Масс-медиа узбекистанаКОЛИЧЕСТВОМ ДОБИВАЮТСЯ "КАЧЕСТВА" 8.10.2004. Правительство республики утверждает, что для средств массовой информации созданы все необходимые условия успешного функционирования. Имеются политические, экономические и правовые факторы, которые позволяют им достигать определенных положительных результатов. При этом чиновники ссылаются на то, что по сравнению с советским периодом в Узбекистане количество СМИ значительно возросло. Что же в результате получается? Что подавляющая часть печатных СМИ - правительственные, что является нонсенсом для стран, признающихся как демократические. Судите сами, в республике на 1 негосударственное издание приходится 1,69 государственных, то есть государственных практически более чем в полтора раза больше. Соотношение журналов составляет 1:1,86, и явно не пользу негосударственных. Причем, эти правительственные издания находятся в более выгодном экономическом положении, чем общественные и коммерческие. Ведь штат редакции, а также материально-техническая база финансируются за счет республиканского бюджета, что является гарантированным условием существования в рамках рыночные отношений. Между тем, коллегам по перу из негосударственных СМИ приходится выживать, бороться за свое существование. Мы являемся налогоплательщиками, обеспечивая "жизнь" правительственным масс-медиа, а в ответ получая малочитабельную или невостребованную информацию. Проще говоря, макулатуру. И это понятно, поскольку редакции выпускают только то, что им спускают как в унитаз чиновники. Негосударственные, опасаясь преследования, предпочитают выпускать желтую прессу, то есть без "политических" моментов, из-за которых возможно получить "по шапке". Да и население, устав от официоза, предпочитает окунуться в такую же далекую от них жизнь западных звезд, шоу-бизнеса, детектива, анекдотов и сплетен. В условиях авторитаризма государственные СМИ превращаются в рупор пропаганды функционирующего режима. Они не заинтересованы в том, чтобы демонстрировать слабость или бессилие правительства в решении серьезных и острых проблем. Данные издания подцензурны, а если и публикуют критические материалы, то только те, которые одобрены или заказаны "сверху". Естественно, журналисты, работающие в государственных структурах, не проводят самостоятельные расследования, не готовят аналитические материалы, в которых в неблагополучном свете представлена деятельность всех эшелонов власти. Соответственно, правительство поощряет деятельность тех "рыцарей пера и чернила", которые сознательно избегают запретных тем и пишут только ура-патриотические и помпезные материалы. Смотрите сами: ко Дням печати или независимости страны был ли награжден хотя бы один оппозиционный журналист? В списках таковых я, например, не обнаружил. Кстати, трудно говорить о политическом плюрализме, если в стране нет оппозиционных СМИ. Есть негосударственные СМИ, которые подконтрольны со всех сторон правительственными учреждениями. В деятельность таких масс-медиа вмешиваются ведомства, призванные вести т.н. мониторинг, а на самом деле контроль и цензуру - Агентство по печати и информации, Государственный комитет по телерадиовещанию, так и не имеющие к этой сфере никакого прямого отношения - налоговая, таможенная службы, прокуратура, милиция, санэпидемстанция, пожарники, энергосбыт и прочие. Неофициально вмешиваются и более высокие инстанции, в частности, Аппарат Президента (начиная от пресс-секретаря, заканчивая более мелкой сошкой), Кабинет Министров, министерства и ведомства, чьи "права" и "свободы" были ущемлены прессой. Таким образом, демократический антураж в Узбекистане нынешняя власть предпочитает демонстрировать через объемы СМИ, но не их качество. Разовые тиражи газет - от 2 до 20 тыс. экземпляров, лишь редкие изданий достигают до 80-100 тыс. (чаще всего, это развлекательные). Между тем, основные потребители расположены в столице и крупных областных центрах и городах. Отдаленные регионы остаются вне пределов досягаемости эфира и печати. Например, в некоторых малых городах вообще нет газет. Поселки в горных местах оторваны от всех СМИ, до них не доходят теле- и радиовещание, не говоря уже о том, что машины агентств по подписке и распространения к ним просто не добираются. © Copyright: Алишер Таксанов, 2009.
Другие статьи в литературном дневнике:
|