Кто не хочет кормить свою армию,

Алишер Таксанов: литературный дневник

БУДЕТ КОРМИТЬ ПОЛИЦИЮ


В настоящее время у Узбекистана нет внешних потенциальных врагов, ни одна страна мира не угрожает ее территориальной целостности, политической стабильности и независимости. Об этом сообщил научный сотрудник (просивший не назвать его имени) Института стратегических исследований (ИСМИ) при Президенте Республики Узбекистан, ведомства, которое совместно с Министерствами иностранных и внутренних дел, обороны, Службой национальной безопасности и таможенным комитетом разрабатывало стратегию и концепцию безопасности страны.


- Угрозы есть не от государств, а от организаций, которые имеют официальный и неофициальных характер, и по роду своей деятельности занимаются международным терроризмом, содействуют расширению сети транснациональной преступности, в частности, наркомафии и нелегальному обороту оружия, - подчеркнул он. – Общая численность таких формирований может достигать 5-10 тыс. человек, и для борьбы с ними достаточно сил правопорядка. Нет необходимости содержать огромную армию.


Представитель ИСМИ пояснил, что в связи с этим в последние годы отмечается снижение финансирования оборонного сектора и увеличение расходов на содержание полиции. В настоящее время в вооруженных силах Узбекистана служит 50 тыс. человек, причем ежегодный призыв составляет 15 тыс. человек, что в 10 раз меньше от общего количества выпускников средних школ мужского пола. В правоохранительных органах работает 850 тыс. человек, а это в 17 раз больше чем в вооруженных силах. Уже не секрет, что нет средств содержать армию, и поэтому многих призывников переводят на альтернативную службу или мобилизационный резерв. Это позволяет экономить средства, а с другой стороны, подобные механизмы являются источником поддержания министерства обороны (альтернативщики отчисляют энную часть денег в бюджет).


- События лета 1999 и 2000 года показали, что армия не способна решать задачи, которые обычно возложены на войска МВД, и именно эти войска вели боевые операции против бандформирований, - подчеркнул представитель ИСМИ. – Борьба с боевиками – это оперативные и тактические задачи, которые возложены на правоохранительные органы, и им нет необходимости содержать наступательные средства, например, авиацию, системы залпового огня, артиллерию, танки. Поэтому правительство переориентировало финансовые и материальные ресурсы на укрепление полицейских сил.


Значительная часть ресурсов направлено на обеспечение безопасности высших должностных лиц государства. Только для контроля передвижения президентского кортежа в столице привлекается более 5 тыс. сотрудников МВД и СНБ. В тоже время около 6 тыс. военнослужащих узбекской армии собирает хлопок на полях Джизакской области, так как местные крестьяне предпочитают работать в соседнем Казахстане.


Представитель признал, что Узбекистан – это полицейское государство, в котором управление страной и экономикой ведется силовыми и административными методами. «Но это обусловлено сложностями переходного периода, когда правительство пытается создать баланс между использованием национальных ресурсов, распределения дохода и упорядочения расходов, поддержанием стабильности, - отметил он. – Естественно, в этих условиях силовые ведомства играют значительную роль. Например, в Чили лишь военные сумели стабилизировать политическую, а затем и экономическую ситуацию, что в последствии способствовало переходу от хунты к демократии при сильном общественном развитии».


Слабость оборонного сектора еще обусловлено тем, что в настоящее время стратегические запасы, которые были на территории Туркестанского округа со времен Советского Союза, давно исчерпаны. Чтобы их пополнить требуется более $30 млрд. Нет средств для поддержания устаревающей и закупки новой военной техники. «Легче купить автомобили для полиции, чем бронетранспортер для армии», - добавил представитель. С его слов, были попытки ремонтировать технику на базе местных промышленных мощностей, но пока это особого результата не дает. Так, например, Ташкентский экскаваторный завод должен был ремонтировать танки и другую бронетехнику, однако, его довели до банкротства, и теперь Навоийскому горно-металлургическому комбинату поручено на базе ремонтных цехов (для карьерных самосвалов) выполнять эти работы.


Были попытки также создания боеприпасов для стрелкового оружия в рамках программы импортозамещения. Так, НПО «Восток» приступило к выпуску автоматных патронов, убойная сила которых не превышает 100 метров. Технология не отлажена, продукция не соответствует качеству, и поэтому с такими боеприпасами не повоюешь, мрачно заметил представитель ИСМИ. Он же заметил, что завершилась крахом попытка создания в Джизаке военного летного училища. Выпускники примеряют лейтенантские погоны, однако никогда не держали в руках штурвал и не поднимались в воздух. Они видят реальный самолет лишь, когда приходят в военные части. Кроме того, данное училище не сертифицировано, дипломы таких горе-летчиков нигде не признаются.


Между тем, правительство Узбекистана стремиться продемонстрировать окружающим, что располагает серьезной мощью. Свидетельство этому – мины, которые расположены на границах с Таджикистаном и Кыргызстаном. Но это и наша слабость, - подчеркнул ученый из ИСМИ, поскольку у нас неэффективная дипломатия, низкий авторитет в Центральной Азии, неважные связи с исламским миром, контакты с правоохранительными органами других стран пока что только налаживаются. Не имея других альтернативных средств защиты рубежей, была избрана тактика минирования, эффективность которой практически нулевая: не отмечено ни одного факта гибели боевиков, в тоже время 100% случаи подрыва гражданских лиц.


И поэтому мы сразу же дали согласие на размещение воинских контингентов в Термезе и Ханабаде, с радостью принимаем военно-техническую помощь от России, США и Европы. Особенно ту, что предназначено для сил поддержания правопорядка, заявил представитель ИСМИ.
(3.11.2004)



Другие статьи в литературном дневнике: