Как выдавливать деньги

Алишер Таксанов: литературный дневник

ИНСТРУКЦИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ
В Узбекистане государственные органы могут пополнять свой бюджет за счет взыскивания средств с «виновных»



Именно так можно понять Постановление правительства, которое гласит, что с 1 января 2004 года установлены унифицированные и обновленные размеры отдельных отчислений государственных пошлин, сборов и неналоговых платежей, административных и финансовых санкций, направляемых во внебюджетные фонды министерств и ведомств.
Следует сказать, что такой «общак» существовал в ряде органов государственной власти и ранее, за счет которых обеспечивалось т.н. «укрепление материально-технической базы, внедрение информационно-коммуникационных технологий, социальное стимулирование работников». Однако правительство было вынуждено признать об отсутствии действенного механизма контроля за формированием и использованием этих средств. Можно только предположить, на что тратились «бабки», которые выуживались с граждан и предприятий.
Правительство решило внести «ясность» и «прозрачность» в этот процесс. Определено, что регистрацию смет доходов и расходов фондов министерств и ведомств, финансируемых из госбюджета, осуществляется министерством финансов. Установлены следующие размеры отчислений бюджетных средств во внебюджетные фонды:
Министерство иностранных дел – 15% за сборы оформления въездных-выездных документов и иные консульские услуги;
Министерство внутренних дел – 10% за оплату перерегистрации автомототранспортных средств, а также 10% - за госпошлины от выдачи въездных и выездных виз, их продление, временную прописку, оформление документов на постоянное место жительство, 10% - за реализацию имущества, обращенного в доход государства в установленных законом случаях, 10% - за штрафы за нарушения правил дорожного движения.
Государственный таможенный комитет имеет право направлять во внебюджетный фонд 65% суммы от поступления в виде таможенных сборов и платежей от оказания услуг, 10% - от реализации имущества, изъятого таможенными органами и обращенного в доход государства.
Объем отчисления Государственного комитета по демонополизации и развитию конкуренции составляет 6% от суммы штрафов за нарушения антимонопольного законодательства, законов о естественных монополиях, о защите прав потребителей и о рекламе - таков, а 4% полагаются министерству экономики за выявленные нарушения в вышеуказанной области. 10% от реализации имущества, изъятого налоговыми органами и обращенного в доход государства, а также 20% - от суммы финансовых санкций за нарушение налогового законодательства и штрафов – это размер отчислений для Государственного налогового комитета.
Центр по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе вправе оставлять в своем распоряжении 10% от суммы налагаемых экономических санкций за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг.
Прокуратуре, Государственному комитету по архитектуре и строительству, Государственному патентному ведомству, Пробирной палате, Министерству труда и социальной защите и Министерству финансов позволяется направлять в фонды по 10% средств за выявленные определенные правонарушения и выполнения услуг. По 100% сумм от реализации имущества и штрафов остается в распоряжении Агентства по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному делу, Национального информационно-аналитического центра по контролю за наркотиками и Фонда охраны природы. От 10% до 100% средств передается в распоряжение Фонда развития судов и органов юстиции за штрафы, санкции, пошлины, взыскания, реализации имущества и прочего, отраженного в законодательстве.
Для внебюджетного фонда Госкомимущества полагается 2% от всех средств, поступающих от разгосударствления и приватизации.
Нет трудно догадаться, как теперь будут работать сотрудники данных учреждений: чем больше «выявишь» нарушений, тем больше денег поступит во внебюджетный фонд, а там и премии светят за «добросовестный» труд во благо… нет, не государства, а корпорации (то бишь министерств и ведомств). Активность ожидается высокая. Не думаю, что предпринимателей или простых граждан это обрадует. И не стоит, наверное, ожидать прозрачности в использовании этих фондов. Безусловно, какая-то часть денег пойдет на заграничные поездки, ремонт кабинетов (сплит-система, тонированные стекла, кожаные кресла), приобретение шикарных автомашин и прочие штучки-дрючки.
Следует заметить, что ранее либерализации подверглось уголовное законодательство: нанесший экономический урон государству не мог подлежать наказанию в виде лишения свободы, если компенсирует сумму ущерба. Это привело к тому, что «нарушителям» навешивались фантастические и несоизмеримые с реальными потерями суммы, после чего человек оставался «на бобах». Хотя нет, трусы им оставляли – не пускать же голым по городу…
Вадим ЛЯГАНОВ.



Другие статьи в литературном дневнике: