Ислам Каримов у меня лично

Алишер Таксанов: литературный дневник

ПРОТИВ ГОСПОДИНА СОРОСА НИКАКИХ ЛИЧНЫХ ОБИД ИЛИ ПРОТИВОСТОЯНИЙ НЕТ


27.05.2004. То, что "жить" узбекскому представительству всемирного Института Открытое Общество - Фонд содействия, который финансировался американским филантропом венгерского происхождения Джорджем Соросом, в Ташкенте осталось немного, стало ясно после января 2004 года. Уже тогда работники этого учреждения, да и те, кто получал гранты от Сороса, ощутили возрастающее давление со стороны как снег на голову свалившихся контролеров от государства.


Ходили много слухов относительно этого явления. Одни утверждали, что Ислам Каримов испугался того, как Сорос "содействовал" расшатыванию государственной власти в Грузии и смещению Эдуарда Шеварднадзе с должности президента. Может, глав государств связывала дружба с коммунистических времен, а вполне вероятно, это была реакция на антиконституционное "покушение" на "собрата". Скорее всего, призрак "розового революционера" уже мерещился Исламу Абдуганиевичу, и поэтому под гильотину была отправлена соросовская структура в Узбекистане.


Сам же президент "признался": "Я не хочу ничего говорить про самого Сороса, я с ним ни разу не встречался. Ни так, как Акаев, который встречается с Соросом. К сожалению, мы с ним не похожи. Но я с Соросом ни разу не встречался. Ничего не хочу сказать о нем ни плохого, ни хорошего. У него своя линия, у него свои позиции, он преследует свои цели".
Получается, что личных претензий к Соросу у Ислама Каримова нет. Просто его смущает то, что "если СОРОС поддерживает эти фундаменталистские течения, это его проблема". То есть исследования в области этнографии, культуры и религиоведения являются недопустимыми и противозаконными. А эти цели, позиции ну никак не устраивают Узбекистан.


Есть версия, что кто-то из высших чинов не получил своего "куша" при распределении грантов. Не будем скрывать, что узбекское представительство Сороса славилось кумовством и коррупцией (как, впрочем, и в других частях славного СНГ), однако это не означало, что правительство Узбекистана могло их за это покарать. Потому что соросовцами по своему усмотрению "распределялись" деньги Сороса, а не государственного бюджета Узбекистана или средств народа республики. Очевидно, распределение не устроило кого-то с высших эшелонов власти. Была дана команда: "Фас!" И закусали бедных соросовцев.


В третьих, Ислама Каримова не устраивали исследования, которые проходили в рамках выделяемых грантов. Эти исследования не утверждались учеными советами вузов и институтов, не фиксировались ВАКом Узбекистана и не регистрировались в Государственном комитете по науке и технике. Значит, находились вне государственного контроля. А это попахивает научным анархизмом, может, подрывает политический режим республики. Об этом заявил И.Каримов: "А что касается того, как действовала здесь эта организация или представительство, или центр… Организация или центр, который здесь действует, она допустила ряд очень серьезных нарушений нашего законодательства, она переступила через закон. Были очень серьезные попытки мобилизовать отдельные группы населения. Ну, например, в вопросы межэтнических отношений начали привлекаться переводы по межэтническим отношениям. Откуда произошли узбеки, таджики и другие? Абсолютно ничем не подтвержденные вот эти вот издания, книги, журналы и так далее. Это не выдерживает элементарной критики в нашей истории".


Видно сразу, что правительство Ислама Каримова не допускает политического плюрализма в науке. Есть только две версии - одна Ислама Каримова, а другое - неправильное. А то, что наука не обязана следовать в русле правительственной политики, то это не аргумент. История правильная лишь та, которая выходит из-под пера узбекского лидера. Читайте его книги, особенно последнюю, которую опубликовали после сессии Олий Мажлиса. Если таджики - не потомки Саманидов, то так тому и быть - и точка! Тут историю, пардон, "не изменить". Лишь Ислам Каримов пересмотрит свою позицию, вот тогда и можно об этом болтать.


Четвертая версия основана на том, что дядюшка Сорос сильно "достал" американского президента, критикуя его социально-экономическую, а также внутреннюю и внешнюю политику. В свою очередь, Джордж Буш решил отомстить, создав "зону повышенного давления". Наверняка, он попросил личного представителя Ислама Каримова в США - посла Абдулазиза Камилова содействовать в формировании искусственной турбулентности для учреждений Сороса. А тот не отказал в этой милой просьбе. Ислам Каримов, желая еще раз подтвердить верноподданнические чувства союзника по антитеррористической коалиции, осуществил "заказ". Об этом можно судить, как заявил узбекский президент: "Он там в Америке выступает, как и Буш. И вложил там миллионы долларов на борьбу с республиканцами. Это проблемы их. Вот я говорю конкретно, ну выступил против республиканцев Буш, ну это его проблемы".


Пятая версия основана на том, что Сорос готовил политически образованных специалистов, которые развивались разносторонне, то есть не только на идеях национальной независимости или книгах Ислама Каримова, но и впитывали в себя концепции и теории других мыслителей. Это и злит нынешних чиновников. Поскольку нам такие шибко грамотные не нужны! А вдруг они решат, что наш лидер не божественного происхождения, не ставленник Аллаха на Земле? Поэтому и был прикрыт Фонд "Умид", поскольку молодежь, вернувшаяся из-за границы, не могла воспринимать узбекскую модель. А тут Сорос финансирует "подрывные элементы".


Вот что говорит Ислам Каримов: "Но главные задачи заключались в избирательном подходе. Главная цель между ними была поставлена, чтобы отобрать из узбекской интеллигенции. Отобрать как раз тех, которые завтра могут стать светофором и их оболванивать, обрабатывать против конституционного строя. Целенаправленные командировки, целенаправленные семинары, целенаправленные выступления, работают, с заранее, отобранными лицами, которые за деньги, за доллары, которые выбивались на эту должность. Я не хочу проводить никаких параллелей".
Мать честная, оказывается наших детишек за рубежом зомбировали. Они не грамоте там учились, не любви к узбекскому президенту, а свободе мысли, выражения, плюрализму и толерантности. В Узбекистане возможна толерантность только к произведениям президента. Все остальное - фундаментализм и экстремизм!


И все-таки Ислам Каримов показывает как бы "ровное" отношение к американскому филантропу: "У меня лично против господина Сороса никаких личных обид или противостояний нет. Мы с ним никогда не общались. Мы сочли, в соответствии с нашим законом, что деятельность этого представительства СОРОС. Мы отвечаем нашим законодательством и предложили им закрыть свой центр в Ташкенте".
А вдруг Ислам Каримов решит, что посольство США не соответствует своему статусу и пора его закрыть? Вот бы посмотреть на эту комедию…



Другие статьи в литературном дневнике: