На отшибе человеческого прогресса?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Так уж получается, что население Узбекистане в большей части политически инертно. То есть нельзя сказать, что они далеки от политики, ибо обсуждают те или иные действия местных властей и центрального правительства, в частности, по регулированию бизнеса, коммунальных тарифов, обязаловок (типа подметать улицы и собирать хлопок), просто не видят себя в управлении этих процессов. Критикуют, да только тихо и на кухне, не согласны, но на митинги не выходят, злятся, однако не тормошат партии, депутатов, СМИ. Заранее считают это бесполезным мероприятием. Или ждут, что за них кто-то сделает. И только крайняя необходимость выталкивает на протест, в частности, это было в Ургенче, Джизаке и других городах, когда мелкие бизнесмены вынуждены были сплачиваться в решении своих острых проблем, или жители, доведенные до отчаяния отсутствием электричества и газа в холодные месяцы.


Амнистия, объявленная режимом Ислама Каримова, это подачка, а не на самом деле амнистия политических заключенных. Да, были отпущены на свободу люди, но ведь не трудно догадаться, как ломали и как угрожали им, прежде чем они покинули тюрьма и колонии. Не секрет, какие деньги выплачиваются родственниками, чтобы заключенные могли попасть в списки амнистируемых, - ведь это часть большого бизнеса в рамках исправительных учреждений. И то, что были отпущены в их числе несколько правозащитников, так это желание замазать глаза Западу, а не реальный шаг правительства к реформированию политической системы. И.Каримов не хотел, не хочет и не будет желать демократизировать страну, ему удобнее управлять единолично и не бескорыстно для личного благосостояния (попробуйте доказать мне, что он – не богатый человек!).


Последние тенденции, выдаваемые некоторыми проправительственными изданиями и политологами, как факт доброй воли, представляют собой манипуляции в хитрой дипломатической игре Ташкента с партнерами Европы и США. Как бы не старался показать И.Каримов свою независимость и самостоятельность на внешней арене, между тем он отдает себе отчет, что ни Узбекистан, ни соседние страны не могут противостоять угрозе афганского движения «Талибан», наркотрафика и контрабанды оружия, и даже участие в ОДКБ не обеспечит безопасность границ. Вспомним, что удар по ИДУ во главве с Джумой Намангани нанесли нелюбимые ныне янки, а не узбекские вооруженные силы, которые до этого безуспешно пытались с ним разобраться. Главный оруженосец пост-советского пространства – Россия - не станет начинать войну в Афганистане, имея печальный 10-летний опыт, а также из-за отсутствия финансовых возможностей и прочих ресурсов. И поэтому только страны НАТО еще ставят барьеры для дальнейшего продвижения угрозы международного терроризма и сепаратизма. И демарш 2005 года в отношении авиабазы «К-2 – Ханабад» - это пинок самому себе, ибо усложнило операции миротворческих сил в Афганистане.


Андижанские события, естественно, отдалили Запад и Ташкент, но участие И.Каримова на саммите НАТО – это, прежде всего, знак сближения. Но поскольку во главу угла ставятся и влопросы прав человека, то узбекский лидер вынужден был пойти на какие-то уступки. Естественно, это несущественные уступки, ибо не допускается мысль реформирования внутренней политики. Разве регистрируют неправительственные организации и оппозиционные партии? Или снята негласная цензура в Интернете? Не преследуются правозащитники? Последние факты – когда на пикетчиков у Генеральной прокуратуры натравливали цыган с орудиями «труда» или штурм дома поэта Юсуфа Джумаева спецназом – не потверждают тезис, что никаких послаблений не будет и не ждите!


До сих пор в заключении находятся самые опасные противники режима – бизнесмен Санджар Умаров и правозащитника-общественница Мутабар Таджибева. Иба находятся в сложно физическом состоянии, по некоторым данным, в отношении их применяются суровые меры наказания, методы сломления духа, отказывают в нормальной медицинской помощи. Операция, проведенная М.Таджибаевой, была сделана лишь тогда, когда она находилась на пороге смерти. И то это было сделано для того, чтобы международная общественность не стала больше негодовать и оказывать давление на западные правительства в продолжении или усилении санкций. Но выпустить на свободу – на такой шаг И.Каримов не пойдет, ибо их он считает личными врагами.


Недавно на сайте «Горизонт.Уз», контролируемом СНБ Узбекистана, вышли две статьи, направленные против семьи Санджара Умарова: «После приговора. БЛЕСК И ПАДЕНИЕ «НЕФТЕГАЗОВЫХ БРАТЬЕВ» (http://gorizont.uz/index.php?id_=1042) и «Ошибка резидента?» (http://gorizont.uz/index.php?id_=1029). Авторы этих статей, выступая под вымышленными именами, пытались представить родственников и самого С.Умарова как отъявленных негодяев и мошенников. Известно, что суд над опальным бизнесменом имел явно выраженные политические мотивы, и велся он с нарушением всех процессуальных норм. И.Каримов поставил перед органами следствия цель – наказать «выскочку», который возомнил, что может быть самостоятельным политиком в Узбекистане. Только слепой не мог заметить, что между судьей и прокурором было «понимание», а сторона защиты вообще не воспринималась как активная часть судебного процесса. В итоге приговор был полностью списан с государственного обвинения. Присутствовавшие на этом процессе правозащитники, адвокаты и журналисты выразили недоумение ее итогам и поставили под сомнение беспристрастность, независимость и справедливость суда. Кстати, и сам судья Закир Исаев, который вдруг оказался не удел, писал через Интернет обвинительные статьи в адрес высших чиновников, которые выполняли явно заказные дела. О том, что он самым был марионеткой в этом, судья скромно умолчал...


Как подтверждение того, что паранойя у узбекского президента достигла апогея, является последний факт продолжить оказывать давление на семью Умарова. В частности, недавно был разрушен дом сына Санджара – Арслана Умарова (http://www.ferghana.ru/news.php?id=8904&mode=snews). И на фоне этого заявление бывшего руководителя «Фридом Хаус» в Ташкенте Мьюши Север в интервью сайту «Узметроном.Ком» о том, что позитивные сдвиги в Узбекистане происходят – это неуклюжая попытка поцеловать интимные места режима, подсластить пилюлю перед саммитом Североатлантического блока в Бухаресте. И это явное свидетельство того, что некоторые внешние силы пытаются подстроиться под политику диктатора, оказать поддержку, типа, «это сукин сын, но он наш сукин сын!» и снять санкции.


К слову, санкции, которые были применены Западом к узбекскому авторитарному режиму, были смехотворными по сути: разве запрет на въезд в Европу 11-ти чиновникам и поставки оружия, доля которых не превышает 0,1% от общего арсенала Узбекистана, могут быть серьезными факторами? Естественно, это наводило на печальные мысли, что международная общественность в лице государственных учреждений больше склоняется к сотрудничеству с такими режимами ради энергетических и прочих интересов в Центральной Азии. Лишь международные гуманитарные и правозащитные организации, такие как «Амнестик Интернешнл», «Хьманс Райтс Вотч» и другие, оказывают влияние на правительства с целью сохранять первичные требования – ставить в дипломатии, в первую очередь, права и свободы человека, демократизация страны.


И.Каримова бесит то, что неправительственные организации и общественные движения, которых так легко взять под «колпак», за пределами Узбекистана располагают реальной силой и авторитетом. К мнению «Хъюман Райтс Вотч» прислушиваются сильнее, чем к речам узбекского лидера с трибун ООН или НАТО. И даже экономические институты ставят впереди своей политики политические факторы, ибо без реальной либерализации невозможно нормальное хозяйственное развитие. Вспомните, как кипятился, рвал и метал молнии президент, когда на саммите Совета Управляющих Европейского банка реконструкции и развития в мае 2003 года в Ташкенте ее глава Жак Леммер критиковал узбекские власти в сфере прав человека. Он тогда поставил условие, что финансирование проектов и объем инвестиции будут прямо зависеть от взятых на себя Ташкентом обязательств по рефоромированию политической системы. Это один из фактов того, что международному сообществу не безразлично все, что происходит в Узбекистане.


Конечно, Запад имеет более сильные рычаги влияний. Можно разыскать и заморозить зарубежные счета высших коррумпированных чиновников, которые обслуживают семью и власть И.Каримова, прекратить экспортно-импортные операции с этой республикой, запретить транзит грузов и сами транспортные сообщения, приостановить инвестиции и кредиты, и это нанесет удар по тем людям, которые возомнили себя пророками и всесильными хозяевами жизни. Это вынудит их пойти на уступки. Еще сильный мотив – организация Трибунала в Гааге по событиям в Андижане. Конечно, это пока гипотетическая возможность, ибо есть у Ташкента и защитники в ООН и Совете Безопасности – Россия и Китай, имеющих свои интересы в Центральной Азии. Эти страны никогда не входили в рейтинг свободных и демократических, а вот в клубе нарушителей прав человека были в лидерах. Не удивительно, что они были против каких-либо санкций против И.Каримова.


Но никакое внешнее давление не будет иметь силу, пока сам узбекский народ не осознает того, что именно он источник власти, а не коррумпированные чиновники. Пока люди не начнут защищать свои интересы, никто не поможет им. Еще в «Интернационале», который когда-то пел коммунист Ислам Каримов и который был запрещен диктатором Исламом Каримовым, есть прекрасные слова: «Никто не даст нам избавления – ни царь, ни бог и не герой, добъемся мы освобождения своею собственной рукой» Прошу не считать эти слова гимна как призыв к свержению строя или антиконституционного переворота в Узбекистане. Наоборот, это напоминание, что все можно решить демократическим и правовым путем, а именно воспользоваться тем, что заложено в главах и статьях Конституции. В частности, требовать от властей соблюдать права и свободы граждан. Начинать нужно хотя бы с малого – с ТСЖ или ЖЭКов, РУВД и коммунальных хозяйств, доходя до судов и парламента. Не запрещены акции протеста и граданского неповиновения, а это сильные механизмы, что были реализованы почти сто лет назад индусом М.Ганди. Самим депутатам Олий Мажлиса пора понять, что хватит играть в «театр кукол», пора становиться политиками и самостоятельными личностями, не плясать под президентскую дуду. СМИ следует понимать разницу между самоцензурой и нарушением законов, критика должна быть обоснованной и конструктивной, ведь именно этого и боится режим, который предпочитает огульно обвинять в преступлениях всех и вся, а не доказывать свою правоту.


Ныняшняя Конституция – это законодательная база авторитаризма, ибо в ней нет никого порядка осуществления контроля со стороны народа за властью, в частности, президентской. Практически, все ветви власти номинально независимы, но практически подчиняются главе государства. Ему нельзя объявить импичмент – самый сильный метод устранения от власти президента. У Генеральной прокуратуры нет полномочий контролировать И.Каримова. Суды подчиняются также ему. Пресса тоже не является независимой, если 12 лет наперекор 67 статьи Основного закона о запрете цензуры существовал и финанстировался правительством подобный орган – «УзЛит».
Когда писалась Конституция, видимо, заранее определяли, что власть у Ислама Каримова должна быть абсолютной. Ничего общего с формулировками, типа того, что это позволит ему млобилизовать ресурсы, провести эффективные реформы, добиться стабильности и мира, обеспечить социальное благополучие и экономическое развитие, эти статьи Основного закона не имеют. Ибо 17 лет независимости продемонстрировали фикцию этих формулировок. Узбекистан в лидерах по уровню коррупции, в последних местах по объему ВНП на душу населения (в кругу африканских стран).


С другой стороны, существует убеждение, что чем сильнее рука, тем больше порядка она наводит, и в пример приводят Сталина, Андропова, Мао цзе-Дуна, Пиночета, даже Гитлера... Вполне вероятно, есть и историко-традиционная подоплека этому: не ругать начальство, какое бы оно не было, уважать власть, даже кровавую, безропотно сносить все тяготы жизни... Переложить ответственность за свою судьбу и страны на другого, дав ему для этого власть и полномочия, и только требовать результат, - такая политическая инфантильность говорит о том, что люди не хотят самостоятельности, не желают самоучастия в управлении страной. Это печально, но это факт. Цинично говорить: «Каждый народ заслуживает такого правителя, которого имеет!», однако такая цитата не может родиться самопроизвольно, она отражает реальность. Вот мы и имеем И.Каримова, как свидетельство своего политической трусости и равнодушия. Кого-то устраивает такой статус-кво (в частности, коррупционеров), кто-то боится потерять то, что имеет, если попытается начать проявлять свою гражданскую активность. Но все же есть и те, кто понимает пагубность такого положения.


История движется, общества развиваются, государства совершенствуются, права человека все больше занимают места во политике и экономике. И те, кто не хочет этого понять, влачат свое существование на отшибе цивилизации... Нам не нужно изобретать велосипед, человечество выработало прогрессивные пути и механизмы, просто следует взять их на вооружение и реализовывать. И понять, что И.Каримов и его режим не вечен, его ценности – это временные пережитки, отрыжка от неверно взятого курса. Просто пора вернуться на свою дорогу...



Другие статьи в литературном дневнике: