Железными гвоздями в меня вбивали страх.

Алишер Таксанов: литературный дневник

На что способен человек?
Думаю, что этого не знает никто, даже сам человек мало что может сказать о себе. То, что он внешне демонстрирует силу и мудрость, не означает в реальности наличие таких качеств в нем. Клоун может изображать дурака, быть смешным, но это всего лишь игра, его роль, на самом деле клоун может быть гением и печальным. То есть внешний антураж человека не есть его внутренняя суть.
Я видел людей, которые хохорились своей удалью и силой, а при первой же опасности прятали голову в плечи и тихонько ускользали. Были тихони, от которого слова не вытянешь, но которые вдруг становились грозными и брали врага за рога. Наверное, это стержень – у одних он стальной, у других – деревянный, а у третьих – резиновый. И исходя из этого формировались личности – смелые, не гнущиеся ни перед чем; ломающиеся от каждого удара и потом становившиеся никем; и хитрые – способные прогнуться под любым и сохранится. Может, это дано на уровне генов, может, человек сам вырабатывает в себе это, а может, это воспитание среды.
Я уважаю стойких, твердых, спокойных и мудрых.
Мне нравятся свободолюбивые. Те, кто готов отстаивать свое мнение.
Склоняю голову перед теми, кто готов пожертвовать собой ради других.
Такой ли я?
Не знаю. Хотел бы быть таким... Только жизнь может как лакмусовая бумага показать, кто я и на что способен.
Но я знаю только одно: я не раб. Я не склоняю колени перед жестоким, сильным и невежественным врагом. Я выдавил из себя то, что можно назвать раболепие и чванливость.
Мне не нужна власть. Я равнодушен к богатству. Меня не купить.
Со мной можно дружить, также сосуществовать, а если враждовать, то лучше с открытым забралом. Мне можно показать спину свою – я не вонзю в нее нож. Я буду драться только лицом к лицу.
Мне ничего не нужно от других.
Свою жизнь я строю сам.
Недавно мне прислали стих Владимира Леновича «Железными гвоздями». Он мне понравился, и я хочу его повторить:


Железными гвоздями в меня вбивали страх.
С разбитыми костями я уползал впотьмах.


Но призрак Чести вырос, как статуя во мгле:
вернулся я и выгрыз позорный след в земле.


И стал я набираться железных этих сил...
И стал м е н я бояться т о т, кто меня гвоздил.


А мне теперь, ей-богу, не много чести в том,
и радости не много в бесстрашии моем.


Железные гвозди проржавели во мне, страх освободился... Но, может, что-то и осталось от него во мне.
Страх можно выдавить. А для этого нужно быть человеком.



Другие статьи в литературном дневнике: