О кадровых перестановках...

Алишер Таксанов: литературный дневник

И КОРРУПЦИИ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ УЗБЕКИСТАНА


Изменения в ключевых постах в правительстве нельзя назвать кардинальными или новой ступенью административной реформы. Произошла рокировка должностями, что вызвано, прежде всего, серьезными проблемами в сфере экономики, умалчивать о которых уже дальше весьма сложно. Речь идет об иностранных инвестициях, обслуживании долга/кредитов и внешнеэкономической политики – самых больных «местах» президентской модели развития и реформ.


Посмотрим по хронологии, как происходил процесс кадровых перестановок:
19 июля на заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан, посвященного итогам 1-го полугодия 2005 года, были сделаны замечания министерству экономики (С.Хасанову) и Агентству по внешним экономическим связям (Н.Нажимов) за низкие темпы освоения иностранных инвестиций при реализации отдельных проектов Инвестиционной программы 2005 года. Это был знак того, что этот блок будет (или уже) подвергнут особому вниманию со стороны президента и его карательных структур.


21 июля был опубликован Указ президента Ислама Каримова «О совершенствовании системы управления в сфере внешних экономических и торговых связей, привлечения инвестиций», в рамках которого АВЭС было преобразовано в Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли. Были упразднены Межведомственный совет по вопросам иностранных инвестиций и кредитов при Кабинете Министров; Республиканский совет по стимулированию развития экспортного потенциала.


Указом президента от 25 июля Рустам Азимов был освобожден от должности первого заместителя премьер-министра, министра экономики и руководителя Общеэкономического комплекса и комплекса потребительских товаров. В тот же день его назначили министром внешних экономических связей, инвестиций и торговли, вероятно, чтобы он привел в порядок этот сектор, заодно реабилитировался в глазах президента.
По источникам, близким к правительству, лишился статуса вице-премьера и нынешний министр иностранных дел Эльяр Ганиев, который до этого возглавлял АВЭС.
Своим Указом от 26 июля Ислам Каримов поставил на должность заместителя премьер-министра, министра экономики, руководителя комплекса по вопросам экономики и внешних связей Вячеслава Голышева, бывшего госсоветника президента.


Как видно из этого, произошла смена ориентиров/специализации у тех или иных высоких лиц в правительстве Узбекистана, однако никакие новые кадры в эту систему не пришли. Это говорит о следующем:
- президент продолжает доверять этим лицам, не смотря на их серьезные промахи в качестве руководителей доверенных участков народного хозяйства. Скорее всего, это связано с их лояльности и преданности к режиму Исламу Каримова;
- президент осознает, что вышеуказанные лица представляют определенные силы/кланы, ссора с которыми может иметь некоторые серьезные последствия для главы государства;
- эти лица играют особую роль во взаимоотношениях с зарубежными странами, особенно с партнерами (Китай, Россия), так и «недругами» (США, Европа), а значит, они способны урегулировать уже ставшие «щекотливыми» некоторые проблемы;
- высшие должностные лица прекрасно осведомлены о коррупции в системе власти и теневых сторонах деятельности президента, что вынуждает Ислама Каримова держать их «на виду» или «на привязи» возле себя;
- следует найти «козлов отпущения», на которых возможно списать все проблемы, чтобы огородить от потенциально судебного преследования «верных» сынов. История с бывшим вице-премьером, министром сельского и водного хозяйства, госсоветником Исмоилом Джурабековым показала, что практика контроля и судебного наказания весьма необходима Исламу Каримову, чтобы другие «стражи» режима вдруг не сорвались с «цепи» и не стали самостоятельными политическими или независимыми фигурами.


Следует сказать, то в Узбекистане не существует в высших эшелонах власти каких-либо политиков, ибо все министры и руководители ведомств/ассоциаций/союзов/комитетов фактически являются чиновниками, то есть просто техническими менеджерами, исполняющими волю одного человека – Ислама Каримова. Поэтому не следует ожидать серьезных изменений во внутренней и внешней политике в контексте изменений в правительстве республики, как это предполагают некоторые. Например, было заявлено, что приход на вице-премьерство В.Голышева облегчит ситуацию с русскоязычным населением и укрепит взаимоотношения с Москвой.


В.Голышев, кандидат экономических наук, еще с 1993 года, будучи в руководстве Института стратегических исследований, разрабатывал и внедрял узбекскую модель реформ. Переход в Аппарат президента на должность госсоветника укрепили его позиции в системе власти, но авторитета в правительстве, среде национальных чиновников ему это не дало. Практически, с его подачи президент принимал окончательные решения по управлению экономикой, в том числе процессов, связанных с проблемами кредитных, банковских, финансовых отношений, конвертации, повышений таможенных тарифов, коммунальных услуг, внедрения административных методов регулирования инфляции и т.п., и поэтому его не зря называли «серый кардинал». Однако самого В.Голышева нельзя назвать самостоятельным в принятии решений человеком, более того, он весьма осторожный и расчетливый, умеющий ускользать от удара и наказания. Можно с уверенностью сказать, что практически ему дана задача отслеживать все тенденции в экономике и докладывать о результатах лично И.Каримову.


Что касается Р.Азимова и Э.Ганиева, то их ситуация напрямую увязана с тенденциями в инвестициях и обслуживании кредитов, которые они курировали, будучи руководителями Национального банка и Агентства по внешним экономическим связям. В прессе уже проскользнуло сообщение Генеральной прокуратуры Узбекистана о том, что произошли проверки деятельности Национального банка, в результате которых выявлены тяжкие преступления. Так, 14 сотрудников НБУ в текущем году были обвинены и осуждены за хищение государственного имущества, взяточничество. Среди находящихся в международном розыске – первый заместитель председателя правления С.Тищенко, руководитель Центра проектного финансирования П.Зинин, сотрудники Ш.Аблямитов и Р.Батыршин. В ходе расследования с виновных было взыскано 7,8 млрд. сумов (около $7,8 млн.).


Проблема возникла в том, что в конце 1990-х годов кредиты иностранные финансовые учреждения предоставляли лишь под правительственные гарантии. Это произошло после валютного кризиса 1996 года, когда Узбекистан оказался не способным обслуживать конвертацию по текущим счетам и на капитал. Тогдашний премьер-министр Уткир Султанов по указанию главы государства поручил НБУ заключить соответствующие договора с иностранными банками, предоставив гарантии Кабинета Министров. В тот момент республика не могла развивать внешнеэкономические связи и национальную экономику без наличия необходимых ресурсов – кредитов и инвестиций.


Пятилетние сроки кредитов уже прошли, и с 2004 года стало ясно, что подавляющую часть из них весьма сложно обслужить. Правительство поручило Нацбанку возвратить сумму кредита и проценты за счет ресурсов банка, что в итоге привело к отрицательному балансу самого НБУ. Кроме того, было выяснено, что некоторая доля кредитов просто расхищена. Речь идет не только об эпизодических фактах на $6-8 млн., о которых говорилось в печати, а о более объемных хищениях и растратах, упущенных выгодах, сумма которых может достигать, по оценке бывшего сотрудника НБУ, до $100 млн. Однако, об этом следователи предпочитают не говорить.


Одним из факторов того, что предприятия, получившие кредиты, стали банкротами, является и умышленная политика на местах, когда кланы/хокимы/мафия создавали «невыносимые» условия для работы, после они выкупали их по остаточной/балансовой стоимости.


Однако, хищения такого объема не могут пройти мимо людей, которые принимают окончательные решения по предоставлению и освоению кредитов. Наивно полагать, что несколько рядовых или чиновников среднего звена способны «поглотить» многомиллионные суммы. Скорее всего, коррупция достигла и высших эшелонов власти и контроля. Только они вряд ли когда-либо ответят по закону. Вполне возможно и то, что И.Каримов отодвинул возможность Р.Азимова и Э.Ганиева как потенциальных преемников на президентский пост в 2007 году.
(17.08.2005)



Другие статьи в литературном дневнике: