Союз Нерушимый Республик Свободных

Алишер Таксанов: литературный дневник

ИЛИ УЗБЕКСКО-РОССИЙСКОЕ ПАРТНЕРСТВО ВО ИМЯ МИРА?


В информационном пространстве до сих пор не стихают баталии относительно заключенного недавно в Москве узбекско-российского Договора о союзнических отношениях, эксперты выгадывают, что на самом деле преследовали руководители государств, когда заявляли: «В случае совершения против одной из сторон акта агрессии со стороны какого-либо государства, это будет рассматриваться как акт агрессии против обеих сторон».


Трудно себе представить, чтобы сейчас какая-либо страна, даже если там сидит сумасшедший правитель, начнет войну против России – ракетно-ядерной державы, которая сама способна испепелить любого агрессора. Скорее всего, подтекст касался Узбекистана, в последнее время испытывающего давление со стороны мирового сообщества после побоища в Андижане. Однако США и Евросоюз в большей степени говорили о политических методах влияния, а не военного, в частности, введения режима санкций к чиновникам высшего разряда, ограничений в торговле и т.д. Но, возможно, в больном воображении Ислама Каримова стали появляться видения их наступательных операций, как это было сделано в отношении Ирака.


Впрочем, Узбекистан по военному потенциалу может дать отпор лишь Гватемале или Замбии, но вряд ли те страны имеют какие-либо военно-стратегические интересы в Центральной Азии и полезут за три девять земель. Однако этим фактом давления умело воспользовался узбекский диктатор, представившийся узбекистанцам и россиянам невинной овечкой. Понятно, что заключенный союз с Россией, кого совсем недавно «человек, определивший эпоху», обвинял во всех грехах, в том числе, неоимпериализме, исторической оккупации, подавлении независимости республик, колониализме, направлен, прежде всего, на укрепления режима Ислама Каримова. И Владимир Путин прекрасно осознает, с кем имеет дело. Но геополитические интересы Москвы превыше внутриполитической ситуации в Узбекистане, существующих там порядков и проблемах с правами человека (впрочем, у самой России эти проблемы далеко еще не разрешены). Российскую сторону радует, что отпущенный 14 лет назад на вольные хлеба Узбекистан вернулся под крыло «старшего брата», и этот родственник готов защитить обиженного от западных «хулиганов», угрожающих санкциями. И морали и нравственности в большой игре нет места, ибо здесь совсем иные правила.


России нужен хороший союз против Запада, а как не опираться на тех, кто был раньше их партнером, а потом перебежал на противоположную сторону? Вот и сколачивает Путин вокруг себя тех, кто имеет проблемы с демократическим сообществом – Китай, Беларусь, Узбекистан. Посмотрите, разве в ШОС есть государства, где соблюдаются права человека? Отнюдь, это клуб их ярых нарушителей.


Пройдемся по тексту узбекско-российского договора: «В случае совершения акта агрессии против одной из сторон другая сторона предоставляет ей необходимую помощь, включая военную, а также оказывает поддержку иными находящимися в ее распоряжении средствами». Что же получается? До последнего времени Каримов всячески сопротивлялся появлению в республике сапога российского солдата, а теперь готов пасть ниц перед ним и целовать смазанную гуталином каблук? Еще в рамках создаваемого Таможенного союза СНГ в середине 90-х годов Ташкенту предлагалось проведение совместной охраны границ, аренды военных баз, но мы гордо отказались. Мол, сами себя можем защитить. Когда талибы полезли на север, то в Кремле никто не пошевелился, и разозленный Каримов, увидев, что заявленное стратегическое партнерство не больше чем мыльный пузырь, дал команду на выход из Договора о коллективной безопасности 1992 года. И резко переориентировался на НАТО, с которой заключил ряд программ, в том числе на получение военных поставок, проведения совместных маневров. Это радовало узбекского лидера, но надолго его чувств не хватило.


Американцы кое-что поставляли, но не всегда новое вооружение (типа поддержанных «хаммеров»), проводили маневры, но усеченного характера (типа, освобождение кишлака от пьяных басмачей). И в НАТО все равно не пускали, чем сильно обижали. И пришлось Каримову возвращаться обратно туда, откуда уходил с гордо поднятой головой. Правда, официально в ОДКБ Ташкент еще не вернулся, но это не за горами. Ведь выползли из ГУУАМ, оплодотворили ЕвроАзЭС ОЦАСом, дали пинка под зад гринго из Ханабада на радость наших «старших» родственников.


Говоря о «необходимой помощи», то следует подчеркнуть: Россия ее уже оказывает. В частности, поддерживает режим Каримова политическими средствами. Москва признала легитимность всех выборов внутри страны и политических шагов Ислама Каримова на внешней арене. То есть она признает правильным, что в Узбекистане задавлена оппозиция, нет свободных СМИ, парламент представляет собой новогоднюю мишуру, пытки в милиции – обычное явление, травля инакомыслящих – маленьких, но простительный грех. Россия может заблокировать в Совете безопасности ООН любые действия против нынешнего узбекского политического режима, в том числе рассмотрение через Международный уголовный трибунал, где уже сейчас идет процесс в отношении бывших югославских и руандийских высших лиц.


«В случае возникновения ситуации, которая может создать угрозу миру, а также возникновения совершения одной из сторон акта агрессии, стороны незамедлительно приводят в действие механизм соответствующих консультаций для согласований позиций и координации практических мер по урегулированию такой ситуации», - такова фраза в Договоре. Это можно понять так: если народ выйдет на площадь митинговать, то Россия пошлет танки и сделает тоже, что и Китай в 1989 году на столичной площади против студентов. Потому что по-разному правители и граждане воспринимают понятие мира. Противопехотные мины на границе – это мир и стабильность режима или гибель и страдание для мирных жителей?
Очень смутна формулировка: «механизм соответствующих консультаций». Я как бывший дипломат вижу это несколько в ином ракурсе, чем помпезно представляют народам наши правители. Такая консультация, видимо, уже была после странной истории с самолетным золотом, после чего Ташкент воспылал ярко выраженной любовью к Москве. И полученный опыт позволяет властителям использовать и в дальнейшем такие методы взаимовыгодной дружбы.


Кстати, документ оговаривает возможность предоставлять друг другу право использовать военные базы и объекты, находящиеся на территории двух стран. Мне кажется невозможным, чтобы Ташкент арендовал военный аэродром где-нибудь на Чукотке или Москва предоставила свои аэродромы на Дальнем Востоке, чтобы узбекские бомбардировщики бомбили Северную Корею, если Ким Чен Ир обидит Ислама Каримова. Понятно, что Договор имеет одностороннюю линию, то есть предоставляет неограниченные возможности для России. Ташкент демонстрирует Вашингтону и его западным партнерам, мол, теперь все козырные карты у Кремля. И дело вам придется иметь не лично с Исламом Каримовым, которого вы не любите, а с военно-экономическим потенциалом «старшего брата», а с ним шутки плохи, уж поверьте, опыт Второй мировой показывает это. Можно прогнозировать, что Россия не упустит возможности воспользоваться этим документом, чтобы надолго осесть в центрально-азиатской республике. Уже сейчас видно, что усиливается база «Кант» в Кыргызстане, а в связи с выводом войск из Таджикистана необходимость держать свои силы у границы с Афганистаном у Москвы имеется. А тут «младший брат» подвернулся…


«С учетом высокого уровня военно-технического сотрудничества стороны активно взаимодействуют в вопросах модернизации и реформирования Вооруженных сил, их оснащения современным вооружением и военной техникой, повышение их боевой готовности, а также по другим направлениям в данной области». Получается так, что Узбекистан и в дальнейшем будет базироваться на российской технике, а это гарантированные поставки и работа российских оборонных предприятий. Более того, это держать армию соседа на собственной привязи, ибо без российских патронов узбекский автомат не выстрелит – очень хорошо продуманная тактика Москвы. Да, так что сведения о поставках «умных мин» Ташкенту имеют свою почву.


Конечно, все это преподнесено под «соусом» борьбы с терроризмом, экстремизмом. Интересно, когда Исламское движение Узбекистана вторгалось в республику, Москва молчала, а сейчас она объединяется с Ташкентом, чтобы искать давно уничтоженного Джумы Намангани или остатки его банды. Для этого арендуются базы, подписываются соглашения о постаках техники и боеприпасов,то есть делается куча больших дел. Не многовато ли?
Далеко ли мы уедем с таким «союзом»? Не уверен, что это будет способствовать региональной безопасности и достижению мира в Центральной Азии Договор устраивает исключительно власти, но вряд ли он пойдет на благо народов.
(10.12.2005)



Другие статьи в литературном дневнике: