Полковник СНБ обиделся

Алишер Таксанов: литературный дневник

Своего коллегу по внешнеполитическим делам из Великобритании он не впустил в Узбекистан


Всем понятно, когда гражданским ведомством руководит человек в погонах, то ничего, кроме армейского устава его подчиненные не изучают. Особенно это ярко проявляется, если таким ведомством является министерство иностранных дел. Тогда здесь на любое движение иностранцев военные дипломаты разрабатывают батальные операции, проводят рекогносцировку, всякие там организационно-политические маневры, лишь бы поставить на место зарвавшихся и доказать, что они нам не страшны и плевать хотели с высокой колокольни.


Подобная стратегия хороша на реальном фронте с применением танков и артиллерии, но никак не на дипломатическом, где действуют более тонкие и хрупкие механизмы взаимоотношений. Однако новый министр иностранных дел Узбекистана продолжает управлять этой сферой как АВЭСом или другой полувоенной организацией – твердо, сурово и беспощадно. Таких командиров не интересуют политические последствия, лишь продемонстрировать мощь и силу государства, особенно, когда их и нет.


Недавно власти Узбекистана аннулировали запланированный в начале марта визит государственного министра иностранных дел Великобритании Билла Раммела. Ташкент ссылался на то, что высокопоставленный чиновник Ее величества в отношении республики высказывался невежественно и неприемлемо. Об этом сообщало электронное издание «Трибун-Уз», ссылаясь на источник в МИДе Узбекистана.


Высказывания Б.Раммела «практически являются попыткой прямого вмешательства во внутренние дела независимого Узбекистана», сообщает этот источник. Узбекские власти проявили взволнованность тем, что английский министр, кроме членов правительства, пожелал встретиться и с местными неправительственными организациями, имеющими несколько иную (а порой и противоположную) точку зрения на ситуацию с демократией и реформами в стране. Безусловно, это вызвало раздражение у полковника СНБ Эльяра Ганиева, нынешнего главы внешнеполитического ведомства Узбекистана.


Следует заметить, что это не первые нападки Ташкента на западные правительства. Ранее такое позволял себе лишь «лидер» нации Ислам Каримов. А теперь рты пооткрывали и руководители среднего управленческого звена, словно их спустили с цепей. Так, ранее хоким Джизакской области, ставший одновременно и сенатором, позволил себе покритиковать США и другие демократические страны. После этого ему пришлось, правда, встретиться с Э.Ганиевым, однако результаты встречи никому не известны. Вполне возможно, что полковник поблагодарил «коллегу» за успешные действия на внешнеполитическом фронте. Возможно, он пару раз ткнул его во внутренние проблемы, в частности, Джизакской области, мол, занимайся прежде всего, этим, заодно сказав: в следующий раз по поводу других стран советуйся со мной.


Вполне понятно, что хоким без ведома вышестоящего начальства вряд ли стал негативно высказываться о правительствах других государств, особенно являющимися развитыми в экономическом и военном плане. Тут «фас» было сказано с Олимпа.
И подтверждение этому – заявление МИД Узбекистана. Полковник СНБ обиделся, что его английский коллега (дипломат, конечно) часто поднимают вопросы гуманитарного характера. Теперь любая экономическая помощь увязывается с соблюдением узбекскими властями прав человека и проведением радикальной политической реформы, легализацией оппозиции и созданием независимого суда и мн. др.


В ответ узбекское правительство заявило, что «отказывается признавать чье-либо право оказывать на него давление», хотя о равноправном сотрудничестве (то есть присылайте нам халяву, открывайте нам свои рынки) всегда готово говорить. Самое смешное то, что на мировой арене Узбекистан – букашка, и мало кто вообще знает о существовании такого государства. Между тем, даже наши соседи могут сделать так, что Ташкент окажется в экономической блокаде. Не буду говорить о том, какими возможностями располагают более развитые государства. Тут уместно провести параллель с ситуацией российско-молдавских отношений на нынешнем этапе.


Узбекские дипломаты ссылаются на то, что «наша страна с ответственностью выполняет свои обязательства в соответствии с подписанными ей международными соглашениями, в частности, в области прав человека». Если бы эти обязательства выполнялись, то в Узбекистане расцветала демократия: не преследовались бы независимые журналисты и диссиденты, свободная пресса писала о коррупции во власти, оппозиция в парламенте требовала расследований по факту хищений национальных ресурсов, действовало много общественных движений и организаций. И Б.Раммелу не пришлось бы говорить об этом перед своим визитом в Ташкент.


Но этого не было и нет в помине. Оппозиция запрещена (разве парламентские фракции можно назвать оппозицией?), СМИ – подцензурны, у полиции – огромные полномочия, сельским хозяйством управляет генеральная прокуратура, суды ждут, пока от администрации придет указ: помиловать или казнить…
Зато какой тонкий ход: «МИД Узбекистана потребовал объяснений по поводу заявления Раммела, подчеркнув, что вся ответственность за срыв визита лежит на плечах отдельных лиц в МИД Великобритании». Ну, прямо в духе советской дипломатии: во всем виноваты вы, а мы – в белых перчатках. Впрочем, это всегда было в духе узбекской дипломатии – во всем винить других, обеляя себя. Это – требование режима Ислама Каримова. И оно исправно выполняется воякой в дипломатии Эльяром Ганиевым.
(5.03.2005.)



Другие статьи в литературном дневнике: