Конспектирование реформ

Алишер Таксанов: литературный дневник

Помню время, когда я работал в МИДе Узбекистана. Один раз в неделю начальник Управления стран СНГ Останакул Мирзаев собирал нас, сотрудников, в своем кабинете и рассказывал, что было на коллегии или планерке у министра. Все, что говорил шеф ведомства Абдулазиз Камилов, он тщательно записывал в блокнот и потом нам зачитывал или пересказывал.
Ничего интересного я не находил в этих сообщениях. Пустая говорильня, общие фразы, ни одной дельной и практической мысли. Мирзаев ожидал, что и мы будем все это конспектировать. Кто-то записывал, я же чертил чертиков на бумаге, это позволяло не загружать мозг всякой чепухой.


Привычку записывать "умные мысли" начальства Мирзаев приобрел с партийной карьеры. Похоже, такое правило существовало и в постсоветское время. Ислам Каримов любил принародно разглагольствовать на разные темы, и стоявший рядом народ срочно записывал все это в блокноты, чтобы потом цитировать в статьях или взять на вооружение в качестве ответа на всяких там аттестациях и экзаменах. Но если бы президент это говорил в кругу своих подчиненных это было бы понятно, но он учил специалистов тому, в чем сам слабо разбирался. Например, мелиораторам говорил, как надо осушать почву, крестьянам делал наставление выращивать засухоустойчивые сорта хлопка (словно те этого не знали и сами проводили генетические опыты с семенами), а врачам рассказывал о важности охраны здоровья. Подобные наставления получали инженеры, строители, учителя, предприниматели. Конечно, ценности в этом было ноль, но люди не пытались возмущаться и раболепно слушали вождя.


Похоже, этот опыт достался по наследству второму главе государства. Я не собираюсь критиковать Шавката Мирзияева, но подобные методы давно устарели и не являются принципиально важными в управлении экономикой и политическими процессами. Специалисты не нуждаются в советах от человека, у которого нет образования, опыта и квалификации в данной сфере, им необходима поддержка в продвижении проектов, особенно, если это значимые для людей проекты. Нужны политические решения, создание условий для конкуренции, реализация законодательных актов, укрепление демократического контроля и т.д. В этом и заключается миссия президента. А он, похоже, ощущает себя Верховным учителем.
Президент ходит по устланному белым кафелем хлопковому полю, словно не видит в этом вздор. Он радуется, когда слышит благодарность от женщин за полученные квартиры, которые, как потом выяснится, будут отобраны хокимом. Шавкат Мирзияев дарит автомобили семьям, где родвишимся тройняшкам дают ФИО действующего президента, и нет пояснения, этот подарок за счет личных сбережений или из госбюджета? Президент дает поручение министру финансов заняться куровыведением и лимонарием.
При этом не впускают в страну журналиста "Озодлик", проживающего в ШШвейцарии писателя лишают узбекского гражданства, а гражданина Узбекистана Джамшида Каримова, просидевшего по приказу дяди-тирана, 11 лет в психушке, не выпускают из страны...
Реальность не состыкуется со словами...


А так мы сейчас читаем, словно из пятилетнего прошлого:
"Президент отметил, что прежде всего необходимо создать прочную инфраструктуру, и дал поручения по подготовке специалистов, способных обеспечить ее качественную эксплуатацию, оптимальному размещению зданий министерств и ведомств".
"Даны поручения по скорейшему решению проблем в системе среднего образования и здравоохранения, а также проблем, связанных с внутренними дорогами".
"Указано на необходимость разработки совместно с Национальной библиотекой Узбекистана научно обоснованной методики пропаганды чтения, а также рекомендаций о наиболее предпочтительных книгах для разных возрастов. Даны поручения по организации в парке культурных мероприятий и соревнований между махаллями, содержательных летних каникул молодежи".
"Президент указал на необходимость оперативного реагирования на проблемы, наиболее часто поднимаемые в обращениях граждан, постепенного сокращения числа документов, которые требуются для получения услуг. Даны рекомендации по совершенствованию работы с документами в махаллинских сходах с использованием возможностей центров госуслуг".
"Даны указания по усилению взаимодействия органов внутренних дел, прокуратуры, Национальной гвардии, суда и других структур, повышению оперативности реагирования и обеспечению максимальной мобильности подразделений".


Допускаю, что это реализуется и имеется какой-то результат. На "Фэйсбуке" вижу немало воссторженных отзывов, мол, стало лучше, чем в прошлых годах, но чаще встречается недоумение от того, что за словами нет реального дела, то ли чиновники саботируют, то ли сам президент не следит, как выполняются его поручения. Виртуальная приемная - это пустое окно, куда можно без какого-либо результата забрасывать свои обращения. Это мысль все активнее проходит в репликах узбекистанцев в социальной сети. И еще одна мысль: каримовские времена были лучше, а сейчас полная анархия власти. То есть худшее сравнивают с худшим!
Тогда это не реформы. Это конспектирование реформ на бумаге...



Другие статьи в литературном дневнике: