О кадровых перестановках...И КОРРУПЦИИ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ УЗБЕКИСТАНА Изменения в ключевых постах в правительстве нельзя назвать кардинальными или новой ступенью административной реформы. Произошла рокировка должностями, что вызвано, прежде всего, серьезными проблемами в сфере экономики, умалчивать о которых уже дальше весьма сложно. Речь идет об иностранных инвестициях, обслуживании долга/кредитов и внешнеэкономической политики – самых больных «местах» президентской модели развития и реформ. Посмотрим по хронологии, как происходил процесс кадровых перестановок: 21 июля был опубликован Указ президента Ислама Каримова «О совершенствовании системы управления в сфере внешних экономических и торговых связей, привлечения инвестиций», в рамках которого АВЭС было преобразовано в Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли. Были упразднены Межведомственный совет по вопросам иностранных инвестиций и кредитов при Кабинете Министров; Республиканский совет по стимулированию развития экспортного потенциала. Указом президента от 25 июля Рустам Азимов был освобожден от должности первого заместителя премьер-министра, министра экономики и руководителя Общеэкономического комплекса и комплекса потребительских товаров. В тот же день его назначили министром внешних экономических связей, инвестиций и торговли, вероятно, чтобы он привел в порядок этот сектор, заодно реабилитировался в глазах президента. Как видно из этого, произошла смена ориентиров/специализации у тех или иных высоких лиц в правительстве Узбекистана, однако никакие новые кадры в эту систему не пришли. Это говорит о следующем: Следует сказать, то в Узбекистане не существует в высших эшелонах власти каких-либо политиков, ибо все министры и руководители ведомств/ассоциаций/союзов/комитетов фактически являются чиновниками, то есть просто техническими менеджерами, исполняющими волю одного человека – Ислама Каримова. Поэтому не следует ожидать серьезных изменений во внутренней и внешней политике в контексте изменений в правительстве республики, как это предполагают некоторые. Например, было заявлено, что приход на вице-премьерство В.Голышева облегчит ситуацию с русскоязычным населением и укрепит взаимоотношения с Москвой. В.Голышев, кандидат экономических наук, еще с 1993 года, будучи в руководстве Института стратегических исследований, разрабатывал и внедрял узбекскую модель реформ. Переход в Аппарат президента на должность госсоветника укрепили его позиции в системе власти, но авторитета в правительстве, среде национальных чиновников ему это не дало. Практически, с его подачи президент принимал окончательные решения по управлению экономикой, в том числе процессов, связанных с проблемами кредитных, банковских, финансовых отношений, конвертации, повышений таможенных тарифов, коммунальных услуг, внедрения административных методов регулирования инфляции и т.п., и поэтому его не зря называли «серый кардинал». Однако самого В.Голышева нельзя назвать самостоятельным в принятии решений человеком, более того, он весьма осторожный и расчетливый, умеющий ускользать от удара и наказания. Можно с уверенностью сказать, что практически ему дана задача отслеживать все тенденции в экономике и докладывать о результатах лично И.Каримову. Что касается Р.Азимова и Э.Ганиева, то их ситуация напрямую увязана с тенденциями в инвестициях и обслуживании кредитов, которые они курировали, будучи руководителями Национального банка и Агентства по внешним экономическим связям. В прессе уже проскользнуло сообщение Генеральной прокуратуры Узбекистана о том, что произошли проверки деятельности Национального банка, в результате которых выявлены тяжкие преступления. Так, 14 сотрудников НБУ в текущем году были обвинены и осуждены за хищение государственного имущества, взяточничество. Среди находящихся в международном розыске – первый заместитель председателя правления С.Тищенко, руководитель Центра проектного финансирования П.Зинин, сотрудники Ш.Аблямитов и Р.Батыршин. В ходе расследования с виновных было взыскано 7,8 млрд. сумов (около $7,8 млн.). Проблема возникла в том, что в конце 1990-х годов кредиты иностранные финансовые учреждения предоставляли лишь под правительственные гарантии. Это произошло после валютного кризиса 1996 года, когда Узбекистан оказался не способным обслуживать конвертацию по текущим счетам и на капитал. Тогдашний премьер-министр Уткир Султанов по указанию главы государства поручил НБУ заключить соответствующие договора с иностранными банками, предоставив гарантии Кабинета Министров. В тот момент республика не могла развивать внешнеэкономические связи и национальную экономику без наличия необходимых ресурсов – кредитов и инвестиций. Пятилетние сроки кредитов уже прошли, и с 2004 года стало ясно, что подавляющую часть из них весьма сложно обслужить. Правительство поручило Нацбанку возвратить сумму кредита и проценты за счет ресурсов банка, что в итоге привело к отрицательному балансу самого НБУ. Кроме того, было выяснено, что некоторая доля кредитов просто расхищена. Речь идет не только об эпизодических фактах на $6-8 млн., о которых говорилось в печати, а о более объемных хищениях и растратах, упущенных выгодах, сумма которых может достигать, по оценке бывшего сотрудника НБУ, до $100 млн. Однако, об этом следователи предпочитают не говорить. Одним из факторов того, что предприятия, получившие кредиты, стали банкротами, является и умышленная политика на местах, когда кланы/хокимы/мафия создавали «невыносимые» условия для работы, после они выкупали их по остаточной/балансовой стоимости. Однако, хищения такого объема не могут пройти мимо людей, которые принимают окончательные решения по предоставлению и освоению кредитов. Наивно полагать, что несколько рядовых или чиновников среднего звена способны «поглотить» многомиллионные суммы. Скорее всего, коррупция достигла и высших эшелонов власти и контроля. Только они вряд ли когда-либо ответят по закону. Вполне возможно и то, что И.Каримов отодвинул возможность Р.Азимова и Э.Ганиева как потенциальных преемников на президентский пост в 2007 году. © Copyright: Алишер Таксанов, 2008.
Другие статьи в литературном дневнике:
|