Обиженный.

Алишер Таксанов: литературный дневник

ПОТОМОК ТАМЕРЛАНА ЗАСТУПИЛСЯ ЗА СВОЕГО ПРЕДКА


4.02.2006. «Мне и всем моим соотечественникам посчастливилось узнать о великом предке из исторической правды, а благодаря независимости мы узнали о нем еще больше», - с таким пафосом пишет некто Г.Мирзаев в статье «Не попирайте священные чувства!», которая под рубрикой «Честь и бесчестье» (ого-ого!) вышла 3 февраля 2006 года в партийной газете бывших коммунистов (а ныне НДПУ) «Голос Узбекистана». Это была реакция на мою статью, которую опубликовал сайт «Арена» 26 января, и в свою очередь посвящалась рабору другой статьи, написанной Гульнозой Хидоятовой о том, что количество ННО не определяет степень демократии. К несчастью, я имел «возможность» учиться с этой «правозащитницей» в Польше на Высших международных курсах по правам человека, но речь сейчас не о ней.


Автор Г.Мирзаев (могу предположить, что это Гулям Мирзаев, который иногда подписывается под информашкой УзА как Гулом Мирзо) обвиняет меня в том, что я, «защищая западные негосудартвенные некоммерческие организации, не удержался даже от того, чтобы не бросить камень в историю народа».


- Чтобы оправдать продолжение разрушительной деятельности этих организаций в нашей стране, вы решили облить грязью имя Амира Темура, ставшего гордостью всей нации, - заявляет Г.Мирзаев, который, насколько мне помнится, в бытность главным редактором газеты «Мохият» встречался со мной в коридоре Информационного агентства «Туркистон-пресс», жал мне ручку, улыбался и спрашивал, а когда я напишу для них аналитический материал. При этом добавлял, что мои рассуждения, мысли о реформах ему всегда нравились. А теперь он закавычивает фразу «аналитические статьи». Впрочем, от его сухих информашек о визитах главы государства куда-либо и встречах с кем-либо аналитику тоже не выжмешь, так как за текстом никакой информации нет, кроме описания того, что розовыми очками углядел Г.Мирзаев. Поэтому это - мой ответный «камешек» в его огород.


Впрочем, он вопрошает: «Ведь вы вроде рассуждали о западных ННО, куда же вас занесло?» Тут на память приходит анекдот, я его кратко перескажу: 1991 год, разваливается Союз, Верховный совет страны бурлит, там думают, что делать? Тут ученые заявляют: мы научились оживлять мертвецов. Депутаты решили воскресить Сталина, мол, он укажет нам верный путь. Сталин приходит в парламент, слушает всех, и, подумав, заявляет: во-первых, расстрелять 50 млн. человек, а во-вторых, перекрасить Красную стену в зеленый цвет. Депутаты в недоумении: а почему в зеленый? На что Сталин отвечает: я так и знал, что по первому понкту разногласий не будет...


Наверное, автор статьи не понял, что тему об Амире Темуре поднял не я, а Г.Хидоятова, которая считала: средневековый захватчик нес правду всему миру. Поэтому не я путал божий дар с яичницей, а вы сделали упор на совсем иной подтекст статьи. И речь я вел в большей степени об узбекских ННО, а не западных, к которым, между прочим, отношусь с большим уважением. Но вы перевели стрелку на исторический аспект, и я его подхвачу.


Кстати, мне трудно понять, какую правду Сохибкиран нес в народ, если вся жизнь его прошла в походах? Скажите мне, Г.Мирзаев, а где оттачивал свое воинское мастерство Тамерлан – на спортивной площадке или вырезая целые народы на территории Кавказа, Ирана, Сирии, Индии, Алтая? Только не говорите мне, что он ездил туда по туристической путевке или выполнял интернациональный долг. Он также предавал друзей (например, правителя Балха), как предавали и его, поэтому только диктаторы и его подданные-рабы возвеличивают тех, кто не имеет чести, именно такие качества позволяют удерживать власть.


Вы пишите: «Кто из граждан нашей страны по отношению к Сохибкирану может сказать «Вообще-то Тамерлан...» Не знаю, как монгол Тамерлан (из племени барласов) может быть гордостью узбекской нации – это вопрос, наверное, к антропологам. Некоторые историки считают, что узбекские племена пришли с Алтая вместе с шейбанидами, то есть через сто лет после смерти Тамерлана. И трудно сказать, насколько узбеки, которых иногда называют потомками северных ариев, ассимилировались с монголами, что чингизитов возводят в ранг генетического кирпича своего народа. Впрочем, снова скажу, это спорный вопрос, и его оставим специалистам.


Но речь идет несколько о другом: могут ли уважать другие народы Тамерлана? Скажу вам, что ни армяне, ни грузины не склоны считать его великим. И незнание истории иногда может подмочить дипломатические отношения. В 1996 году я, как соотрудник МИДа, вместе с другими специалистами участвовал в поездке рабочей делегации в Баку и Тбилиси – готовили первый визит Ислама Каримова в Азербайджан и Грузию. В Тбилиси после встреч и переговоров нам сделали роскошный ужин. Были тосты, песни. Но наш один делегат из правительства решил хвастануть умением говорить тосты и предложил выпить за Амира Темура. Грузины стушевались, быстро что-то сказали друг другу на своем, а нам потом заявили, мол, уже поздно, вы устали и всем пора спать. Поднявший тост был в недоумении, потому что не понял, какую глупость он сморозил. Потому что пить грузинам за Сохибкирана, это все равно что евреям – за Гитлера. Слава богу, что это не вылезло в прессу, потому что вряд ли потом И.Каримов поехал бы на Кавказ.


Г.Мирзаев, прочитайте грузинские или армянские учебники истории, где дается подробное описание «успехов» Амира Темура, во всяком случае я не видел там слов благодарности. Кстати, вы не задумывались, почему к памятнику Сохибкирану ко дню его рождения в апреле не приходят послы из Ирана, Турции, Индии, Кавказа, чтобы отдать знак внимания и уважения? Единственный посыл какого-либо внимания к этой личности извне – это письма французских и английских королей в Самарканд с благодарностью за то, что Сохибкиран остановил дальнейшее продвижение монголов. Впрочем, благодарность косвенная, так как Тамерлан расквитался с Тохтамышем – своим родственником, который тоже претендовал на часть территории Маверанахра. И помочь Европе у хромоногого тирана не было и в мыслях. Просто так сложилась история. Может, если не его смерть, то и Франция и Англия, и даже Россия были бы покорены «императором» Самарканда.


Кстати, отличие Гитлера и Сталина от Тамерлана заключается в том, что последний не создал тоталитарную идеологию и машину репрессий (концлагеря, доносы, пытки), он просто рубил головы тем, кто не покорялся. И гору из черепов построил Амир Темур. Поэтому мне трудно увидеть нем гуманитария, что каким-то образом узрели вы, г-н Г.Мирзаев.


Иногда мне говорят, что время было такое, нельзя судить средневековье сегодняшними подходами. То есть, через сто лет евреям можно смело заявлять: не судите фашизм, так как Холокост – это объективный и естественный ход истории, ну, суждено было евреям попасть в газовые камеры, быть повешенным, и что тут уж орать о геноциде? Ну, история так распорядилась, чтобы 50 млн. человек погибли во Второй мировой войне, что из этого?


Представим себе, что преступники ворвались в ваш дом, г-н Г.Мирзаев, ограбили, порезали всех, а потом предводителя назвали героем нации. Как вы на это отреагируете? Будете согласны, что это время было такое? Думаю, что нет. Потому что то, что было 700 лет назад – это для вас далекое прошлое, вы не знаете, как мучались люди, переживали, что испытывали они. А разве они меньше любили, не хотели жить счастливо? Мы читаем стихи прошлого и воссторгаемся ими. Мы смотрим на произведения искусства того времени и думаем, какие «золотые» руки были у их творцов. Так почему мы относимся к той эпохе со странной фразой: «такое было время»?..


Но история помнит «подвиги» Тамерлана. Еще в советское время грузины приезжали в Самарканд, чтобы плюнуть на могилу Сохибкирана, так как от от отца – к сыну, от деда – к внуку, то есть из поколения в поколения передавались сведения, как вырезали кавказцев солдаты Тамерлана.


Сейчас также говорят, что Тамерлан создал централизованное государство. Тоже ерунда, так как империя Чингизхана, склепанная из завоеванных народов и территорий, распалась на улусы. Практически в этом примере можно в этом увидет то, что пережили мы 15 лет назад, когда исчез Советский Союз. Захотим ли мы, чтобы кто-то опять создал централизованное государство? Нет, конечно, потому что мы - за независимость. А почему же Тамерлана стараемся назвать «собирателем земель»? Кто из народов Ирана, Кавказа, Турции хотел войти добровольно в его империю? Поэтому мне неясна фраза Г.Мирзаева: «Может, стоит вам сопоставить значимость «похвалы» от подобных высказываний с проклятием народа за то, как вы попираете святые чувства людей».


Так кто попирает – я, высказавший свое мнение, или Тамерлан, убивший миллионы? Мои родственники в отличие от вас, кстати, не склоны считать Сохибкирана гордостью нации или великим человеком. Войны, вообще-то, не могут сделать человека великим. Искусство убивать не оставляет в памяти ничего хорошего, если, конечно, война не определена обороной от захватчиков, здесь уже другой подход. Я своей дочери, учащейся средней школы, даю свою точку зрения на историю (у меня диплом учителя истории) и ограждаю ее от оболванивания, что происходит сейчас в образовательном процессе.


Г.Мирзаев заявляет, что мне «нужны примеры того, как убивают людей, поджигают дома, присваивают чужое имущество», и предлагает включить телевизор и открыть Интернет, мол, там есть и Ирак, и Афганистан, и Хиросима, и Нагасаки, и Вьетнам...
Начнем с того, что три года назад Ислам Каримов поддержал войну в Ираке, хотя я и мои друзья были против. Уверен, что вы, г-н Г.Мирзаев, в официальной прессе поддерживали такое президентское решение. А чего же вы это сейчас заговорили об этом? Почему вы молчали в 1979 году, когда СССР вводил войска в Афганистан, где была ваша гражданская позиция, боялись стать великомученником, диссидентом? Хорошо считать себя стратегом, смотря на бой со стороны.


А почему вы молчали, когда в 1999 году узбекский бомбардировщик разнес в пух и прах кыргызский поселок? До сих пор мы не компенсировали ущерб, не ответили за смерть невинных. А подорвавшиеся дети, пастухи на узбекских минах, - это разве не яркий пример «миролюбивой» политики Ислама Каримова?


Нагасаки и Хиросима – это ответная реакция США за Пирл-Харбор, и это – жестокость за жестокость Японии, первой совершившей нападение. Если у Москвы была бы к тому времени атомная бомба, то она давно обрушилась на Германию и Японию. Поэтому не стоит путать карты, г-н Г.Мирзаев, мешать в один котелок разные «продукты».


Правда, меня поразила такая фраза: «Вам нужна ложь, чтобы отвлечь внимание людей от разрушительной деятельности «сторонников демократии» - многих ННО». Оказывается, Г.Мирзаев знает «об их тайных намерениях» и защищает «свои священные чувства». Пожалуйста, дайте конкретные примеры, как ННО свергали политический строй в Узбекистане, разжигали национальную или религиозную вражду, распространяли порнографию, мне не нужны пустые слова без конкретных фактов...


Тут Г.Мирзаев меня предупреждает: «Знайте, вашим идейным руководителям вы нужны только для исполнения их заказов, когда дело будет сделано, они забудут о вас». Спасибо, г-н Мирзаев, за заботу. Но мой «идейный руководитель» - это моя совесть, моя честь, мои знания и опыт, а их ни за какие деньги не купишь. Мои поступки определены той действительностью, которая нас окружает. Она мне не нравится, и я проявляю свою гражданскую позицию тем, что борюсь с оболваниванием, коррупцией, чванством, шовинизмом, что имеет место в нашей жизни. Это и будет моим ответом на вашу статью о «чести и бесчестии».


Кстати, посмотрим, насколько НДПУ верна идеям плюрализма, и позволит ли эта партия главному редактору Сафару Останову опубликовать мою статью, как ранее разрешила Г.Мирзаеву «уклоть» меня. Хочу заверить автора, что я всегда готов дать ответ.
Да, вот еще. Есть такой в народе популярный стишок:
В Сквере, где Сохибкирон,
Кружит тысяча ворон.
Помнят старые вороны
Гуманизм Сохибкирона.


А внизу – одни бараны,
Молятся Сохибкирану
Возглавляет их - Ишак,
Их, баранов, Падишах!


И в разинутые рты
Срут вороны с высоты!
Кто автор не знаю, но подметил он все правильно.



Другие статьи в литературном дневнике: