Узбекский туризм барьеры и проблемы

Алишер Таксанов: литературный дневник

Узбекский туризм функционирует как подотрасль народного хозяйства и его доля в создании валового национального продукта не превышает 0,1%. Оценки экспертов варьируются от 20 млрд. до 100 млрд. сумов оказываемых услуг посетителям ежегодно. Безусловно, располагая самыми значительными ресурсами в Центральной Азии, туризм пока не стал ведущей сферой национальной экономики. Причин в этом много: и управленческие ошибки, и отсутствие объемных инвестиций, неблагоприятный бизнес-климат, противоречивое законодательство, политические противоречия как внутри Узбекистана, так и с соседними странами. Немаловажное значение имеет и отсутствие квалифицированных кадров на уровне предприятий и государственного управления.
Приведем обзор некоторых барьеров, стоящих перед узбекским туризмом в настоящее время.


ПОЛИТИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ДЛЯ ТУРИСТОВ


Законодательство. Принятые законы, президентские указы и постановления правительства чаще всего носят декларативный характер, утверждая только статус и специфику туризма, однако, не подгоняя механизмы их исполнения. Порой они противоречат многим другим нормативно-правовым актам и даже Конституции и кодексам (Уголовному, Гражданскому, Налоговому и Таможенному). Предприятия, занятые в сфере туризма, в итоге вынуждены работать полулегально или скрывая свои доходы (по оценкам – от 10% до 2/3 своего оборота). Правительство использует административный ресурс с целью заштопать государственный и местные бюджеты, и порой «дойной коровой» выступают именно доходные и эффективные сферы экономики. Лицензирование также, по мнению некоторых экспертов, усложнено.


Противоречия существуют и в том, что декларируя о благоприятном инвестиционном климате, однако в реальности в стране созданы сложные условия для частного бизнеса. В итоге инвесторы не верят в эффективность законодательства и в независимость судебной системы. Это приводит к тому, что совместных предприятий, созданных в сфере туризма или смежных отраслях, не столь много, как это возможно при потенциальных ресурсах Узбекистана.


Государственная политика. В настоящее время национальная компания «Узбектуризм» выполняет министерские функции. И хотя 98% всех предприятий, занятых в туризме, являются негосударственными (это около 500 хозяйствующих субъектов), однако «Узбектуризм», как считают аналитики, управляет отраслью старыми советскими методами. Она же является собственников крупных турпредприятий как непосредственно, так и через акции, доли в уставных фондах и пр. Эксперты предполагают, что компания не заинтересована в конкурентах, так как идет перераспределение итак небольшого турпотока между мелкими участниками узбекского рынка услуг. Это уменьшает доходы самой компании.


С другой стороны, отсутствует реальная статистика прибытия-выбытия туристов, их вклада в экономику, не отражаются потоки капитала, ресурсов, денег, рабочей силы в платежном балансе страны. Это не позволяет оценивать ситуацию в туризме, осуществлять прогнозы и привлекать инвестиции. В итоге правительственная политика не приводит к позитивным сдвигам. Например, декларируемые 600 тыс. ежегодно прибываемых туристов – это объем лишь обслуженных посетителей, которые несколько раз фиксируются в различных туристских объектах (гостиницах), то есть идет повторный счет, и поэтому в реальности число визитов в Узбекистан необходимо снизить в 2-3 раза.


Пограничные проблемы. Противопехотные мины, поставленные на боевой взвод по узбекско-кыргызской и узбекско-таджикской границах, являются тормозящим фактором в развитии приграничного туризма. Ежегодно на заминированных участках погибает сотни диких и домашних животных, нанося экологический и экономический ущерб. Практически получается, что целые природные участки изымаются из туристического оборота из-за страха узбекского правительства перед нашествием уже мифических боевиков (кстати, за четыре года существования мин ни один экстремист не подорвался на мине). Страдает мирное население, так как их территория запрещена для посещения отечественными и тем более иностранными туристами. Более того, гибнут сами местные жители, а также военнослужащие, совершающие обход минированных участков.


В путеводителях отмечается, что определенные территории Узбекистана, хотя и располагают значительным туристическим потенциалом (памятники природы и культуры, этнография, экотуры), однако недосягаемы по политическим мотивам. Это приводит к тому, что многие экотуристы и любители фольклора, национальной кухни предпочитают иные маршруты, порой даже отказываются от поездки в республику. С другой стороны, приверженцы активного отдыха (треккинг, альпинизм, рафтинг) вынуждены выбирать пути, которые не проходят по границам Центральной Азии. В частности, в 2002 году узбекскими пограничниками были задержаны и депортированы из страны российские спортсмены, которые осуществляли сплав по реке Пскем со стороны Казахстана. Руководитель турфирмы «Азия-Рафт» Вадим Ширяев был вынужден признать, что туристы начнут избегать Узбекистан, поскольку подобные пограничные проблемы мешают бизнесу, спорту и путешествиям.


Туристские формальности до сих пор усложнены. В связи с тем, что консульские отделения Узбекистана функционируют лишь в нескольких странах мира, зарубежным туристам сложно получать разрешение на въезд. Но если для европейцев сроки получения визы минимальны (до 7 дней), то для жителей арабского Востока, Азии это может доходить до месяца и более (все зависит от политической конъектуры). Стоимость туристской визы на одного человека до 30 дней – $60, до 3-х месяцев – $80, до 1 года – $160, транзитная – от $20 до $40. Стоимость групповой визы до 15 дней на одну персону – $15. Для продления визы на 24 часа – $15, до 30 дней – $50. По оценкам экспертов – это высокие расценки для страны с переходной экономикой и для национального туристского рынка, который еще малоизвестен в мире.


Проблемы возникают и с таможенными службами. Если турист потеряет декларацию, то ему запрещено вывозить всю наличную валюту из Узбекистана. Официально приобретя антиквариат в магазине или на рынке, он не знает, что существует запрет на их вывоз. Следует получать разрешение в Министерстве культуры также на картины местных художников, изделия кустарно-ремесленного производства. Недоумение у них вызывает обязательность предварительного показа аудио- и видеоматериалов, документов и литературы.


Но самое сложное – это полицейская регистрация. Иностранный гражданин обязан зарегистрироваться по месту проживания в течение трех суток. Если он пользуется услугами гостиниц, то регистрацию ему выдают автоматически. Однако регистрация в частном секторе (квартире, доме) трудоемка и усложнена. Порой этот процесс специально затягивается, чтобы наложить штраф с «провинившегося» или получить от него взятку. Как же быть велосипедисту, совершающему турне по республике без остановки в гостинице? Или отдыхающему в палатке в горах?


Криминальная ситуация также играет немаловажную роль в формировании имиджа страны и уровня безопасности нахождения в ней. Преступления против иностранных туристов – не редкость. Ограбить, обмануть при обмене валюты, продать некачественный товар могут везде, но чаще всего это в крупных населенных пунктах. К сожалению, в Узбекистане не создана туристическая полиция на подобии турецких, таиландских или египетских, которая занимались бы исключительно проблемами визитеров.


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В ТУРИЗМЕ


Ценовая политика. Здесь существует множество противоречий. Так, цена за вход на самаркандские объекты истории (обсерватория Улугбека, гробница Тамерлана – Гур-Эмир, площадь Регистан и др.) обходится иностранному посетителю в 9-11 раз дороже, чем местному жителю. Такая же ситуация наблюдается в предоставлении гостиничных или транспортных услуг.
Система ценообразования национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» приводит к тому, что туристу выгодней летать из Европы в Юго-Восточную Азию, чем в Узбекистан. В частности, стоимость авиабилета экономического класса из Парижа, или Франкфурта-на-Майне, или Рима в Ташкент - 695 евро, тогда как в Бангкок или Куала-Лумпур – 640 евро, хотя эти государства расположены в два раза дальше от Узбекистана. Безусловно, иностранные туристы выберут более дешевый маршрут из Франкфурта в Сеул, который стоит 615 евро, или Дакку за 560 евро.


Сложности имеются и приобретением авиабилетов узбекской авиакомпании. Внутри республики агентства по бронированию и продаже авиабилетов жалуются, что весьма сложно узнать от компании о наличии свободных мест на те или иные рейсы. Запросы часто находятся в режиме «лист ожидания», то есть без гарантии бронирования. Поэтому туристы чаще выбирают других авиаперевозчиков, например, «Аэрофлот», «Трансаэро», «Бритиш Айрвэйс», «Турецкие линии».


Схожая ситуация и с железнодорожными билетами: в кассах отказываются их продавать без предъявления паспорта (ксерокс не считается основанием). Это усложняет поездки для туристских групп, поскольку необходимо выкупать билеты заблаговременно. Что касается автотранспорта, то практически уже не существует плановых рейсовых маршрутов из столицы Узбекистана в другие города. Частные перевозчики не гарантируют безопасность и комфорт. В погоне за доходами они порой пренебрегают элементарными мерами предосторожности.


Следует сказать, что в некоторых случаях турфирмы, не испытывая конкуренции на внутреннем рынке, завышают цены: так, однодневный тур по Ташкенту с посещением местных достопримечательностей продается в пределах от $45 до $75, тогда как подобные маршруты во Вьетнаме стоят $3-8. Конкуренция явно не в сторону узбекского турпродукта.


Конвертация узбекского сума в иностранную валюту была сложной в течение десятилетий. Разница между официальным и черным курсом достигала в пять раз. В итоге иностранные туристы платили за услуги значительно выше, чем местные жители. Это вызывало объективные нарекания и недовольство. В свою очередь, это провоцировало туристов на обмен на нелегальных валютных рынках, что было сопряжено с нарушением уголовного законодательства. В настоящее время в связи с подписанием многих статей Международного Валютного Фонда, облегчена конвертация валюты для физических лиц. Однако до сих пор недостаточно обменных пунктов, зачастую и в них не хватает национальной валюты - сумов. Кроме того, во многих банках не осуществляется обмен валюты соседних республик – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана.


Инфраструктура гостеприимства в Узбекистане формируется. Создана сеть больших и малых гостиниц, закуплены туристские автобусы для организованных групп, предлагают услуги пункты общественного питания. Между тем, весьма слаба система досуга и развлечения, в частности, ночные клубы ограничены работой до 22.00 часов в зимнее время и до 24.00 часов - в летнее. Под запретом находятся салоны с бильярдом. Не существует казино, стриптиз-клубов. Ограничено число залов с игральными автоматами, аттракционы, боулинги, дискотеки. В крупных городах, особенно по которым проложены туристские маршруты (Ташкент, Бухара, Самарканд, Хива) существует проблема с туалетами, а те, которые действуют, не соответствуют санитарным и эстетическим нормам.


Образование. В Узбекистане ведется подготовка кадров для туристской отрасли. Это как колледжи туризма, гостиничного хозяйства, факультеты туризма, иностранных языков в системе высшего и среднего специального образования, так и негосударственных структур – курсы при национальной компании «Узбектуризм», самих гостиницах, частных предприятий, а также ассоциаций. До сих пор испытывается нехватка квалифицированных специалистов в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса, экскурсий. В малых отелях персонал не знают иностранных языков и не придерживаются стандартов обслуживания. Существует утечка специалистов в другие сферы. Кроме того, в вузах преподают люди, которые сами никогда не работали в системе туризма и не знают ее специфики.


Участие населения. Местные жители практически оторваны от туризма, хотя туристы пользуются ресурсами их территорий (экологические туры, треккинг, рафтинг). Безусловно, это ведет к конфликту между населением, посетителями и турфирмами. В связи с этим ряд неправительственных организаций и турфирм предложили создать турпродукт с участием сельских жителей. Проект называется «Туризм на базе местного сообщества». Частично он стал реализовываться в Ташкентской области на базе Угам-Чаткальского национального парка. Следует сказать, что в соседнем Кыргызстане местное сообщество (аулы, кишлаки) уже вовлечены в международный туризм, оказывая услуги визитерам – создана Ассоциация, включающая 11 поселков.


BUGBEARS OF UZBEK TOURISM


TASHKENT (TCA). The Uzbek tourism industry makes for as little as 0.1% of the country's GDP. Having probably the richest tourist resources in Central Asia, Uzbek tourism has not yet become a leading sphere of the national economy. The reasons are as follows: administrative mistakes, a lack of investment, unfavorable business environment, ambiguous legislation, political problems inside Uzbekistan and in its relations with neighboring countries, and the absence of professionals in local tourist companies and the state agencies responsible for tourism development.


BORDER PROBLEM


Uzbek landmines along the Uzbek-Kyrgyz and Uzbek-Tajik borders impede tourism in the border areas. Landmines kill and injure local civilians, military who patrol the border, domestic and even wild animals. Large natural areas are not used for tourism due to the Uzbek government's fear of outside extremist invasion. (Over the past four years since the landmines' installation, no one extremist has suffered from this weapon.)
Travel guidebooks tell that some Uzbek territories with a rich tourist potential (natural and cultural attractions, ethnography, and ecological tours) are closed for tourists for political reasons. As a result, many ecological tourists and folklore lovers have to choose different routes and often refuse from visiting Uzbekistan. Those who like trekking, mountaineering, and rafting have to take routes that bypass the borders between Central Asian states. In 2002 Uzbek border guards detained and deported from the country Russian sportsmen who rafted down the Pskem River from Kazakhstan. Sergey Shiryayev, director of Asia-Raft tourist company, thinks that tourists would avoid Uzbekistan because such border problems prevent travel and sport in this country.


VISA AND OTHER FORMALITIES


It's difficult for foreign tourists to get Uzbek entry visas because Uzbekistan has consulates in few countries. Europeans can obtain Uzbek visas within 7 days, whereas this procedure for the citizens of Arab and Asian countries lasts for up to one month and longer. An Uzbek tourist visa for up to 30 days costs US $60, for up to three months US $80, for up to a year US $160. A transit visa costs US $20-$40. A group visa for up to 15 days costs US $15 per person. Visa prolongation for 24 hours costs US $15, for up to 30 days US $50. According to experts, these are too high rates for a transitional country whose tourist market is still little known in the world.
There are also problems with the Uzbek customs. If tourists have lost their customs declaration, they are prohibited to take their entire cash out of Uzbekistan. Buying antiquarian things in shops or bazaars, tourists do not know about the prohibition to take such things out of the country. Tourists must also obtain the Culture Ministry's permission for the export of pictures by local painters and handicrafts. They must also show the customs the contents of audio and video materials, documents, and literature taken from Uzbekistan to abroad.
The most difficult procedure, however, is the registration with Uzbek police. Foreign citizens staying in Uzbekistan must register with local police within three days upon arrival. Tourists staying at Uzbek hotels are registered automatically, but it is very difficult to register for foreigners living in private houses or apartments. Sometimes police officials intentionally delay registration to impose a fine on foreigners or take a bribe. But what about foreign tourists making a bicycle tour across Uzbekistan without staying in hotels or those who stay in a tent in the mountains?


CRIME HAZARD


Crimes against foreigners are not rare in Uzbekistan. Foreign tourists might be robbed, deceived while exchanging currency, or sold bad quality goods everywhere, but these happen more often in large cities. Unfortunately, Uzbekistan does not have tourist police (like in Turkey, Thailand, or Egypt) that only deal with crimes against foreign visitors.


PRICES


To enter historical monuments in Samarkand (Ulugbek's observatory, Tamerlane's mausoleum, Registan Square), foreigners must pay by 9-11 times more than locals. The same situation is with hotel and transport services.
With the prices of the Uzbek national airlines company, Uzbekiston Havo Yullari, foreign tourists spend less money on flying from Europe to Southeast Asia, not to Uzbekistan. In particular, an economy class air ticket from Paris, Frankfurt, or Rome to Tashkent costs 695 euros, whereas tickets from these cities to Bangkok or Kuala Lumpur cost 640 euros, although Thailand and Malaysia are twice as farther from Uzbekistan. Of course, foreign tourists would prefer a cheaper flight from Frankfurt to Seoul for 615 euros or to Dacca for 560 euros.
There are problems with buying tickets of the Uzbek national airlines. Local travel agencies complain that it's very difficult to get from the national air company information about available tickets for this or that flight. So tourists often choose other air companies, as Aeroflot, Transaero, British Airways, and Turkish Airways.
A similar situation is with rail tickets: a tourist can not buy them without showing his/her passport (passport photocopies are not accepted). This complicates group trips, since rail tickets must be purchased in advance.
As to motor transport, there are almost no regular bus service between Tashkent and major Uzbek cities. Traveling by private cars (taxi) guarantees no safety and comfort. In chase of earning, private taxis often ignore elementary safety requirements.
Local tourist companies, facing no competition in the domestic tourist market, often overestimate their prices. So, one-day tours of Tashkent sell for US $45-$75, whereas similar tours in Vietnam cost US $3-$8.


CURRENCY EXCHANGE


Very recently the difference between the official and black-market exchange rate of the Uzbek soum to the US dollar was five times, and foreign tourists had to pay for services much more than locals. This caused legitimate discontent. Foreigners exchanged cash in the black market, thus breaking the Uzbek law. Today, after accepting many requirements of the IMF, Uzbekistan has simplified the currency exchange procedure for private individuals. Today, however, there are still very few exchange offices in Tashkent and the country, and many banks do not exchange currencies of the next-door countries - Kazakhstan, Kyrgyzstan, and Tajikistan.


LEISURE INFRASTRUCTURE


Uzbekistan has an underdeveloped leisure and entertainment infrastructure. In particular, nightclubs close at 22:00 o'clock in winter and at 24:00 in summer. Billiard salons are prohibited. There are no casinos and strip clubs and few clubs offering slot machines, bowling, and discotheques. In large cities (Tashkent, Bukhara, Samarkand, and Khiva) there are problems with public toilets, and those that function do not meet sanitary and esthetic norms.


TOURISM EDUCATION


Uzbekistan has tourism and hotel business colleges, tourism and foreign language departments at high schools, and courses organized by the national company Uzbektourism, hotels, and travel agencies. The country still lacks professionals in hotel and restaurant businesses and tourism. In small hotels the personnel do not speak foreign languages and fail to render international-class service. Tourism lecturers at local universities have never worked in the tourist industry and do not know its specifics.


THE ROLE OF LOCAL COMMUNITIES


Local dwellers are practically not involved in the tourism industry, although foreign tourists use the resources of their territories. This causes the conflict between local communities, foreign tourists, and tourist firms. In this connection, some non-governmental organizations and travel agencies suggested creating a tourist product with the participation of local communities. The project, called Community-based Tourism, has been launched in the Ugam-Chatkal National Park in the Tashkent province. In neighboring Kyrgyzstan local communities (as mountain villages) are already involved in the tourist industry, rendering services to foreign visitors.


EL TURISMO UZBEKO: BARRERAS Y PROBLEMAS


El turismo uzbeko funcciona como una rama de la economia nacional y su parte en creacion del Producto Interior Bruto no mas que 0,1 %. Las marcas de los expertos varian de 20 hasta 100 mlrd de sums ($1=980 sums) de los servicios que se conceden cada a;o.
Al disponer de los recursos mas importantes en Asia Central el turismo no se hizo hasta ahora una esfera principal de la economia nacional. Las causas son errores administrativas y la falta de inversiones grandes, el clima de bisnes desfavorable, legislacion contradictoria, contradicciones politicas tanto dentro el Uzbekistan como en sus relaciones con los paises vecinos. La significacion importante tiene la falta de personal qualificado en el nivel de las empresas y la administracion publica.
Llevamos una revista de algunos barreras que estan en el presente delante del turismo.
Las barreras politicas para los turistas
Legislacion. Los leyes adoptados, los decretos del Presidente y resoluciones del gobierno llevan principalmente el caracter declarativo pues solo ratifican el estatuto y la especificidad del turismo, y no crean para lo los mecanismos de su cumplimiento. A menudo ellos van contra unos muchos otros actos y aun la Constitucion y cogidos (penal, impositivo, civil, aduanero). Las empresas, ocupadas en la esfera del turismo, se vrn obligado de resultas trabajar ilegalmente o ocultando sus rentas (segun a los marcas de especialistas, es de 10% hasta 2/3 de su circulacion).
El gobierno usa el recurso administrativo con el distino de rellenar presupuesto estatal y nacional, y frecuentamente, impusan un tributo a las empresas con los beneficios altos. El proceso de licenziacion, en opinion de algunos expertos es dificil.
A pesar de la declaracion del clima favorable inversionista en le realidad estan creando las condiciones dificiles para llevar el negocio privado en el pais. De resultas, los inversionistas no creen en la eficacia de la legislacion y en la independencia del sistema jurisdiccional. Lo lleva a lo que no hay muchas empresas colectivas creados en la esferadel turismo.
La politica estatal. En el presente la compa;ia nacional “Uzbekturismo” cumple las funcciones de ministerio. Y aunque 98% de todas empresas ocupadas en el turismo son privadas (como 500 subjetos economicos). “Uzbekturismo” en opinion de los analiticos dirige con la rama por viejos modos sovieticos. Esta misma compa;iatambien es un propietario de empresas turisticas grandes con ayuda de acciones, parte en fondos reglamentarios, etc.
Los peritos proponen que la compa;ia no esta interesada en concurrentes, porque va distribucion de la influencia entre los participantes menudos del mercado uzbeko de los servicios. Lo reduce rentas de la misma compa;ia.
Por otra parte no se refleja la estadistica real de migracion de turistas, su deposito en la economia, no se reflejan los ingresos monetarios, aflujo del capital, recursos, fuerza de trabajo en balanza de pagos del pais. Estos factores no permiten valorar la situacion en el turismo, realizar pronosticos y atraer inverciones. Como resultado, la politica estatal no lleva a los desplazamientos positivos.
Los problemas fronteriza. Las minas contra de infanterias en las fronteras de Uzbekistan con Kirguizstan y Tadjikistan es freno en desarrollo del turismo fronterizo. Cada a;o los terrenos minados perecen cientos de animales domesticos y salvajes, lo que hace el da;o ecologico y economico. Practicamente grandes distritos de naturaleza se liquidan de la circulacion turistica por causa del miedo del gobierno uzbeko delante de los ataques de combatientes misticos (a proposito ni uno extremista se mino en ellos durante 4 a;os de sus existencia). La poblacion pacifica sufre pues su territoria esta prohibida de los visitos de turistas nacionales y extranjeros. Mucho mas perecen habitantes locales y tambien militares que examinan terrenos minados.
En guias se marca que las territorias de Uzbekistan, al disponer con el gran potencial turistico (los monumentos de la naturaleza y cultura, etnografia, se practica tambien el turismo ecologico), pero ellos inaccesibles por motivos politicos. Lo lleva a lo que muchos ecoturistas, aficionados del folclor y cocina nacional prefieren otras rutas aun renuncian del viaje a la republica. Por otra parte, los aficionados del descanso activo (tracking, rafting, alpinismo) se ven obligado a elegir las rutas que no pasan por las fronteras de Asia Central. Asi en el 2002 los deportistas rusos que navegaron por el rio Pskent del lado de Kazakstan fueron denidos por fronterizos uzbekos y departados desde el pais. El jefe de la agencia de viajes “Asia Raft” Sergey Shiryaev se vio obligado a reconocer que los turistas empezaban a evitar Uzbekistan, pues problemas semejantes estorban los negocios, el deporte y los viajes.
Las formalidades turisticas son dificiles hasta ahora. Con motivo de que los despachos consulares de Uzbekistan funccionen solo en algunos paises del mundo, es muy dificil para turistas extranjeros recibir la permiticion para entrada. Pero si los periodos del recibo del visado son minimales para los europeos (hasta 7 dias), para los habitantes del Este arabe y Asia lo puede ocupar mas que un mes (todo depende de la conjetura politica). El precio del visado turistico para una persona hasta 30 dias son $ 60, hasta 3 mes son $ 80, hasta 1 a;o son $160, el visado de transito cuesta de los $ 20 hasta los $ 40.
El precio del visado del grupo hasta los 15 dias para una persona son $ 15. Para lograrlo en 24 horas – $ 15, hasta 30 dias – $ 50. En las marcas de los expertos estos precios son muy altos para el pais con economia transitoria y para el mercado turistico nacional que esta conocido poco en el mundo.
Los problemas surgen con los servicios de aduana. Si el turista perdera la declaracion, le prohibiran exportar toda divisa efectiva de Uzbekistan. Al adquirir oficialmente antiguedad en almacen o en el mercado el turista no sabe que existe prohibicion para exportarlo. Para los cuadros de los artistas locales y artesanias hay que tomar tambien la permiticion en el Ministerio de Cultura. Tambien ellos tienen que demostrar audio- y videomateriales, documentacion y la literatura.
Pero lo que mas dificil es registracion. El ciudadano extranjero debe registrarse por residencia durante 3 dias. Si el usa con los servicios de los hostales, le daran registracion automaticamente. Pero la registracion en el sector privado (una habitacion, una casa) esta dificultada. No es secreto que este proceso se retarda especialmente para imponer la multa con un “culpable” o recibir un dote de el. Y el problema de la estancia de un ciclista que hace un viaje por republica sin hospedarle en un hotel o un reposado en tienda en monta;as se queda abierta.
Situacion criminal tambien desempe;a papel importante en la formacion de imagen del pais y el nivel de seguridad de la estacion en ella. Los crimenes contra los turistas extranjeros no son raras. Por todas partes pueden robar algo, enga;arles en cambio de divida, venderles a ellos una mercancia de calidad dudosa, pero en su principal lo se occure en grandes puntos poblados. Lamentablemente, en Uzbekistan no existe una policia turistica, a manera de tailandes, turco o egipcio que se haria con los problemas de visitores.
Las contradicciones socialeconomicas en el turismo
La politica de precios. Aqui existen mushas contradicciones. Asi el precio para la entrada en objetos de historia de Samarkand (observatorio de Uludbek, tumba de Tamerlan ‘ Gur’Emir, la plaza Registan y otros) aumentan para el visitor extranjero en 9-11 veces que el habitante nacional. La misma situacion es en otorgamiento de servicios de hostales o transportes. El sistema de formacion de precios de compa;ia aerea “Uzbekiston Havo Yullari” va a lo que para el turista es mas ventajoso ir a Asia de Sudeste que en Uzbekistan. El precio del billete aereo del clase economico del Paris o Frahkfort del Meno o Roma en Tashkent es € 695, al mismo tiempo, el presio en Bangkok o Cuala Lumpur – € 640, aunque estos capitales estan situado lejos que Uzbekistan en dos veces. Claro que si los turistas extranjeros elegiran una ruta mas barata del Frahkfort al Seul que cuesta € 615 o para Dakka – € 560.
Hay dificultades en compra de los billetes de uzbeka compa;ia aerea. Dentro de la republica las agencias de reservacion se quejan que no siempre posible saber de los sitios desocupados en algunos vuelos. Las demandas frecuentamente estan en regimen de la lista de esperanza, que significa sin garantia de reservacion. Por esa causa los turistas eligen a otras compa;ias, por ejemplo “Aeroflot”, “Transaero”, “British Airwais”, “Lineas aereas turisticas”.
La situacion con los billetes ferrocariles es semejante: renuncian venderles en taquillas sin mirar el pasaporte (la copia no se toma). Lo hace descomodidades para los grupos turisticos, pues es necesario comprar los billetes de antemano. Lo que se refiere al autotransporte, practicamente no existen unos trayectos itinerarios de la capital de Uzbekistan en otras ciudades. Los transportadores privados no garantizan la seguridad y el confort. Y se occure que desatenden de los medidos preventivos en persecuccion de beneficios.
Hay que decir que en algunos casos las agencias de viajes que no tienen una competencia en el mercado interior aumentan los precios. Asi una excurcion de dia por Tashkent con la visitacion de las curiosidades locales se venda de los $ 45 hasta los $ 75 mientras que los itinerarios semejantes en Viet-Nam cuestan $ 3-8. La competencia no es para beneficio del uzbeko producto turistico.
La conversion del sum uzbeko en la divida extranjera era difisil durante los decenarios. La diferencia entre el curso oficial y el “blanco” consiguia 4-5 veces. De resultas los turistas extranjeros pagaban para servicio mas que los habitantes nacionales. Lo provocaba descontentos objetivos. Y se lo provocaba al cambio del dinero en los ilegados mercados de divisas que violaba la legislacion penal. En el presente la conversion es mas facil para caras fisicas con motivo de la formacion de muchos articulos con el Fondo Monetario Internacional. Pero hasta ahora hay pocos puntos de cambio. Ademas, en muchos bancos no se realiza el cambio de divisa de las republicas vecinas – Kazakstan, Kirguistan, Tadjikistan.
Infraestructura de la hospitalidad en Uzbekistan se forma. Esta creada la red de los hoteles grandes y pocos, estan comprado los autobuses turisticos para los grupos organizados, los servicios ofrecen los puntos de alimentacion publica. Mientras tanto el sistema recreativo es debil, por ejemplo, los clubes nocturnos estan limitados con el trabajo hasta las 22:00 en el invierno y hasta los 24 en el verano. Los salones con el billar estan bajo la prohibicion. No existen casino, clubes de striptiz. Estan limitadas las salas de bouling, discotecas, atracciones. En las ciudades grandes, sobre todo las donde estan itinerarios turisticos (Tashkent, Buhara, Samarkand, Hiva) existe el problema con lavabos que no corresponden a las normas sanitarias y esteticas.
Educacion. En Uzbekistan existe la preparacion del personal para la rama turistica. Son los colegios del turismo, de la industria hostelera, las facultades del turismo, de las lenguas extranjeras tanto en el sistema de la educacion superior como los cursos de las estructuras privadas en la compa;ia nacional “Uzbekturismo”, los mismos hoteles, empresas privadas y asosiaciones tambien. Hasta ahora hay una falta de los especialistas qualificados en la esfera de la industria hotelera y en negocios de restaurantes, excurciones. En los hoteles peque;os personal no sabe unos idiomas extranjeros y no sigue a las normas de servicio. Existe la fuga de los especialistas en otras ramas. Ademas, en las universidades ense;an personas no conocidas con la especifica del turismo que nunca trabajaban en este sistema.
Participacion de la poblacion. Los habitantes nacionales estan lejos del turismo, aunque los turistas se usan con los recursos de sus territorias. Indudablemente lo lleva al conflicto entre la poblacion, visitores y agencias de viajes. Con motivo de lo algunas organizaciones privadas y empresas turisticas ofrecieron crear un producto turistico con participacion de habitantes campesinos. El proyecto se llama “El turismo en la base del comun local”. Parcialmente el empezo realizarse en la region de Tashkent en la base del parque nacional Ugam’Chatkal. Hay que decir, que en la Kirguisia vecina el comun nacional ya esta atraido en el turismo internacional, haciendo unos servicios para los visitores.



Другие статьи в литературном дневнике: