Шлагбаум для лохов,

Алишер Таксанов: литературный дневник

ИЛИ ТУРБИЗНЕС НА ЧАРВАКЕ


22.05.2006. Не оскудеет земля узбекская остапами-бендерами, которые делают деньги из ничего и на всем. В этом убеждаешься, едва приедешь в Бостанлыкский район, в частности, в поселки, расположенные на берегу Чарвакского водохранилища. Понятно, что это курортно-рекреационная зона манит многих жителей Узбекистана, особенно ташкентцев.
И тут они сталкиваются с фактами организованного лохотрона. Под разными предлогами некоторые лица из числа местных жителей объявляют прибрежные зоны то своей собственностью, то собственностью каких-то организаций, и чтобы пройти к воде необходимо заплатить. Естественно, никаких квитанций о приеме денег они не выдают, также как и не демонстрируют туристам право на запрет въезда на эту территорию.


Безусловно, местная власть может ограничить посещение той или иной территории исходя из соображения охраны окружающей среды, безопасности людей и в связи с нахождением вблизи от пограничной зоны. На законной основе можно взимать плату за въезд на территорию Угам-Чаткальского парка или пляжа Чарвака, однако все это должно быть утверждено хокимиятом, поскольку с этих денег идут налоги в местный бюджет. А на каком основании, например, установлен шлагбаум в поселке Юсуфхона, закрывающий въезд к берегу (у знаменитой беседки)? 20 мая в 15.00 ч. дежуривший у шлагбаума парень закрыл дорогу автомашине посольства одной из европейских стран (машина имела соответствующие номера дипмиссии) и нагло заявил, что проезд запрещен, мол, это частная территория.


- На каком основании эта территория стала частной? – поинтересовался дипломат.
Парень заявил, что там идет стройка и машина дипломата может помешать. Однако за некоторую плату он может разрешить въехать. Это была не просто наглость, а вымогательство чистой воды. Парень не гнушался и валютой. Я был свидетелем этой беседы и решил вмешаться, потребовав документы на этот шлагбаум и право «дежурного» взимать плату.
Тот замялся, сказал, что территория принадлежит Национальному банку внешнеэкономической деятельности, и что существует циркуляр о приватизации участка и решение о регулировании въезда машин и людей. Никаких документов, доказывающих это, он не предоставил.


- Тогда позови руководство, мы хотим поговорить с ним, - сказал дипломат. Он понял, что законного основания для этого не существует.
Тот закрепил шлагбаум, чтобы никто не смог проехать, и ушел. В течение получаса он не появлялся. Зато мы, спустившись вниз пешком, увидели, что берег усеян отдыхающими, причем многие были с машинами. Как заявили они, с них парень взимал немалую сумму – 5 тыс. сумов за машину и 1 тыс. – с человека. Никто из них не получил квитанции и не поинтересовался правом изъятия денег за вход на пляж. Судя по количеству народа, парень заработал на долгие месяцы.


Я понимаю, что можно зарабатывать на туризме, но все это должно быть честно, открыто и в законном порядке. Местные жители вправе оказывать услуги отдыхающим, например, предоставлением жилья, питания, развлечения, аренды плавсредств, экскурсиями, предварительно, естественно, зарегистрировавшись как предприниматели и платя с доходов налоги. Но такой лохотрон в центре Юсупхоны – это уже вымогательство. Мне сказали, что таких шлагбаумов здесь немало. Учитывая, то за лето здесь побывает не менее полумиллиона людей, то можно представить, сколько денег утекает мимо государственной казны...
Вот и стоит вопрос к хокимияту Бостанлыкского района: видит ли он, как зарабатывают на туризме лохотронщики, подрывая индустрию гостеприимства? У дипломата сложилось впечатление, что таким образом власть поощряет теневой бизнес.



Другие статьи в литературном дневнике: