Социальный прогресс через индекс

Алишер Таксанов: литературный дневник

Узбекистан занял 90 место и ранжированный индекс 59,71 в Рейтинге социального прогресса (The Social Progress Index), опередив Китай, Кыргызстан, Индию, но при этом отстав от Гондураса, Монголии, Кубы. В исследовании 133 государств, в лидерах - Норвегия (1-е место и индекс 88,36), в аутсайдерах - Центрально-Африканская Республика (133-е место и 31,42).


"The Social Progress Index — это комбинированный показатель международного исследовательского проекта The Social Progress Imperative, который измеряет достижения стран мира с точки зрения общественного благополучия и социального прогресса. Индекс охватывает страны, для которых имеются достоверные показатели, и базируется на комбинации данных из опросов общественного мнения (12%), оценок экспертов в области развития (25%) и статистической информации международных организаций (61%). При определении успехов той или иной страны в области социального прогресса учитываются свыше 50 показателей, объединённых в три основные группы:
- Основные потребности человека — питание, доступ к основной медицинской помощи, обеспечение жильем, доступ к воде, электричеству и санитарным услугам, уровень личной безопасности;
- Основы благополучия человека — доступ к базовым знаниям и уровень грамотности населения, доступ к информации и средствам коммуникации, уровень здравоохранения, экологическая устойчивость;
- Возможности развития человека — уровень личных и гражданских свобод, обеспечение прав и возможностей человека принимать решения и реализовывать свой потенциал.
Индекс измеряет достижения каждой страны по шкале от 0 (наименьшая степень устойчивости) до 100 (наивысшая степень устойчивости) на основе полученных данных в трёх вышеуказанных базовых категориях".


Итак, после Узбекистана лишь страны третьего мира, причем Азии и Африки. Ни Европа, ни Латинская Америка не оказались в списках аутсайдеров, хотя там нет такого мудрого и великого деятеля как Ислам Каримов, который сформулировал пять гениальных принципов "узбекской модели развития", что, якобы, копируется в иных государствах. Возможно, в других странах совершенно иные реформы в сфере экономики и политики способствовали более эффективному развитию социального пространства и раскрытию внутреннего человеческого потенциала. Там, где права человека и свободы поддерживаются более стабильно, там отмечается высокий общественный прогресс. Даже Китай с его экономической мощью и технологиями не оказался впереди в социальных аспектах. Кастовые (клановые), межплеменные и межэтнические деления в Индии, Пакистане, Эфиопии, Мали загнали свои государства в закоулки мировых тенденций, проявили несостоятельность элит и власти обеспечить высокие уровни социальной жизни для граждан.


Узбекистан не в середине, ближе к аутсайдерам, и это намек, что за 25 лет страна так и не сумела провести реальные реформы, фактически загнала себя в коллапс. Яркое тому проявление - массовая миграция рабочей силы, высокая коррупция во власти, наличие "черного" рынка, отсутствие реальной оппозиции, подконтрольные СМИ. Смещены также экономические приоритеты у населения, как фактор гипертрофированных ожиданий. Люди тезаврируют капиталы - приобретают золото, валюту, дорогие автомашины, тогда как в реальной рыночной среде население стимулирует развитие сферы производства и услуг через скупку (инвестирование) акций компаний. Узбекистанцы закапывают свои средства в предметах потребления, намереваясь этим самым повысить социальный статус человека и обеспечить видимость приемлемой жизни. В реальности, они скатываются в нищету, так как лишают экономику стимулов, а себя - поддержки социального стандарта жизни.



Другие статьи в литературном дневнике: