Как я занимался литературным творчеством. Часть 3.

Алишер Таксанов: литературный дневник

Наверное, самым главным для меня стало сотрудничество с многотиражной газетой «Ударник» - печатного органа авиационного завода. Предприятие было богатым в советское время, денег от производства самолетов хватало не только на строительство жилого квартала или пансионатов, но и на мелочи типа газета. Издание выходило два раза в неделю, четырехполоска форматом А2. Я познакомился с заместителем редактора Аллой (фамилию забыл, увы). Женщина она была хорошей, понимающей, без проблем взяла мои рассказы. И стала публиковать. Вышел юмористический рассказ «Четыре письма» 23 января 1991 года – это про переписку одного незадачливого мужика, а потом пошла фантастика - «Космический призрак» 6 марта 1992, «Рассказы о любви» от 7 февраля 1992 года, «Вампиры в космосе» от 9 октября 1992, «Планета Всенетака» от 18 ноября 1992. Хочу сказать то, что 1980-е для меня были значимыми с точки зрения становления как писателя-фантаста. Да, проихзведения были еще корявыми, неотточенными, много сюжетных недоработок, были откровенно провальные произведения. Но ведь без проб и ошибок не бывает результатов, пока не будешь работать, то не появится и успех.
Один за другим вышли рассказы «Неоэволюция», «Творец», «Мой город», «Стальной кулак», «Кто сапиенс?», «Электрическая история», «Видеосеанс», «Деймос», «Начало». Это была фантастика разных направлений – от сатиры до философии. Это сейчас я их читаю с усмешкой, а тогда они казались мне интересными.
Вскорее газета «Ударник» переименовалась в «Ташкентский самолетостроитель», однако это нисколько не изменило политику редакции в отношении меня. Печатали без проблем, еще больше стимулируя меня к поиску интересных сюжетов и тем. Нужно сказать, что конец этого десятилетия ознаменвался серьзным кризисом в экономике и политике страны, подняли голову преступные элементы. Стало страшно выходить на улицу – грабежи, хулиганство, разбой. Появились мошенники-наперсточники, работали группой в общественных местах – на рынке, у остановок. Милиция словно этого не замечала.
Где-то в 1988 году просмотрел фильм «Терминатор», и сразу возникла идея – направить такого киборга в Узбекистан из будущего, чтобы он разделался с преступностью. Мысль показлась удачной, и я сел за печатную машину. Отпечатал за месяц небольшую повесть, назвал «Особая миссия». Нечто среднее между фантастикой и детективом. По объему материал оказался большим, многотиражки ТТЗ или «Алгоритма» брать не хотели. И лишь авиазавод взял, и 16 сентября 1992 года начал публикацию. Повесть вышла в 8 номерах. С 1983 года вышла первая и вторая части повести «Ловушка геркулан».
Она же была опубликована и в «Тракторостроителе». Правда, тут политика была несколько иной. Вначале там редактором был один мужик (ФИО не помню), он тоже благосклонно относся ко мне и печатал без проблем. Потом пришел новый редактор – Василий Зыкрин (или фамилия была иной – не помню, знаю, что он сам из Навои и там возглавлял городскую газеты «Знамя дружбы»). Тоже неплохой старичек, правда, любитель горячительных напитков. Он ставил мои материалы, правда, их немного изменял, но по сути это мне не отражалось на сюжете, и я был не против. После него пришел вальяжный и несколько надменный редактор по фамилии... э-э-э то ли Игорь Алимов, то ли Алиев... Знаю, что его супруга работала заместителем редактора «Ташкентская правда», а он сам был спортивным обозревателем, любил писать о футболе.
Этот человек заявил, что меняет газетную политику, что нужны серьезные материалы, а не художественная литатура, мол, время ныне такое. Конечно, несколько рассказов отпечатал. Но если первую часть «Ловушка геркулан» (опубликовал под названием «Бой в космосе»прошла без сокращений, то от второй части он оставил едва ли треть. Кастрированная работа отбила мне желание иметь дело с новым редактором, и я прекратил свои контакты с ТТЗ.
Тем временем неплохо шли дела с военным изданием «Фрунзевец» -«Ватанпарвар». Там был подполковник, который с удовольствием читал и детективы, и фантастику. Он открыл рубрику на четвертой полосе и печатал там стихи, рассказы, анекдоты. Так обрели свет рассказы «Хищные цветы Мегеры» (8 февраля 1992 года), «Умное оружие» (22 ноября 1990 года). Потом было приложение к газете, и именно в приложении в августе 1992 года вышел большой рассказ «Атомный призрак» - о подводной лодке, которую угнали террористы, но сами очутились в будущем.
Но ситуация также менялась и не в мою пользу. Подполковник укатил в Россию, вместо него пришли другие люди. В 1993 году я принес повесть «Возвращение на Землю» - это история о том, как с Марса на Землю вернулась экспедиция, а планета наводнена монстрами, появившимися в результате биологического оружия. Ситуацию я описывал в Ташкенте, мол, именно сюда упал шаттл. Здесь люди спасались от монстров, а под президентским дворцом жила банда начальников. Действие происходило в 2011 году.
Лейтанант Саидов прочитал и сказал, что повесть ему понравилось, но нужно мнение главного, мол, что он скажет, то и будет. Я ответил, что не возражаю. Меня попросили подождать месяц. Я ждал, однако не дождавшись телефонного звонка пришел сам в редакцию. Лейтенант смущенно сказал, что ответа еще нет. Чувствовалось, что он чего-то недоговаривает. Я пришел через три месяца.
Саидов мне ничего не сказал, а только завел в кабинет, где сидел какой-то мужик в гражданском. Я так и не понял, кто это был, может, сам редактор, может, заместитель, а может кто-то из военной цензуры. Тот начал говорить как-то вкрадчиво. Вначале поинтересовался, где я работаю. Ответил, что являюсь сотрудником Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте Республики Узбекистан.
Тот ошарашенно посмотрел на меня, видимо, ничего не соображая. А потом заявил:
- Вы работник такого учреждения, а пишите всякую чушь...
- Правильно, это фантастика, - ответил я, смущенный словом «чушь» - что он имел ввиду?
Тогда мужик сказал:
- Вы меня не поняли... Вы читали книгу нашего президента «Узбекистан – государство с великим будущим»?
- Читал, - ответил я. Но не стал говорить, что труд президента мне не понравился – никакого анализа и фактажа, а что-то в виде деклараций и мечтаний. Можно сказать, что это тоже была фантастика, только иного характера.
- Так что же получается, ваша повесть критикует эту книгу?..
Тут пришло время встать в ступор мне. Я не мог дотукаться, что подразумевает этот человек. Такое ощущение складывалось, что я про Ивана, а он про... бегемотов.
- Извините, а какое отношение моя повесть имеет к президентской работе?
- Как какое? У нас великое будущее, а вы пишите, что меньше чем через десять лет вся страна в руинах и развалинах, полным-полно монстров! Это антисове... антинезависимое произведение!
«Короче, приплыли туда, откуда уплыли», - подумал я. Десять лет назад меня тыкал в антисоветчину Павел Шуф, а теперь этот мужик обвиняет в том, что я пишу против родины. Я попытался пояснить:
- Это фантастика, это же нереальность...
- Еще бы! Какая тут реальность!
- Вот-вот, я описываю будущее, и хочу предостеречь мир от экологической катастрофы...
- Вот и пишите на экологическую тему, а зачем нашу страну разрушать? – возмущался мужик. – Вы пишите о бандах под президентским дворцом. Что, у нас Ислам Каримлов прячется от опасности? Он же наш лидер! Он – герой и смелый человек! Он спасает нас от катастрофы, и как не вам, сотруднику его учреждения, этого не понимать?
Я тогда ничего не имел против Каримова, и когда писал повесть, нисколько его не подразумевал – у меня в героях ходили другие персоны. К тому же не думал, что Ислам Абдуганиевич просидит потом свыше всех сроков и законов на посту президента, став диктатором и антикоммунистом.
Я сделал еще одну попытку переубедить мужика:
- Но я описываю последствия этой катастрофы... Сейчас весь мир разоружается, закончилась «холодная война»...
- Вот и пишите об Америке, Китае, зачем нас трогать?
- Я не был ни в Америке, ни в Китае, ни в Европе, я не могу описывать то, чего не видел. Я живу в Ташкенте и мне легче спроецировать проблему на мой регион...
Но мужик был тверд в своем мировоззрении и не хотел отступать ни на йоту. Пришлось мне забирать повесть и уматывать из редакции. Хотя признаюсь, что повесть в сокращении я потом опубликую в газете «Заря Сурхана», а потом в 2008 году издам отдельной книгой в Санкт-Петербурге.



Другие статьи в литературном дневнике: