности, опыт, знания. Не следует думать, что диплом Ташкентской медицинской академии - это право получения в Швейцарии работы врача. Нострафикация здесь сложна и трудна, а врачи - самые высокооплачиваемые профессионалы. Удаление или лечение одного зуба уходит от 600 франков (более 500 долларов) и выше. Поэтому сами посмотрите, сколько правительство кантона платит за лечение мигранта...


Что касается работы, то производственный сектор пересыщен, ибо он узок. Ведь Швейцария развивается за счет ренты от банковского ресурса. Поэтому реально расчитывать на сектор обслуживания населения. Впрочем, я знаю, что узбеки - народ предприимчивый, трудолюбивый, они находят себе работу.


Поэтому референдум был важен для нас, кто прибыл сюда на законных основаниях, и живет здесь в мире и согласии с местными гражданами. И я благодарен тем, кто дал защиту от произвола Ислама Каримова, одного из самых одиозных тиранов Центральной Азии.



Другие статьи в литературном дневнике: