Не верь?.. Не бойся?.. Не проси?..

Алишер Таксанов: литературный дневник

На эти вопросы не смогут ответить даже девочки “Тату”




28.11.2003. Эта песня стала популярной на Западе. Попробуем спеть ее в условиях Узбекистана...
НЕ ВЕРЬ, ибо жизнь показывает: нельзя верить заверениям правительства о скором светлом будущем, черты которого были описаны в книге главы государства. Жизнь – это одно, и она туманная, серая, неопределенная и тяжкая, а грезы, о которых правители пишут в порывах творческого счастья и запивая соком из манго, остаются сладкими мечтами. Но это уже давно воплощено в реальность для тех, кто стоит (лежит, сидит) у власти, так как они давно живут в этом светлом будущем. И с высот Олимпа они учат “чернь” жизни, подсмеиваясь над нею.


Если кто-то говорит, что жизнь в Узбекистане с каждым часом улучшается, то он, или просто бредит, или идиот, или коррумпирован. Потому что жизнь нисколько не улучшается. Некоторые ссылаются даже на зарубежные исследования, мол, а ведь из-за бугра вам врать не будут. Там и не врут, пишут все, как есть, только не всегда в Узбекистане печатают то, что касается негативных тенденций. Например, была кампания по освещению данных Центра ЮНИСЕФ “Инноченти”, запущенная с легкой руки Аппарата Президента. Но ведь в этом исследовании говорится и о том, о чем стараются умолчать чиновники. Скажем, за 1989-2001 год реальный рост ВВП составил всего 2,5%, что никак не вяжется с возгласами, которые слышатся из трибун Олий Мажлиса или Кабинета Министров о великих успехах узбекской модели экономики. Реальная заработная плата в 2001 году составила всего лишь 24,9% от 1989 года – времени Советской власти, которая так критикуется узбекским правительством, хотя сами не могут обеспечить такой уровень.
Так что не стоит верить лапшегонам из Белого дома.


НЕ БОЙСЯ, что жизнь будет хуже. Хуже уже некуда! Средний доход узбекистанца – 20 долларов в месяц. С каждым месяцем растут тарифы на коммунальные и транспортные услуги, цены на продукты питания, промышленные товары. Минимальный прожиточный уровень – тайна за семью печатями, но любой может сесть за калькулятор и подсчитать. Минимум – 80-100 долларов необходимо получать в месяц на душу, чтобы обеспечить естественные потребности человека. В то же время минимальная пенсия и уровень зарплаты - 5,5 баксов.


Согласно данным представительства ООН в Узбекистане, охват бедностью в городе составляет 22,5%, в селе – 30,5%, охват крайней бедностью, соответственно, 7,1% и 11,2%. Пенсионеры составляют 35,3% всех бедных, инвалиды – 2,5%, прочие – 19,1%, работающие – 46,2%, неработающие – 7,2%.
А теперь посмотрите на хоромы чинуш, работников карательно-репрессивных структур, мафиозников. Они не боятся государства, потому что государство за них стоит горой. Потому что само государство мафиозно. И закон писан не для них. А для бедолаг и бедняков, которых в стране – более 95%.


НЕ ПРОСИ милости у государства – оно не подает. Оно прогоняет тех, кто ищет защиты и помощи у узбекского государства. Узбекистан остается единственной страной в Центральной Азии, не подписавшей Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и Протокола 1967 года к ней. Эксперты замечают, что, учитывая отрицательное отношение узбекского правительства к беженцам, вряд ли стоит в будущем ожидать присоединения к ней. Хотя 93 статья Конституции Узбекистана дает право президенту на предоставление политического убежища, между тем отсутствует административная процедура его выполнения. Не существует запрещения в законодательном порядке какого-либо нарушения основных прав человека, затрагивающих безопасность населения. В частности, право беженцев, находящихся в Узбекистане, не подвергаться задержанию, депортации или изгнанию из страны пока регулируется устной договоренностью между представительством Управления Верховного Комиссара по делам беженцев и министерствами внутренних и иностранных дел.


Да что там иностранцы?.. Свои отечественные граждане живут в Узбекистане как в тюрьме. Без прописки никуда не двинуться, не получить работу, легко стать жертвой ментов, налоговиков. Пропиской правительство стремится лишить узбекистанцев права на труд, на свободное перемещение, на все то, что в записано сказке под названием “Конституция Республики Узбекистан”, очередная годовщина которой открывается очередной кампанейщиной в СМИ.


Не проси правительство, чтобы оно отменило цензуру. Это невозможно. Иначе придется оправдываться, откуда у сливок общества огромные деньги. Придется возбуждать уголовные дела против тех, кто сейчас у власти. Цензоры в Аппарате президента, правительстве, хокимиятах и карательно-репрессивных органах будут и дальше работать на благо авторитарному режиму.
Так что песня “Не верь. Не бойся. Не проси” больше подходит не для сытого и сонного Запада, а для описания ситуации в Узбекистане. Хотя некоторые чиновники предпочитают песню о зайцах: “А нам все равно”, а ее коррумпированная часть подпевает “Блестящим”: “Бананы, кокосы, а-а-а, апельсиновый рай…”. Но ведь можно услышать грозный “Интернационал” из народа, и мало не покажется.


Кстати, не удивлюсь, если эта статья, как и многие другие, будут заблокированы узбекскими провайдерами по указке Его Карательное Величество СНБ Узбекистана, музыканта политического оркестра страны. А кто композитор и автор слов – думаю говорить не надо, вы его видите часто по “ящику”, в книгах и газетах…
P.S. Предлагаю читателям описать ситуацию в Узбекистане по мотивам других песен…



Другие статьи в литературном дневнике: