Это Восток - дело тонкое, а не прогрессНесколько реплик относительно интервью директора представительства IND в Узбекистане Мьюши Севера веб-сайту «Узметроном»
Прежде всего, «болезненной» была реакция Ташкента на жесткую позицию Запада, связанная с беспощадным и кровавым подавлением выступления граждан в Андижане. Хотя слово «жесткое» - не к месту, ибо реальных санкций к режиму узбекского диктатора не было. Смешно говорить о запрете въезда в Европу 11 чиновникам и поставкам оружия и аммуниции, которые не превышали 0,1% от всего военного арсенала страны, в качестве факта давления. Другое дело, что была дана однозначная политическая оценка существующим реалиям в Узбекистане, а она характеризует, прежде всего, презрение к авторитарным методам управления страной и игнорирования прав человека. Безусловно, было бы наивно полагать, что европейские страны похвалят диктатора за его соцально-экономические и политико-правовые реформы, в результате чего тысячи человек вынуждены выступать за свои права и свободы не иначе как митингами и, к сожалению, не совсем правовыми методами. Наверное, Ислам Каримов понял, что мировое сообщество в нынешнее время не строит свои отношения с государствами, где власть абсолютна, не признается в качестве ценности человеческая жизнь, а эксплуатация, нищета, коррупция, пытки и наплевательское отношение к законам есть повседневная норма. Непонятно только позиция М.Севера, которая заявляет, что после Андижана Узбекистан осознал себя «составной и органичной частью этого сообщества». Какого сообщества – тиранов и узурпаторов (а разве И.Каримов - демократ?), тоталитарных и олигархически-коррумпированных систем? Можно ли сказать, что Словения, родом откуда сама М.Север, и Узбекистан – это «органические близкие страны»? Неужели и там такая страшная ситуация? Тогда как же Словения с такими «порядками» хочет интегрироваться в Европейское сообщество? Не знаю, кто из экспертов ожидал «самоизоляции Узбекистана» - это глупо как с политической стороны, так и с экономической. Посмотрите на товарооборот за два последних года - они не уменьшились, как это могло бы быть в случае реальных санкций. Сырьевые ресурсы республики увязаны не с внутренней переработкой, а экспортом, а значит, никто за рубежом не был заинтересован в потере такого поставщика – ни страны Европы, ни СНГ. Экспорт, как, впрочем, и импорт – составная часть дохода бюджета страны и, самое главное, коррумпированных чиновников и кланов, а они уж не захотят потерять свой куш. И Узбекистан стал искать союзников, которые позволили бы ему преодолеть «холодный мир» со стороны Запада. И поддержали в основном недемократические страны, такие как Россия и Китай. Несомненно, они воспользовались моментом и активизировали свою деятельность в этой центрально-азиатской республике. Внутреннее социально-экономическое положение общества таких друзей-«саттелитов» мало интересовало, их цель – энерго- и минеральные ресурсы, а также рынок сбыта. Для меня остались туманными следующие фразы: «Узбекистан, напротив, активизировал международные контакты, а это позволяет более полно использовать опыт других стран и избежать ошибок, допущенных этими же странами. А далее последовали конкретные действия». Что хотела сказать М.Север – я не понял: какой опыт, каких стран, что за ошибки, о каких конкретных действиях идет речь? О Северной Корее или Кубы, Ирана или Ирака? Или такой опыт был у Словении? Как Узбекистан активизировал международные контакты? – мне, как бывшему дипломату, это не ясно, ибо И.Каримов всегда тормозил сотрудничество в рамках СНГ, ЕЭП, ЭКО, а теперь попробуйте доказать мне, что все проекты в рамках ОДКБ, ШОС и ЕвроАзЭС выполняются Ташкентом (цифрами, фактами, а не просто пустословием). М.Север выразила восхищение: «Два момента, которые я бы хотела отметить как позитивные. Передача судам права санкции на арест и отмена смертной казни в Узбекистане. Вряд ли кто из аналитиков ожидал, что Узбекистан решится на эти законодательные изменения. Но он сам пошел на них, и подобные шаги необходимо только приветствовать». Но продолжим «скользить» по тексту: «Далее. Очевидная реформа системы исполнения наказаний. По моим данным, сегодня в Узбекистане порядка тридцати пяти тысяч человек отбывают уголовное наказание. По последней амнистии на свободу вышли три с половиной тысячи, включая тех, кто был осужден по статье за покушение на конституционный порядок или принадлежность к незарегистрированным религиозным организациям». Такие слова представителя IND могут насторожить спецслужбы и власти: «Я бы хотела видеть Узбекистан, нарабатывающий международные связи, как на официальном, так и на неофициальном уровне. Это улучшит взаимопонимание и изменит имидж вашей страны в лучшую сторону». Неофициальные связи для людей с ограниченным фуражкой мышлением, уважаемая М.Север, – это преступление, террор, шпионаж, диверсия, участие в подготовке и организации антиконституционного захвата власти и прочем бреде, что рождается в маленьких мозгах. «Конечно, должно пройти время, быть может, должна произойти смена поколений, чтобы демократические ценности стали нормой», - и эти слова я воспринимаю не меньше как издевательство. То есть, мы должны ждать, пока сменятся поколения, а сейчас пусть нас пытают в милиции (гестапо), пускай преследуют независимую прессу, закрывают ННО, ничего страшного, что расцветает коррупция и теневая экономика – мы же еще не доросли до демократии, нам эти ценности не понять. А вот Словения с гражданкой М.Север – доросли. Ну, действительно, разве каннибал из Генеральной прокуратуры может знать права того человека, которого он ест? Его же нужно воспитывать, гладить по голове, подталкивать к свету и истине, и через пару поколений он станет вегетарианцем. Зато какие оптимистичные слова: «Но уже сегодня в структуре государственного аппарата появились новые люди, мыслящие по-новому». Можно ли узнать фамилии этих прогрессивных деятелей – хокимов, министров, чиновников? Что они такого сделали, чем восторгается словенка? Откуда взятся таким людям, если большинство должностей покупается? Разве честный человек станет служить режиму И.Каримова? Может, милиционеры перестали пытать, чекисты убивать, а прокурорщики брать взятки? Или цыган теперь не натравляют на правозащитников, а политических оппозиционных лидеров не сажают в карцер? Что за розовые очки вы носите, госпожа Север? Порой удивляешься, откуда такое чудо с зайчьми ушами появляется в нашей стране... Говоря о возможности терпеть инакомыслие М.Север весьма оптимистично настроена: «Просто важно отделять людей от проблемы. Необходимо говорить о проблеме, а не концентрировать внимание на персонах». «Ваша политическая система отличается от западных демократий. Для Узбекистана свойственен процесс преемственности и процесс предусмотрительности». Да, еще, в чем заключается «процесс преемственности» для Узбекистана, госпожа Север? То что мы приняли социализм в сталинской форме? Что власть плавно перетекла от коммунистического лидера Ислама Каримову сначала к «реформатору» Исламу Каримову, а затем узурпатору Исламу Каримову? Странный термин «процесс предусмотрительности»... Был такой шутник Садик Сафаев, интересные словечки выдумывал: «радикальный демократизм», «демократический фундаментализм» - с этим бы ему в цирке в пестром колпаке выступать и под гармошку плясать, а он МИДом руководил, послом был, в Сенате сидит... Так вот, вы с ним одного поля ягодки, госпожа Север. М.Север находит оправдание этой позиции: «Здесь во главу угла поставлена стабильность и благосостояние граждан. Ошибки при определенных обстоятельствах могут быть ужасными для последующих поколений…» И поэтому вы утверждаете, что «митинги, манифестации, пикеты – это крайняя форма протеста, но она не должна стать повседневностью. В повседневной жизни надо работать, вести диалог». Интересное наблюдение сделала М.Север в отношении правозащитников: «Они, преимущественно, общаются не с народом, а с зарубежными представителями». Как часто, например, Елена Урлаева обращается к представительству IND в Узбекистане? Или Генеральная прокуратура, к которой она взывает с письмами и лозунгами, - это зарубежное представительство? Как часто сама М.Север бывает с узбекским народом? Она, наверное, часто бывала в офисе «Правозащитного альянса», что может засвидетельствовать об отсутствии или наличии редких контактов правозащитников с населением? Я никогда не видел М.Север, но после ознакомления с интервью у меня появилось чувство брезгливости к этой даме. По-моему, такие как М.Север – это режимные лизоблюды из-за рубежа, им начихать на судьбу народа Узбекистана, им главное – свое место удержать, ибо оно неплохо оплачивается. Впрочем, все сказанное в интервью этой госпожой – на ее совести...
Прогресс - дело тонкое Мьюша родилась и выросла в Словении, входящей в состав Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ). В период дробления СФРЮ на несколько независимых государств работала журналистом в возникших тогда на Балканах «горячих» точках. Идею высказать нашему изданию свое видение позитивных процессов, происходящих в Узбекистане, Мьюша Север высказала сама. Беседу с ней в респектабельном особняке, арендуемом под офис представительства IND, мы начали с вопроса, что же она действительно увидела позитивного. Ей есть, с чем сравнивать - Мьюша Север живет и работает в Узбекистане пятый год. Итак… - Болезненная реакция правительства Узбекистана на события в Андижане в мае 2005 года привела к переосмыслению позиции во взаимоотношениях с государствами мирового сообщества. Пришло понимание того, что в интересах Узбекистана быть составной и органичной частью этого сообщества. Все ждали самоизоляции, но этого не произошло. Узбекистан, напротив, активизировал международные контакты, а это позволяет более полно использовать опыт других стран и избежать ошибок, допущенных этими же странами. А далее последовали конкретные действия. Два момента, которые я бы хотела отметить как позитивные. Передача судам права санкции на арест и отмена смертной казни в Узбекистане. Вряд ли кто из аналитиков ожидал, что Узбекистан решится на эти законодательные изменения. Но он сам пошел на них, и подобные шаги необходимо только приветствовать. Далее. Очевидная реформа системы исполнения наказаний. По моим данным, сегодня в Узбекистане порядка тридцати пяти тысяч человек отбывают уголовное наказание. По последней амнистии на свободу вышли три с половиной тысячи, включая тех, кто был осужден по статье за покушение на конституционный порядок или принадлежность к незарегистрированным религиозным организациям. Да, очень часто перечисляют имена пяти человек, кого амнистия не коснулась, но три с половиной тысячи граждан вернулись к своим семьям. И это тоже надо приветствовать. В республике возобновлена деятельность Международного Красного Креста по мониторингу положения в местах лишения свободы… Я бы хотела видеть Узбекистан, нарабатывающий международные связи, как на официальном, так и на неофициальном уровне. Это улучшит взаимопонимание и изменит имидж вашей страны в лучшую сторону. Конечно, должно пройти время, быть может, должна произойти смена поколений, чтобы демократические ценности стали нормой. Но уже сегодня в структуре государственного аппарата появились новые люди, мыслящие по-новому. - Не секрет, что до сих пор в Узбекистане нет ни одной действительно оппозиционной политической партии, общество покорно и пассивно. Как вы считаете, если завтра в стране появится реальная оппозиция, и зазвучат голоса, выражающие несогласие с теми или иными действиями власти, сможет ли власть их терпеть? Проще говоря, готова ли власть терпеть иное мнение? - Готова, думаю. Просто важно отделять людей от проблемы. Необходимо говорить о проблеме, а не концентрировать внимание на персонах. - Даже тогда, когда именно персона порождает проблему? - Даже тогда. Иначе это непродуктивно. - Уж, коль мы говорим о позитивных изменениях, которые, по вашему мнению, наблюдаются в политике Узбекистана, как вы расцениваете организацию и проведение президентских выборов в декабре прошлого года? Тоже, как свидетельство следования демократическим принципам? - Ваша политическая система отличается от западных демократий. Для Узбекистана свойственен процесс преемственности и процесс предусмотрительности. Узбекистан находится в соседстве с Таджикистаном, Афганистаном, Ираном, Пакистаном. Процессы, происходящие там, оказывают воздействие и на политику Узбекистана. Здесь во главу угла поставлена стабильность и благосостояние граждан. Ошибки при определенных обстоятельствах могут быть ужасными для последующих поколений… - То есть, вы допускаете доминанту политической целесообразности над действующей Конституцией? -…………………………… - Ваше отношение к людям, позиционирующим себя либо с оппозицией, либо с правозащитниками? - Я не могу сказать, что плохо отношусь к ним. Но я работала на Балканах и видела, как осуществлялось манипулирование общественным мнением. Митинги, манифестации, пикеты – это крайняя форма протеста, но она не должна стать повседневностью. В повседневной жизни надо работать, вести диалог. Я не верю в «шоковую» терапию, я верю в поэтапность реформ. У вас есть институт махалли, в вашей стране над индивидуальными ценностями традиционно превалируют коллективные ценности. На мой взгляд, каждый должен спросить себя, что я сделал для улучшения жизни? Какой вклад внес в это дело? Возвращаясь к лицам, кругам, группам, позиционирующим себя в качестве оппозиционеров или правозащитников, выскажу еще одно наблюдение. Они, преимущественно, общаются не с народом, а с зарубежными представителями. Этим все сказано... |