Мы даже не знаем, какую карту увидим завтра

Алишер Таксанов: литературный дневник

Это интервью я давал журналистке в начале 2002 года для публикации в одном из интернет-сайтов. Просто я нашел этот материал в своих архивах и решил выставить на «Литературном дневнике». Может, кому-то будет интересно.



Узбекский эксперт по интеграции говорит об информационной блокаде в Центральной Азии


12.01.2002. Современные тенденции, протекающие как в СНГ, так и в Центрально-азиатском регионе, свидетельствуют об усиливающихся противоречиях между странами. Среди многих причин, которые их порождают, есть и одна – тоже немаловажная – информационное противостояние или блокада. И хотя во многих документах и на многих уровнях говориться о необходимости информационной интеграции, в реальности сдвигов в этом направлении не наблюдается. Наоборот, более заметны дезинтеграционные шаги, а СМИ порой становятся оружием в дистанцировании народов бывшего советского пространства. Именно об этом идет разговор с независимым журналистом и экспертом по интеграции, кандидатом экономических наук Алишером Таксановым (Ташкент, Узбекистан).


- Господин Таксанов, что в Вашем понимании информационная интеграция? Этот термин придуман журналистами или все-таки он используется в официальных кругах?


- Сейчас модно говорить об интеграции, но не все понимают истинное значение этого понятия. Если посмотреть на латинское слово integratio, то оно означает объединение каких-либо частей в одно целое. То есть какие-то учреждения, предприятия, отрасли, регионы, а также страны в целом сближаются друг с другом ради выполнения каких-то конкретных, жизненно необходимых и важных задач. Скажем только, что интеграция бывает разная: экономическая, политическая, военная, религиозная, национальная. Уровень и степень такого объединения определяется имеющимися ресурсами, политической волей и законодательными нормами. История интеграции охватывает около сотни лет и проявляется в различных частях света, но наиболее активно интеграция стала проявляться во второй половине ХХ века. Есть военно-политическая интеграция – это, если помните, и АНТАНТА, и НАТО, и Варшавский договор, и АНЗЮС, есть экономическая интеграция – это ЭКО, НАФТА, АСЕАН, Европейский экономический рынок, Экономический союз СНГ, Центрально-азиатский экономический форум, есть также и социально-политическая, например, это такие интегративные структуры как Лига Арабских государств, Организация Исламская Конференция и т.д.


В последнее время в СМИ бывшего СССР стали употреблять слово «информационная интеграция». Нужно сказать, что информация – это такой же продукт, который в рыночных условиях превращается в товар и имеет потребительскую и меновую стоимости. Он необходим всем людям, живущим по разные стороны границ. Вот для его свободного перемещения, потребления необходимо создавать соответствующие условия. Вспомните первую статью 1 Чолпон-Атинского Договора от 30 апреля 1994 года, подписанного Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан, где говориться, что Единое экономическое пространство создается «в целях реализации совместных программ по углублению экономической интеграции… предполагает свободное перемещение товаров и услуг, капиталов, рабочей силы и обеспечивает согласованную кредитно-расчетную, бюджетную, налоговую, ценовую, таможенную и валютную политику». Смотрите: свободное перемещение… Это означает, что снимаются все барьеры перед товаром, в числе которых и информация.
В настоящее время государства Центральной Азии остро нуждаются в такой информации. Региональные процессы происходят весьма динамично, но СМИ не всегда успевает отразить их. Порой, они умалчивают о тех или иных проблемах в угоду политических элит. И это создает еще больше трений между государствами. А население порой и не знает, что творится у соседей и какие проблемы между ними существуют. В один прекрасный день они с удивлением узнают, что между ними колючая проволока и мины, что газ отключили, а воду продают, что границу перейти весьма сложно, поскольку есть таможня, есть визы. Это как снег на голову падает простым гражданам, которые не знают всех политических перипетий. И в этом виновата пресса, которая не доносит до своих потребителей об имеющихся проблемах между странами. Но нельзя все сваливать только на СМИ, ведь они часто работают в «колпачных» условиях, то есть под бдительным оком государства. И правительства устанавливают «правила игры», которые вынуждены соблюдать масс-медиа. Иначе эти СМИ предаются забвению.


- Что же, по-вашему мнению, мешает развитию информационного пространства Центральной Азии?


- Среди узбекистанских журналистов ходит такая поговорка: «Наша журналистская карта меняется быстрее, чем политико-административная или географическая». Дело в том, что по воле цензуры то появляются, то исчезают из страниц прессы такие государства как Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан или Туркменистан. Порой запрещается вообще упоминать не только события, которые там происходят, но и своеобразные «символы» этих государств, например, гора Медео, Тохтогульское водохранилище, дашнабадские гранаты… Непонятно, кому это надо – вводить информационную блокаду, но от этого – поверьте мне! – никто не выигрывает. Я как-то расспрашивал некоторых сограждан, что они знают о пограничных проблемах, и те с удивлением узнавали, что между нами уже есть визовой режим, и в Таджикистан и Кыргызстан без печати в паспорте не проберешься. Они ничего не слышали об анклаве Сох или минировании Ташкентом государственной границы, которая еще, кстати, не делимитирована, или о том, что Бишкек планирует продавать нам воду. Не слышали они и о выселении таджиков из Узбекистана.


Мне очень сложно определить истинную причину таких действий. Но это больше играет на руку тем, кто получает политические дивиденды от этого. Цензура, которая выступает инструментом этих людей, никак не способствует сближению народов и тем более установлению мира и спокойствия в регионе. Если кто-то думает, что умалчиванием мы снимаем напряженность, то это самообман. Проблемы были, есть и будут, если делать вид, что их не существует. Информационная интеграция, по моему убеждению, способствует расширению и углублению экономической, способствует и политической интеграции. Ведь, благодаря освещению Баткенских событий в 1999 году и последующих столкновений с религиозными экстремистами удалось создать коалицию по борьбе с международным терроризмом. Поэтому я за то, чтобы СМИ, не дожидаясь правительственных решений, начали более тесный и полный взаимообмен информацией. Другое дело, что цензура в Узбекистане и Туркменистане станет серьезным тормозом в этом процессе. Но даже и это можно обойти, если выставлять свои статьи в Интернете – единственном информационном поле, недоступном для «Узлита».


- Какие меры необходимо предпринять, чтобы избежать информационной блокады событий в регионе?


- Есть мировой опыт, и нужно обращаться к нему. Мы живем в эпоху глобализации и этого не избежать и государствам Центральной Азии. Современные средства связи позволяют ежесекундно переносить сотни миллионов бит информации с одного континента на другой. Вспомните, что не все страны сразу избавились от тоталитарной или авторитарной режимов, где были всякие барьеры и для СМИ, и поэтому уже выработались определенные механизмы преодоления цензуры.


Я считаю, что необходимо устанавливать, прежде всего, прямые контакты между информационными агентствами, редакциями, отдельными корреспондентами и независимыми экспертами. Должна быть целая сеть, опутывающая весь регион. Если какая-то информация по тем или иным причинам не проходит, скажем, в Узбекистане, то автор может опубликовать ее в Кыргызстане или Казахстане. Тогда те же казахстанцы и кыргызстанцы будут иметь точку зрения соседа, и этим самым СМИ избегут одностороннего освещения каких-либо событий. Также необходимы конференции и семинары для журналистов, на которых не только ведется обучение новейшим журналистским методикам, но и преподносятся новые информационные технологии, способы обработки и передачи данных.


Нужно понять, что СМИ – это не орудия разрушения, а средство для достижения мира, и чем меньше будет административных и политических преград, тем реальнее масс-медиа будут играть свою роль в интеграции Центральной Азии.



Другие статьи в литературном дневнике: