Кухонные страсти повара Шерзода Кудратходжаева

Алишер Таксанов: литературный дневник

В российской газете «Газета СНГ» от 15 декабря 2004 года опубликована статья «Зима в Узбекистане будет жаркой» - «известного» политолога, который по совместительству является сотрудником Аппарата президента Узбекистана и руководителем пресс-службы Центральной избирательной комиссии Шерзода Кудратходжаева (ранее он публиковал материалы о совах и тиграх в журналистике – сплошная зоология).


Уже название заставило, наверное, содрогнуться работников Узгидромета, которые составили совсем иной прогноз на зиму, и теперь им необходимо срочно менять метеосводку согласно установкам политолога из ЦИКа – жара вместо минусовой температуры.


Вообще-то, трудно понять, что подразумевал Ш.Кудратходжаев, когда писал следующие строки: «В политической жизни Узбекистана минувшая осень была достаточно горячей, и накал страстей в первой декаде зимы только увеличивается. Все потому что Узбекистан стоит на пороге существенной парламентской реформы, а электорат – перед серьезным политическим выбором законотворцев нового уровня».


«Горячей» осень была благодаря исключительно климату, складывающийся географическим положением страны, а никак не политическими страстями, температура которого отмечалась, на самом деле, на уровне чуть выше абсолютного нуля. Узбекистан в отличие от Украины, Грузии, даже Европы и России никогда не отличался активностью электората и яркой внутриполитической жизнью, ибо призыв к соблюдению стабильности и спокойствия силовыми структурами осуществлялся так, что кладбище казалось более живучим местом.


Если какой-то «накал» и обнаружил вышеупомянутый политолог, то только в лампочке, вкрученной в настольный светильник на письменном столу в Аппарате президента – кабинете Ш.Кудратходжаева. Терминология этого человека близка к кухонному процессу, может, ему стоило поработать поваром в кафе? Насколько возможно проявляться политическим страстям, если к выборам не допущена оппозиция, а руками этого же политолога отсеяна от наблюдения журналистская братия, имеющая несколько иное представление о событиях в стране? Впрочем, эти «мелочи» для руководителя пресс-службы, мыслящегося глобально. Он даже не дает «особенностей» парламентской реформы, потому что и ежу понятно: двухпалатный парламент не отличается ничем от однопалатного в смысле своего политического статуса и ветви власти. Как и ранее, новый Олий Мажлис с законодательной палатой и Сенатом будет легкоуправляемым инструментом в руках Ислама Каримова. Зато какое красивое слово подобрал Ш.Кудратходжаев: «Законотворцы» нового уровня»! Красо-та-а! Уровень от плинтуса!..


Это видно уже по тому, как идет процесс выдвижения «нужных» кандидатов, ставятся препоны для иных лиц, не утвержденных властью, но стремящихся все равно попасть в законодательные органы. Но об этом политолог из Аппарата президента не пишет. Зато он взахлеб пишет другое: «И нынешняя избирательная кампания войдет в историю заметными новациями и специфичностью».


Эта специфичность уже отмечается ограниченной миссией ОБСЕ, а также независимыми наблюдателями, которые видят явное отступление от демократических принципов и стремление авторитарного режима укрепить свои позиции через декоративный антураж политической системы – послушный и безвольный парламент. Вот скажите мне: за все время существования Олий Мажлиса была ли ситуация, когда депутаты критиковали президента, его бездарный и идиотский экономический курс, реформы, направленные на обогащение узкого слоя населения, антиконституционные постановления правительства и прочее? Тогда с чего это вдруг двухпалатные парламентарии начнут жить по иному? А в историю независимого Узбекистана президент и его послушники уже вошли на уровне захватчиков и диктаторов прошлого.


«Среди нововведений стоит отметить то, что теперь согласно новому законодательству, как минимум 30% кандидатов, выдвинутых от политических партий, должны составлять женщины. Гендерный вопрос актуален для страны, где 51% составляют представители прекрасного пола», - подчеркивает Ш.Кудратходжаев.
Административная установка – 30% кандидатов должны быть женщинами, и никто не задумывается, мол, откуда взялась такая цифра? А почему не 51%, если прекрасная половина человечества занимает такую долю? Теперь что, не будут регистрировать мужчин, если в общем объеме (не пойму – по району, области или республике должно быть 30%) сильная часть человечества будет занимать больший удельный вес, например, 90%? Будут отрезать как ломоть хлеба всех «неудачников», которые не вписываются в соотношение 30:70.


«Еще одно важное новшество касается вопроса о явке избирателей. Если раньше для того, чтобы выборы считались действительными, должны были проголосовать больше 50% избирателей, то теперь эта цифра составляет 33%», - продолжает политически подкованный руководитель пресс-службы ЦИК. И этим самым опровергает свое вышесказанное: о политических страстях в Узбекистане. Если народ так и хочет участвовать в избирательной кампании, то зачем снижать его явочный уровень? Или через 33% нынешнему режиму легче протолкнуть «своего» кандидата?


«Если раньше судимые граждане не регистрировались в качестве кандидатов в депутаты, теперь это распространяется только на граждан, которые имеют непогашенную или неснятую судимость», - еще новое открытие сделал Ш.Кудратходжаев. Если исходить из положений Международного пакта о политических и гражданских правах (ратифицирован многими странами, в том числе и Узбекистаном), то даже судимое лицо, в отношении которого судебное исполнение прекращено, имеет право баллотироваться на любой пост наравне с другими кандидатами. Это дело избирателей – выбирать его или нет.


Далее Ш.Кудратходжаев доводит до россиян азбучную истину: «Граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, находящиеся в местах лишения свободы, не могут быть избраны и участвовать в выборах. Во всех других случаях прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан не допускается». Это даже комментировать смешно, фраза на уровне школьника.
Зато интересен еще один момент в статье Ш.Кудратходжаева: «Согласно новому закону "О финансировании политических партий" кандидаты получили возможность субсидировать свою предвыборную кампанию из средств, предоставленных ЦИКом».


ЦИК, безусловно, берет деньги не из воздуха, а из бюджета. Не секрет – государственного, консолидированного. А он заполняется за счет налогоплательщиков. Вот я, например, не хочу поддерживать ни одну официальную партию в Узбекистане, однако опосредовано – через ЦИК - финансирую их деятельность. Хорошая кормушка для лояльных режиму политических организаций. И все законно, ничего не скажешь. Мне остается только оплачивать расходы бездельников, которые обещают Великое будущее для всей страны, только сами давно проживающих в этом будущем.


Политолог из Аппарата президента отмечает: «Предвыборная борьба довольно конкурентна. За 120 мест в законодательную палату парламента борется 517 кандидатов, в среднем - по 4-6 кандидатов на место. Это представители пяти политических партий (НДПУ - Народно-демократическая партия, УзЛиДеп – Движение предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократическая партия, "Адолат" - Социал-демократическая партия, "Фидокорлар" - Национально-демократическая партия, "Миллий тикланиш" – партия "Национальное возрождение"), а также независимые кандидаты от инициативных групп избирателей».


Он забыл написать о тех людях и движениях, которые из-за поставленных правительством неофициальных барьеров не смогли зарегистрироваться, чьи платформы резко контрастируют с действующим курсом. Не секрет, что есть партии, которые нелегитимны по прихоти Ислама Каримова, преследуемые спецслужбами диссиденты и оппозиционеры, предлагающие другие программы политического и экономического реформирования, независимые журналисты, освещающие действительность не через призму идеи национальной независимости» – новой утопии президента. И поэтому полтысячи кандидатов – это еще не та реальная цифра, которая отражает настроения людей и их желание изменить статус-кво в государстве.


Зато вызывает смех фраза Ш.Кудратходжаева: «Наглядным примером может служить еженедельное обсуждение в прямом эфире актуальных вопросов избирательной кампании, где на вопросы зрителей в студии отвечает председатель Центральной избирательной комиссии Буритош Мустафаев, а также другие ответственные лица».


Именно этот Буритош-ака критиковал независимые порталы в Интернете, где фиксировались факты нарушений избирательного процесса, раскрывались негативные стороны власти по усилению авторитаризма и подавлению демократии, проведению цензуры в СМИ. Этим самым глава ЦИК свидетельствовал об отсутствии реального и свободного волеизъявления у народа Узбекистана. Он и его рупор – Ш.Кудратходжаев – стараются навешать чугунную лапшу россиянам, которые сами неплохо разбираются о демократических процессах в республике. Уж они-то многое слышат от тех мигрантов, которых с каждым днем все больше и больше становится из страны, гшде обещают Великое будущее.


И как издевательство мной воспринимаются слова повара Ш.Кудратходжаева: «Одним словом, для обеспечения эффективного социального диалога, открытости и прозрачности всего процесса в это важное для страны время прилагаются все усилия. Об этом говорит и слоган Центризбиркома: "Тайное в выборном процессе – только голосование". Все остальное открыто, прозрачно, транспарентно».
На политической кухне Узбекистана ничего не транспарентно, открыто и прозрачно. Вся страна – это гриф «ДСП – Для служебного пользования». Для ЦИКа более правильным был бы другой слоган: «Даже зачатие – для нас не тайна. А остальное – давно известно СНБ».


Но повар Ш.Кудратходжаев варит дальше, пытаясь из несъедобных продуктов сварить что-то подобие пищи: «По информации МИД Узбекистана, интерес в участии на парламентских выборах в качестве международных наблюдателей выразили более 150 иностранных экспертов. Миссия наблюдателей от БДИПЧ ОБСЕ уже прибыла в Ташкент, и 22 представителя этой организации уже начали работу в столице и регионах страны. Исполком СНГ открыл штаб миссии наблюдателей в Ташкенте, где на сегодняшний день работают долгосрочные наблюдатели. Ближе к выборам ожидается прибытие около 60 экспертов из стран Содружества. Вместе с тем мандаты наблюдателей получили представители Госдумы. Ожидается также прибытие наблюдателей от Шанхайской организации сотрудничества, Европарламента и других международных организаций. Кроме того, около 50 тысяч местных наблюдателей от политических партий, инициативных групп избирателей и СМИ будут наблюдать за ходом выборов и исполнением закона на избирательных участках».


Миссия ОБСЕ/БДИПЧ – ограниченная, что подтверждает мысль: Европа не столь радужно смотрит на избирательную гонку в Узбекистане, как об этом пишет в кулинарной статье политолог из Аппарата президента. Западные аналитики также склонны рассматривать ситуацию в стране не как способствующую демократическим возможностям и реалиям. В числе 50 тыс. наблюдателей не упоминаются те, кто был вычеркнут Ш.Кудратходжаевым и его командой по установкам от СНБ и Аппарата президента – эти люди нелояльны Исламу Каримову и не верят в его утопии. Не думаю, что представители от Шанхайской организации и Европарламента будут рукоплескать нарушениям итак далеко не демократической Конституции Узбекистана, которые проявляются к 26 декабрю 2004 года.


Думается, мало кто из россиян испробует блюдо «по-ЦИКовски» от шеф-повара Ш.Кудратходжаева. Уж больно пресно оно и безвкусно, как сама политика нынешнего узбекского режима.
(20.12.2004)



Другие статьи в литературном дневнике: