Бешенные деньги,

Алишер Таксанов: литературный дневник

ИЛИ РАСКАЯНИЕ ВЗЯТОЧНИКОВ НА СУДЕ ПРОТИВ С.УМАРОВА
Сомнения в том, что уголовное дело лидера оппозиционного движения «Солнечный Узбекистан» Санджара Умарова, которое рассматривается сейчас Ташкентским городским судом, носит явно политический характер, у меня рассеялись, когда все же удалось присутствовать на одном из заседаний судебного процесса. К этому времени я понимал, что узбекская экономика настолько коррумпирована и деформирована, что никакое предпринимательство невозможно развивать, если не принять «теневые» правила игры, установленные властью для своих и не своих граждан. И этот «крючок», безусловно, позволяет режиму манипулировать любым, кто имел хоть какое-то отношение к бизнесу, и ныне претендует на какую-то ведущую роль в нынешней политической системе. И такая «удочка» была брошена на С.Умарова.


Но то, что предстало передо мной в тот день, было явно плохим спектаклем, где одни играли роли очень жутко и неестественно, а другие подыгрывали им далеко не лучшим образом, и все для того, чтобы зрители, то бишь мы – журналисты, родственники, иностранные представители – уверовали в справедливость и объективность узбекского суда. Только в отличие от театра здесь ставкой была реальная жизнь и судьба. Не хочу ни в чем обвинять судебный состав, тем более влиять на его процесс и решение, а выскажу только то, что вызвало у меня недоумение.


В тот день показания давали два свидетеля, один из которых работал на перегонной железнодорожной станции, а другой – в таможенной службе. Вот эти два человека признавались, что регулярно получали взятки от представителя С.Умарова, то есть в совершении преступления, наказание которое предусмотрено Уголовным кодексом. И что интересно, их за это к суду не привлекли. Так как они «вдруг» раскаялись в грехах, прибежали в прокуратуру, сознались там следователю и передали деньги государству. Возникает подозрение, что это раскаяние явно затянулось, так как преступление было совершено несколько лет назад, а посетили они прокуратуру только после взятия С.Умарова под стражу. У находившихся в зале людей такие слова вызвали смех и ухмылку: вот уж точно по Ильфу и Петрову – «голубые воришки».


Мне даже рассказали, что на предыдущих заседаниях взяткополучатели с жаром утверждали, что совесть их мучила долгое время, деньги, нажитые неправедным путем, им руки жгли, и отмыть купюры стало возможным, только сознавшись следователям и сдав «добро» республике. Конечно, никакого наказания они не понесли, ибо наказать, скорее всего, следовало взяткодателя, кем оказался бизнесмен из «Солнечной коалиции», претендовавшего на свою роль в политической истории Узбекистана.
Так вот, свидетели пояснили судебному составу: не сам обвиняемый давал им деньги, а некий Набиев. При этом они уверяли, что ни у других лиц, обращавшихся к ним по работе, не брали мзду, а вот только у этого человека, сидящего за решеткой. При этом не поясняли, почему такой выбор и такая позиция, чем же не угодил им С.Умаров?


Было удивительно, что Набиев, оказывается, суя купюры работникам железной дороги и таможни, постоянно им твердил, что передает именно от С.Умарова. Видимо, пытался вбить им в голову: помните своего «благодетеля». Интересно, часто ли так бывает, что посредник говорит, мол, это вам лично от этого человека, а не от меня. Разве взяткополучателю интересно знать, кто именно стоит за спиной посредника, ведь его цель – стать хозяином толстой пачки банкнот? Учитывая, что эти «теневые» операции происходили несколько лет назад, просто поражаешься, как взяткополучатели не забыли фамилию С.Умарова, ведь через их инстанции проходит в день десятки, если не сотни фамилии.


Впрочем, выяснилось и другое. Этот Набиев давал взятки, чтобы в ускоренном режиме оформлялись документы на груз. Железнодорожник признался, что за каждую операцию он «зарабатывал» по 15-20 тыс. сумов, а всего «набежало» 350 тыс. сумов. Адвокат поинтересовался, какие проблемы стоят перед его организацией, раз нужно проталкивать груз? Оказалось, что на станции нет «пробок», платформы и вагоны проходят без задержек, а на оформление документов требуется всего 2-3 минуты. Спрашивается: зачем давать взятку, если все итак идет гладко, то есть без сучья и задоринки? Может, Набиев просто дарил деньги железнодорожнику, например, за красивые глазки?


Таможенник, который ранее был старшим инспектором, а ныне возглавляет пост, получил тоже немало дензнаков от Набиева. Он ныне, как должностное лицо, должен следить за соблюдением всеми – и грузоотправителями, и сотрудниками ГТК - законности, быть учителем для младших и не допускать коррупции. Интересно, а почему этот человек, который сдал в бюджет взяток на 500 тыс. сумов, до сих пор возглавляет важный государственный участок? Таможенник замямлил, мол, тогда у него было сложное финансовое положение в семье… Ну, знаете, наверное, все взяткополучатели так утверждают, что невзгоды жизни толкают их на преступления, но разве ее «прелести» послужили причиной того, что Набиев сорил деньгами в таможне?


Мне было непонятно, почему прокуратура не привлекла таких свидетелей к ответственности? Разве они не должны сидеть рядом с С.Умаровым как соучастники? Кстати, мне показалось бездоказательным приведенные на суде факты, что именно лидер коалиции организовал систему передачи взяток.
Теперь мне стало ясным, почему ограничивают на суде присутствие журналистов и правозащитников. Потому что дело шито белыми нитками, и это трудно скрыть.
Прошу не считать данную статью вмешательством в судопроизводство или давлением на суд, предварением его решения. Я написал то, что увидел и что вызвало у меня недоумение…
(10.02.2006)



Другие статьи в литературном дневнике: