Благодарность в любви, а не любовь из благодарност

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

Благодарить в словаре Ожегова: «будучи внутренне обязанным кому-нибудь, испытывать и выражать чувство благодарности, признательности».
Кант считал, что благодарность есть моральный долг перед самим собой, и различал «просто благодарность», заключающуюся в признательности к благотворителю, и «деятельную благодарность», выражающуюся в действиях, подтверждающих эту признательность.
А благодарность в духовных практиках – это инструмент и достижения, и постижения. Прежде всего постижения любви, потому что любовь – главное и всё определяющее, любовь – это всё: и чувство, и состояние, и действие. Благодарность и любовь взаимосвязаны, как ипостаси духовных состояний, ими достигается постижение Творца. Так же, как и любовь, благодарность имеет множество значений, уровней и видов проявления. Благодарность имеет как бы вложенные в неё, от неё производные свойства и качества. Ценность благодарности не столько практическая, сколько нравственная, поскольку она возвышает душу и готовит её к принятию духа. Можно сказать, что это «предыстория любви».
Изначальная, «первого уровня» благодарность – это совсем простое чувство. Его проявления случаются и у животных, их мы видим в своих домашних «питомцах» и тщеславно считаем, что это результат приспособления к человеку.
Но в человеке благодарность развивается и поднимается на следующие уровни. Без благодарности не возникает любви – с какой-то ступеньки благодарности есть переход на «эскалатор» любви.
Отмечается, что у нравственных мужчин благодарность прочнее и шире, у женщин благодарность часто переходит в привязанность, а женская привязанность – инстинктивно эгоистическая, и эгоистическое наполнение затушёвывает благодарность, и легко может стереть. Но благодаря – даря благо, и те и другие поднимаются в пространство любви.



Другие статьи в литературном дневнике: