Высокоскоростные языки

Алишер Таксанов: литературный дневник

В рейтинге «Global High-Speed Train Ranking», составленном изданием GoEuro, Узбекистан занял 17-е место в списке стран с самыми высокоскоростными поездами. Лидерами рейтинга стали Япония, Южная Корея и Китай, при этом Россия заняла 15 место, а Узбекистан обошел такие страны, как Норвегия, США и Финляндия, которые расположились на 18-20 местах.
Радуюсь за успехи ГАЖК "Узбекистон темир йуллари", при чем говорю от души. Хотя сам рейтинг - уж простите за желание покритиковать - тоже однобокий и не показывает всей масштабности. Высокоскоростной состав на "железке" - это еще не качественный показатель состояния транспортных коммуникаций, есть иные, более прагматичные и функциональные индикаторы развития этой сферы. Просто сравните: в США длинна ж/д дорог - 293,56 тыс. км, из них 1,6 тыс. электрофицировано, то есть поезда на электрической тяге там не распространены; в Китае - 191,27 тыс. и 42,0 тыс. км соответственно, при этом страна сама проиводит и эксплуатирует обычные и высокоскоростные локомотивы; в Японии - 23,47 тыс. км и скоростные составы там насчитываются в сотни единиц. Что касается Узбекистана, то здесь эти показатели составили - 4,6 тыс. км общих путей и 625 км из них электрофицировано; всего два высокоскоростных поезда, произведенных в Испании. Хотя Южная Корея имеет 3381 км ж/д путей, но по общей площади она в 4,4 раза меньше Узбекистана, получается что ж/д сеть здесь более в интенсивной разработке и эксплуатации, чем у "Темир йуллари". Да и поезда тоже своего производства. То есть качественные показатели транспортной инфраструктуры совершенно иные, чем в Узбекистане.
По протяженности ж/д сети Узбекистан занимает 37-е место в мире, при этом в таких "депрессивных" государствах как Куба - 35-е место и 5,07 тыс., КНДР - 34-е и 5,2 тыс., Судан - 33-е и 5,4 тыс. км.
Читаем дальше: "По данным издания, рекордная скорость высокоскоростных поездов в Узбекистане составляет 255 км/ч, а операционная — 250 км/ч. В железнодорожной инфраструктуре страны высокоскоростное движение занимает 8,21 процентов. Доступ к таким поездам имеют 9,01 процентов населения страны, тратя 0,18 евро на каждый километр поездки".
Смотрю расписание для высокоскоростного поезда "Афросиаб" по маршруту Ташкент-Самарканд: время движения - 2 часа 8 минут, дистанция - 343 км. Получается средняя скорость - 170 км в час. Если "Афросиаб" и достигает скорости 250 км/ч, то на отдельных кратких участках, а не по всему маршруту. Что касается стоимость, то следует учесть, что в США и Южной Корее заработная плата в несколько раз превышает зарплату гражданина Узбекистана, и поэтому цены на поезда вполне приемлемые.
Теперь сравним другие показатели. Возьмем "Синкансэн» — высокоскоростную сеть железных дорог в Японии, предназначенную для перевозки пассажиров между крупными городами страны. Принадлежит компании Japan Railways. Такие составы, достигающие 16 вагонов, называют поезд-пуля. Общая длина поезда составляет порядка 400 метров. Линия «Токайдо-синкансэн» — самая загруженная, на ней перевозится порядка 375 тыс. пассажиров ежедневно.
Поезд "Афросиаб" - фирменный высокоскоростной электропоезд переменного тока, модификация Talgo 250, разработан и создан испанской компанией «Patentes Talgo S.L.», имеет 9 вагонов, общая вместимость - 214 человек.
Так что вышеприведенный рейтинг имеет больше популистский характер, чем предназначен для аналитиков в сфере туризма и транспорта.



Другие статьи в литературном дневнике: