Это Восток - дело тонкое, а не прогресс

Алишер Таксанов: литературный дневник

Несколько реплик относительно интервью директора представительства IND в Узбекистане Мьюши Севера веб-сайту «Узметроном»



«Болезненная реакция правительства Узбекистана на события в Андижане в мае 2005 года привела к переосмыслению позиции во взаимоотношениях с государствами мирового сообщества. Пришло понимание того, что в интересах Узбекистана быть составной и органичной частью этого сообщества», - так заявляет М.Север в своем интервью, которое было опубликовано 30 марта 2008 года. Принимая тот факт, что плюрализм – это естественная часть демократического развития, я оставляю за собой право дать иную оценку ее словам.


Прежде всего, «болезненной» была реакция Ташкента на жесткую позицию Запада, связанная с беспощадным и кровавым подавлением выступления граждан в Андижане. Хотя слово «жесткое» - не к месту, ибо реальных санкций к режиму узбекского диктатора не было. Смешно говорить о запрете въезда в Европу 11 чиновникам и поставкам оружия и аммуниции, которые не превышали 0,1% от всего военного арсенала страны, в качестве факта давления. Другое дело, что была дана однозначная политическая оценка существующим реалиям в Узбекистане, а она характеризует, прежде всего, презрение к авторитарным методам управления страной и игнорирования прав человека.


Безусловно, было бы наивно полагать, что европейские страны похвалят диктатора за его соцально-экономические и политико-правовые реформы, в результате чего тысячи человек вынуждены выступать за свои права и свободы не иначе как митингами и, к сожалению, не совсем правовыми методами. Наверное, Ислам Каримов понял, что мировое сообщество в нынешнее время не строит свои отношения с государствами, где власть абсолютна, не признается в качестве ценности человеческая жизнь, а эксплуатация, нищета, коррупция, пытки и наплевательское отношение к законам есть повседневная норма. Непонятно только позиция М.Севера, которая заявляет, что после Андижана Узбекистан осознал себя «составной и органичной частью этого сообщества». Какого сообщества – тиранов и узурпаторов (а разве И.Каримов - демократ?), тоталитарных и олигархически-коррумпированных систем? Можно ли сказать, что Словения, родом откуда сама М.Север, и Узбекистан – это «органические близкие страны»? Неужели и там такая страшная ситуация? Тогда как же Словения с такими «порядками» хочет интегрироваться в Европейское сообщество?


Не знаю, кто из экспертов ожидал «самоизоляции Узбекистана» - это глупо как с политической стороны, так и с экономической. Посмотрите на товарооборот за два последних года - они не уменьшились, как это могло бы быть в случае реальных санкций. Сырьевые ресурсы республики увязаны не с внутренней переработкой, а экспортом, а значит, никто за рубежом не был заинтересован в потере такого поставщика – ни страны Европы, ни СНГ. Экспорт, как, впрочем, и импорт – составная часть дохода бюджета страны и, самое главное, коррумпированных чиновников и кланов, а они уж не захотят потерять свой куш. И Узбекистан стал искать союзников, которые позволили бы ему преодолеть «холодный мир» со стороны Запада. И поддержали в основном недемократические страны, такие как Россия и Китай. Несомненно, они воспользовались моментом и активизировали свою деятельность в этой центрально-азиатской республике. Внутреннее социально-экономическое положение общества таких друзей-«саттелитов» мало интересовало, их цель – энерго- и минеральные ресурсы, а также рынок сбыта.


Для меня остались туманными следующие фразы: «Узбекистан, напротив, активизировал международные контакты, а это позволяет более полно использовать опыт других стран и избежать ошибок, допущенных этими же странами. А далее последовали конкретные действия». Что хотела сказать М.Север – я не понял: какой опыт, каких стран, что за ошибки, о каких конкретных действиях идет речь? О Северной Корее или Кубы, Ирана или Ирака? Или такой опыт был у Словении? Как Узбекистан активизировал международные контакты? – мне, как бывшему дипломату, это не ясно, ибо И.Каримов всегда тормозил сотрудничество в рамках СНГ, ЕЭП, ЭКО, а теперь попробуйте доказать мне, что все проекты в рамках ОДКБ, ШОС и ЕвроАзЭС выполняются Ташкентом (цифрами, фактами, а не просто пустословием).


М.Север выразила восхищение: «Два момента, которые я бы хотела отметить как позитивные. Передача судам права санкции на арест и отмена смертной казни в Узбекистане. Вряд ли кто из аналитиков ожидал, что Узбекистан решится на эти законодательные изменения. Но он сам пошел на них, и подобные шаги необходимо только приветствовать».
Скажите мне, Мьюша, насколько независимы в Узбекистане суды? Я, например, никогда не слышал об этом. Более того, я присутствовал на судилищах, и с тех пор у меня твердое убеждение, что судьи работают в паре с прокуратурой (как однояйцовые близнецы), и передача вышеуказанных функций ничего не меняет. Конечно, можно приветствовать факт отмены смертной казни, но после расстрела тысячи андижанцев и убийств невинных в стенах милиции что-то не очень позитивно воспринимается эта акция – то есть убийцы отделаются легким испугом. Я уверен, что и этот «прогресс» Каримов подвел под себя. Если его когда-нибудь привлекут к уголовной ответственности за совершенные за 17 лет диктатуры преступления, то «вышка» ему не светит – законы не имеют обратной силы (хотя сам президент всегда плевал на них).


Но продолжим «скользить» по тексту: «Далее. Очевидная реформа системы исполнения наказаний. По моим данным, сегодня в Узбекистане порядка тридцати пяти тысяч человек отбывают уголовное наказание. По последней амнистии на свободу вышли три с половиной тысячи, включая тех, кто был осужден по статье за покушение на конституционный порядок или принадлежность к незарегистрированным религиозным организациям».
Если на свободу вышли люди в результате объявленной амнистии – это не реформа, это процедура предусмотрена в законодательстве различных стран, даже недемократических. Есть и экономическая составляющая – содержать «зэков» не всегда посильно госбюджету, так что дать лучше всего «волю» заключенным. Реформа, это, к примеру, передача системы исправительных учреждений под мандат Министерства юстиции, это я понимаю...
Вы прекрасно знаете, М.Север, как выходят на свободу люди и что делается, чтобы они вышли, и сколько стоит этот «выход». Но почему-то не выходят люди с активной гражданской позицией, такие как Санджар Умаров и Мутабар Таджибаева. А сделать человека «участником» подпольных формирований – это же элементарно, еще в НКВД учили, как шлепать такие материалы. К слову, в Югославии при власти Брозд Тито не было таких вещей? Если нет, то вам безумно повезло...


Такие слова представителя IND могут насторожить спецслужбы и власти: «Я бы хотела видеть Узбекистан, нарабатывающий международные связи, как на официальном, так и на неофициальном уровне. Это улучшит взаимопонимание и изменит имидж вашей страны в лучшую сторону». Неофициальные связи для людей с ограниченным фуражкой мышлением, уважаемая М.Север, – это преступление, террор, шпионаж, диверсия, участие в подготовке и организации антиконституционного захвата власти и прочем бреде, что рождается в маленьких мозгах.
Народная дипломатия – это верный путь, она порой эффективнее официальной, но именно ее и свернул режим И.Каримова. Иначе бы не закрывали неправительственные организации, не выгоняли бы из страны международные структуры, не мешали бы обмену по линии культурного, научного, общественного сотрудничества.


«Конечно, должно пройти время, быть может, должна произойти смена поколений, чтобы демократические ценности стали нормой», - и эти слова я воспринимаю не меньше как издевательство. То есть, мы должны ждать, пока сменятся поколения, а сейчас пусть нас пытают в милиции (гестапо), пускай преследуют независимую прессу, закрывают ННО, ничего страшного, что расцветает коррупция и теневая экономика – мы же еще не доросли до демократии, нам эти ценности не понять. А вот Словения с гражданкой М.Север – доросли. Ну, действительно, разве каннибал из Генеральной прокуратуры может знать права того человека, которого он ест? Его же нужно воспитывать, гладить по голове, подталкивать к свету и истине, и через пару поколений он станет вегетарианцем.


Зато какие оптимистичные слова: «Но уже сегодня в структуре государственного аппарата появились новые люди, мыслящие по-новому». Можно ли узнать фамилии этих прогрессивных деятелей – хокимов, министров, чиновников? Что они такого сделали, чем восторгается словенка? Откуда взятся таким людям, если большинство должностей покупается? Разве честный человек станет служить режиму И.Каримова? Может, милиционеры перестали пытать, чекисты убивать, а прокурорщики брать взятки? Или цыган теперь не натравляют на правозащитников, а политических оппозиционных лидеров не сажают в карцер? Что за розовые очки вы носите, госпожа Север? Порой удивляешься, откуда такое чудо с зайчьми ушами появляется в нашей стране...


Говоря о возможности терпеть инакомыслие М.Север весьма оптимистично настроена: «Просто важно отделять людей от проблемы. Необходимо говорить о проблеме, а не концентрировать внимание на персонах».
Странно как-то, нет человека – нет проблемы? Отделил людей от их головной боли при помощи гильотины – и здравоохранение торжествует отсутствием эпидемии мигрени. Сталинский дух у вас, госпожа М.Север. Проблемы создаются и решаются людьми. Не будем концентрировать внимание на Санджаре Умарове или Мутабар Таджибаевой, которых гноят в тюрьмах, – это же какие-то там персоны, а нам нужно решать глобальные проблемы, скажем, наличия иного мнения в политической системе или, что еще приятнее, дискутировать о глобальном потеплении или возможности полета на Марс...
Именно эти личности указали на наличие серьезных проблем в государстве, и за это поплатились. И не решая их судьбы, нельзя сказать о том, что проблемы разрешились. И вообще, М.Север, вы изучали социологию и политологию, что вы несуразное несете?.. То, что вы не учили или учили на «неуд.» говорят ваши следующие фразы:


«Ваша политическая система отличается от западных демократий. Для Узбекистана свойственен процесс преемственности и процесс предусмотрительности».
В чем хорошего, что мы отличаемся от западной демократии? В Африке есть африканская демократия, в Азии – азиатская, в Латинской Америке – латиноамериканская, так что ли? Универсальны права человека и его свободы, и на этом строится демократия, а тип общества – это немаловажный, но все же второстепенный фактор. Можно иметь сотню хороших законов, но не иметь демократию. Можно быть богатым государством, но бросать в тюрьма безвинных. Есть общества, которые чтут традиции гостеприимства, но при этом сажают на кол за малые правонарушения или отрезают головы за инакомыслие.
Конечно, у Запада свои проблемы, но там суды не подчиняются исполнительной власти, пресса не трубит в унисон президенту или премьеру, а к мнению третьего сектора относятся очень внимательно. И партии бывают в оппозиции к правительству, а не друг другу... Если такое в Узбекистане?..


Да, еще, в чем заключается «процесс преемственности» для Узбекистана, госпожа Север? То что мы приняли социализм в сталинской форме? Что власть плавно перетекла от коммунистического лидера Ислама Каримову сначала к «реформатору» Исламу Каримову, а затем узурпатору Исламу Каримову? Странный термин «процесс предусмотрительности»... Был такой шутник Садик Сафаев, интересные словечки выдумывал: «радикальный демократизм», «демократический фундаментализм» - с этим бы ему в цирке в пестром колпаке выступать и под гармошку плясать, а он МИДом руководил, послом был, в Сенате сидит... Так вот, вы с ним одного поля ягодки, госпожа Север.


М.Север находит оправдание этой позиции: «Здесь во главу угла поставлена стабильность и благосостояние граждан. Ошибки при определенных обстоятельствах могут быть ужасными для последующих поколений…»
Кладбище тоже стабильно – там нет пикетов, волнений, неурядиц... Что касается благосостояния граждан, то почти 2 млн. узбекских граждан ее добывают в других странах, причем, подвергаясь смертельному риску (о российских скинхедах слыхали, госпожа Север?), а правительство И.Каримова и рогами не шевелит, чтобы изменить статус-кво – создать благоприятные условия труда и достатка в Узбекистане.
Да, об ошибках. Их за 20 лет царствования И.Каримова сделано столько, что они уже ужастны для последующего поколения. И видно ваше нежелание отвечать на вопрос, как относитесь к тому, что И.Каримов нарушал, нарушает и будет нарушать Конституцию, – потому что в душе вам это нравится. Вы такой же правовой нигилист, как и «человек, определивший эпоху», и отношение к вам у меня самое что ни на есть презрительное. Я бы не только не сел с вами рядом, но и руки не протянул...


И поэтому вы утверждаете, что «митинги, манифестации, пикеты – это крайняя форма протеста, но она не должна стать повседневностью. В повседневной жизни надо работать, вести диалог».
Красивая «лапша» для правительственных ушей. Митинги, шествия, демонстрации – это формы общественного несогласия закреплены в Конституции как политические неотъемлемые права граждан, и они вправе быть повседневным, если это требуется, если власть не намерена соблюдать Конституцию и законы. Можно подумать, что правозащитники не работают, не стараются вести диалог, а только пикетируют. Только к ним на «собеседование» направляют хулиганствующих женщин и среднеазиатских цыганок – вот ответ власти. Кстати, разве можно вести диалог с незаконной властью? Разве И.Каримов – законный президент? Ведь не ведут переговоры с террористами, почему нужно либезить перед узурпатором? Органы власти обязаны провести расследование по факту неконституционного прихода к власти И.Каримова, и правильно делают правозащитники, что настаивают на этом.


Интересное наблюдение сделала М.Север в отношении правозащитников: «Они, преимущественно, общаются не с народом, а с зарубежными представителями». Как часто, например, Елена Урлаева обращается к представительству IND в Узбекистане? Или Генеральная прокуратура, к которой она взывает с письмами и лозунгами, - это зарубежное представительство? Как часто сама М.Север бывает с узбекским народом? Она, наверное, часто бывала в офисе «Правозащитного альянса», что может засвидетельствовать об отсутствии или наличии редких контактов правозащитников с населением?


Я никогда не видел М.Север, но после ознакомления с интервью у меня появилось чувство брезгливости к этой даме. По-моему, такие как М.Север – это режимные лизоблюды из-за рубежа, им начихать на судьбу народа Узбекистана, им главное – свое место удержать, ибо оно неплохо оплачивается. Впрочем, все сказанное в интервью этой госпожой – на ее совести...




P.S. Ниже приведена статья из «Узметронома»:


Прогресс - дело тонкое
Директора представительства IND в Узбекистане Мьюшу Север можно, но сложно заподозрить в ангажированности местным режимом. Можно, поскольку на данный момент представительство IND (Институт новых демократий, Вашингтон, США) еще не получило желанную регистрацию Министерства юстиции, позволяющую легально и в полном объеме работать в рамках проекта «Открытый диалог». Сложно, поскольку автору просто не хочется предполагать в визави неискренность.


Мьюша родилась и выросла в Словении, входящей в состав Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ). В период дробления СФРЮ на несколько независимых государств работала журналистом в возникших тогда на Балканах «горячих» точках. Идею высказать нашему изданию свое видение позитивных процессов, происходящих в Узбекистане, Мьюша Север высказала сама.


Беседу с ней в респектабельном особняке, арендуемом под офис представительства IND, мы начали с вопроса, что же она действительно увидела позитивного. Ей есть, с чем сравнивать - Мьюша Север живет и работает в Узбекистане пятый год.


Итак…


- Болезненная реакция правительства Узбекистана на события в Андижане в мае 2005 года привела к переосмыслению позиции во взаимоотношениях с государствами мирового сообщества. Пришло понимание того, что в интересах Узбекистана быть составной и органичной частью этого сообщества.


Все ждали самоизоляции, но этого не произошло. Узбекистан, напротив, активизировал международные контакты, а это позволяет более полно использовать опыт других стран и избежать ошибок, допущенных этими же странами. А далее последовали конкретные действия.


Два момента, которые я бы хотела отметить как позитивные. Передача судам права санкции на арест и отмена смертной казни в Узбекистане. Вряд ли кто из аналитиков ожидал, что Узбекистан решится на эти законодательные изменения. Но он сам пошел на них, и подобные шаги необходимо только приветствовать.


Далее. Очевидная реформа системы исполнения наказаний. По моим данным, сегодня в Узбекистане порядка тридцати пяти тысяч человек отбывают уголовное наказание. По последней амнистии на свободу вышли три с половиной тысячи, включая тех, кто был осужден по статье за покушение на конституционный порядок или принадлежность к незарегистрированным религиозным организациям. Да, очень часто перечисляют имена пяти человек, кого амнистия не коснулась, но три с половиной тысячи граждан вернулись к своим семьям. И это тоже надо приветствовать.


В республике возобновлена деятельность Международного Красного Креста по мониторингу положения в местах лишения свободы…


Я бы хотела видеть Узбекистан, нарабатывающий международные связи, как на официальном, так и на неофициальном уровне. Это улучшит взаимопонимание и изменит имидж вашей страны в лучшую сторону.


Конечно, должно пройти время, быть может, должна произойти смена поколений, чтобы демократические ценности стали нормой. Но уже сегодня в структуре государственного аппарата появились новые люди, мыслящие по-новому.


- Не секрет, что до сих пор в Узбекистане нет ни одной действительно оппозиционной политической партии, общество покорно и пассивно. Как вы считаете, если завтра в стране появится реальная оппозиция, и зазвучат голоса, выражающие несогласие с теми или иными действиями власти, сможет ли власть их терпеть? Проще говоря, готова ли власть терпеть иное мнение?


- Готова, думаю. Просто важно отделять людей от проблемы. Необходимо говорить о проблеме, а не концентрировать внимание на персонах.


- Даже тогда, когда именно персона порождает проблему?


- Даже тогда. Иначе это непродуктивно.


- Уж, коль мы говорим о позитивных изменениях, которые, по вашему мнению, наблюдаются в политике Узбекистана, как вы расцениваете организацию и проведение президентских выборов в декабре прошлого года? Тоже, как свидетельство следования демократическим принципам?


- Ваша политическая система отличается от западных демократий. Для Узбекистана свойственен процесс преемственности и процесс предусмотрительности. Узбекистан находится в соседстве с Таджикистаном, Афганистаном, Ираном, Пакистаном. Процессы, происходящие там, оказывают воздействие и на политику Узбекистана. Здесь во главу угла поставлена стабильность и благосостояние граждан. Ошибки при определенных обстоятельствах могут быть ужасными для последующих поколений…


- То есть, вы допускаете доминанту политической целесообразности над действующей Конституцией?


-……………………………


- Ваше отношение к людям, позиционирующим себя либо с оппозицией, либо с правозащитниками?


- Я не могу сказать, что плохо отношусь к ним. Но я работала на Балканах и видела, как осуществлялось манипулирование общественным мнением. Митинги, манифестации, пикеты – это крайняя форма протеста, но она не должна стать повседневностью. В повседневной жизни надо работать, вести диалог.


Я не верю в «шоковую» терапию, я верю в поэтапность реформ. У вас есть институт махалли, в вашей стране над индивидуальными ценностями традиционно превалируют коллективные ценности. На мой взгляд, каждый должен спросить себя, что я сделал для улучшения жизни? Какой вклад внес в это дело?


Возвращаясь к лицам, кругам, группам, позиционирующим себя в качестве оппозиционеров или правозащитников, выскажу еще одно наблюдение. Они, преимущественно, общаются не с народом, а с зарубежными представителями. Этим все сказано...
Вел разговор Сергей Ежков


Другие статьи в литературном дневнике: