ХОТЬ МАЛ, ЗАТО УДАЛ

Алишер Таксанов: литературный дневник

О развитии малого и среднего бизнеса за рубежом и в Узбекистане



6.11.2000. Создать предпосылки и условия для развития частного предпринимательства – такова экономическая доктрина правительства Узбекистана, стремящегося сформировать в республике эффективное рыночное хозяйство. Об этом прямо говорил Президент Ислам Каримов в январе 2000 года, выступая на первой сессии Олий Мажлиса второго созыва: “Приоритетное развитие должен получить малый и средний бизнес. Необходимо добиться, чтобы малый, средний и частный бизнес не только занял определяющее место в производстве валового внутреннего продукта, но и стал важнейшим источником благосостояния и роста доходов населения, решения проблем занятости” . Государство определило важнейшие сферы экономики, где малый и средний бизнес (МСБ) может стать “локомотивом” – это углубленная переработка сырьевых и сельскохозяйственных ресурсов, насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами, оказание услуг населению.


БИЗНЕС НА ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОМ НАРЕЧИИ
Никарагуа, как и Узбекистан, находится на этапе коренных экономических и социальных реформ. Как свидетельствует никарагуанская статистика, еще десять лет назад число малых предприятий и фирм в стране измерялось несколькими сотнями, и их роль в национальной экономике была более чем скромной. Через пять лет их стало уже несколько тысяч, к 1995 году эта цифра достигла почти 100 тыс., а к 1998 году их число удвоилось, превратив сектор малого предпринимательства в один из важных для экономики центрально-американской страны.
Согласно некоторым данным, на сегодняшний день микро- и мини-предприятия и фирмы обеспечивают до 80% занятости городского населения. По местной классификации, использующие труд от 1 до 5 человек структуры называются микропредприятиями, в то время как использующие труд от 6 до 20 человек попадают в подгруппу мини-предприятий. В середине 1998 года в бизнесе малых форм было занято 500 тыс. человек, что составляет 40% экономически активного населения Никарагуа. Большинство из них производят одежду, обувь, мебель, продукты питания и сувениры. В общем же распределении сфер деятельности на производство и сервис приходится по 30%, в то время как торговлей занимается 40% микро- и мини-предприятий.
Действующие в Никарагуа с недавних пор законодательство о бизнесе малых форм на несколько лет полностью освобождает новые предприятия и фирмы от налогов, а затем с помощью гибкой и не слишком обременительной налоговой шкалы ненавязчиво помогает им развиваться дальше. Поскольку ставки налогообложения ставятся в зависимость от темпов развития и реального роста оборота, большинство мелких предпринимателей признаются, что не чувствуют себя “удушенными непомерными налогами, не дающими им развивать свой бизнес”.
В свою очередь правительство видит своей главной задачей не расширение числа работающих в сфере производства малых предприятий и фирм, а оказание им реальной помощи в деле улучшения качества и эффективности производства. Статистика свидетельствует, что в последние годы доля продукции малого бизнеса в экспорте страны постоянно растет.


КАПИТАЛ В США И ГЕРМАНИИ ТОЖЕ РИСКУЕТ
Любое новое дело, малое или среднее предприятие начинается обычно с хорошей идеи и отсутствия денег, необходимых для ее реализации. Поисковые научно-технические направления вызвали к жизни так называемый “рисковый бизнес” (РБ). К началу 80-х годов прошлого столетия эта форма предпринимательства в США получило динамичное развитие. Естественно, у РБ постепенно сложилась развитая финансовая база. Создание “рисковой компании” предполагает несколько условий:
- идеи нововведения – нового продукта, технологии или услуги;
- предпринимателя, готового на основе такой идеи создать новую фирму;
- капитала, банков, оказывающих финансовое содействие МСБ.
В 80-х годах из 500-600 тыс. фирм, ежегодно регистрируемых в США, всего около 3,0 тыс. (или 0,5%) удовлетворяли этим условиям, но в 90-е годы уже десятки тысяч могли считаться РБ. Примерно 40-50% стартовавших в этой стране малых фирм не превращаются в крупные корпорации, но они зато попадают в сферу интересов крупных монополий. Наукоемкие малые и средние предприятия отслеживаются и целенаправленно формируются как дочерние филиалы или иные подразделения корпораций. В результате возможный риск, связанный с освоением новой продукции, уменьшается, что позволяет модернизировать структуру производства, сохранять конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.
В Германии предприниматель, решивший заняться РБ, деньги занимает в местном фонде при условии, что тот участвует в предприятии. Фонд, в свою очередь, собирает финансовые средства с частных вкладчиков. Если предприятие преуспело и даже сумело выйти на биржу, то выигрывают все: фонд-кредитор получает обратно сумму, превышающую вложенный им капитал, а частный вкладчик – более высокий процент. По данным Федерального союза обществ долевого участия в капитале (BVK), капитал новых фирм его членов в 1998 году составлял DM 3,3 млрд. Хотя в BVK входит 120 членов, однако общее число германских предприятий с долевым участием в капитале – около 200. В общей сложности члены инвестировали к концу 1998 года в МСБ DM 9,3 млрд.
Сейчас в ФРГ прослеживается новая тенденция: если раньше большинство таких обществ (которые не ограничиваются передачей средств, но и активно участвуют в управлении) были банками и сберкассами, то ныне их создают и промышленные предприятия. Крупным концернам, таким как Bayer, Siemens это помогает сориентироваться на новых рынках. А малые высокотехнологичные фирмы ценят в своих крупных индустриальных партнерах то, что те больше всего заинтересованы в стратегических успехах, чем в быстрых и высоких процентах .
В связи с взрывным характером развития “рисковых компаний” и особенностями их менеджмента американские эксперты выделяют четыре группы характеристик, приводящих к успеху в предпринимательстве:
Первое, собственно предпринимательские качества: готовность к риску, умение брать ответственность на себя, способность организовывать и ценить рабочее время, творческий подход к бизнесу.
Второе, искусство самого менеджмента: образование, способность отбирать и аккумулировать наиболее полезные знания, умение подбирать партнеров и консультантов, универсальность и динамичность в контролировании бизнес-плана, финансовых расчетов.
Третье, талант общения с людьми: психологическая устойчивость, гибкость мышления, способность признавать ошибки, прозорливость, умение четко ставить задачу и добиваться своего.
Четвертое, внешние условия: законы и нормативные акты в сфере экономики, уровень банковских учетных ставок, развитость банковской сети, возможность получения кредитов, особенности системы налогообложения, функционирование системы государственной поддержки, информации, общественных институтов поддержки.
В США ежегодно создается около 1,5-2 млн. малых и средних предприятий, но не все из них выживают: 60-70% обречены на банкротство. За 3-5 лет масса малых предприятий и микрофирм в среднем обновляется на 50-60%. В тоже время по количеству единиц, числу занятых, созданию ВВП и новых рабочих мест МСБ доминируют в оптовой торговле, массовом питании и других отраслях сферы услуг. Более 60% ВВП данные предприятия создают в промышленности, строительстве и сфере услуг.


БИЗНЕС ПО-УЗБЕКСКИ
Предпринимательство в республике принимает уже несколько иные очертания, чем это было пять лет назад. Теперь перед органами власти нет необходимости гоняться за количественными показателями, а большее внимание сосредоточить на качественном развитии субъектов МСБ. Понятно, что рост числа зарегистрированных предприятий малого и среднего бизнеса не означает их функционирование в реальности, в свою очередь, дутые цифры не принесут товар на рынок и не окажут услуги населению. Теперь усилия государства направлены на создание благоприятных условий для развития негосударственного сектора экономики и искоренению имеющихся административных и юридических барьеров. Здесь уместно привести высказывание Президента Узбекистана, что “нас не может сегодня удовлетворить состояние развития малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства. Предпринимательство, частная инициатива еще не стали тем мощным внутренним, рыночным фактором экономического роста” .
Модель малого и среднего бизнеса, которая формировалась в Узбекистане в течение последних лет, наиболее четкие контуры проявила в 1999 году. Согласно официальной статистике, на 1 января 2000 года на территории республики действовало 125,6 тыс. средних и малых предприятий, включая микрофирмы. Доля малых и средних предприятий составила 87,5% от общего числа функционирующих субъектов хозяйствования против 60,2% на начало 1999 года. Наибольшее число субъектов МСБ – 22,2 тыс. (что составляет 17,7 % от общего числа средних и малых предприятий республики) расположено в Ташкенте, а также по 11,4 тыс. (по 9,1%) - в Самаркандской и Андижанской областях. В Ферганской области насчитывается 11,1 тыс. (или 8,8%) субъектов МСБ, Ташкентской – 10,8 тыс. (8,6%).
Специфика развития МСБ Узбекистана заключается в том, что сфера услуг является предпочтительной для приложения труда, капитала и частного интереса. Так, предприятия торговли и общественного питания составляют 23% общего числа МСБ, тогда как промышленности – 11,8%, а строительства – 7,3%. Розничный товарооборот частными предпринимателями был обеспечен на 523,4 млрд. сумов, что равно 45,6% общего объема, а платных услуг – на 68 млрд. сумов и 35,9% соответственно. В то же время объем промышленного производства действующих структур МСБ составил 137,6 млрд. сумов или 10,5% от общего объема промышленной продукции (нужно добавить, что по сравнению с 1998 годом темп роста составил в сопоставимых ценах 23,9%). Что касается строительной отрасли, то здесь субъекты МСБ выполнили объем работ на 105,7 млрд. сумов, что составляет 35,9% от общего объема строительных работ и 111% к уровню 1998 года.
Одним из положительных черт МСБ является то, что он предоставляет рабочие места, особенно в трудоизбыточных регионах. В целом в этом секторе экономике в прошлом году было занято 4,2 млн. человек, в том числе в малом бизнесе – 3,7 млн. Из них на средних и малых предприятиях работало 674,7 тыс. человек или 7,6% всего занятого населения страны.


ДЫНИ ОТ ФЕРМЕРОВ
Сельское хозяйство – основная сфера деятельности узбекистанского малого и среднего бизнеса. Это предопределено многими субъективными и объективными факторами. Прежде всего, это земледелие и животноводство – это исторически сложившийся тип производства и связанные с ним особенности культуры и менталитета, общественной организации. Поэтому вполне естественно, что эта отрасль в 1999 году обеспечила 28% ВВП (тогда как в 1998 году этот показатель равнялся 26,8%), а на селе живет около 60% населения республики. В производстве валовой продукции сельского хозяйства (ВПСХ) на долю МСБ приходилось 68% общего объема или 566,4 млрд. сумов. Нужно отметить, что из них 513,2 млрд. сумов – это объем сельхозпродукции, произведенной непосредственными дехканскими хозяйствами.
Если рассматривать развитие аграрного предпринимательства по регионам, то самым сельскохозяйственным в специализации МСБ явилась Сурхандарьинская область: здесь доля малых и средних предприятий в производстве ВПСХ составила 80,8%. За ней следует Джизакская область (76,1%), Самаркандская (73,4%) и Ферганская (71,8%). Республика Каракалпакстан в виду ее неблагополучного экологического положения не столь привержена аграрной доктрине: доля МСБ в ВПСХ не превысила 46,1%.
Несомненно, определенных сдвигов в реформировании самой сложной отрасли (еще со времен Союза) удалось достичь благодаря целенаправленной политики правительства по формированию многообразия собственности и хозяйствования на селе. Так, по состоянию на 1.01.2000 в Узбекистане действовало 31,1 тыс. фермерских хозяйств, что на 8 тыс. больше, чем в 1998 году. Общая земельная площадь, закрепленная за ними, составила 665,7 тыс. га, или 21,4 га на одно хозяйство.
Фермерские хозяйства стали хорошим “поглотителем” рабочей силы. Этот сектор обеспечил трудом и средствами существования 222,5 тыс. человек, что 59,4 тыс. больше, чем в 1998 году. С другой стороны, эти предприятия внесли определенный вклад в обеспечение страны продовольственной независимости. Ибо за 1999 год фермеры намолотили 427,9 тыс. тонн зерна, 34,5 тыс. тонн риса, 22 тыс. тонн картофеля, 145 тыс. тонн овощей, 56,7 тыс. тонн бахчей, 17 тыс. тонн плодов и ягод, 15 тыс. тонн винограда, 10,6 тыс. тонн мяса, 50,2 тыс. тонн молока, 7,8 млн. шт. яиц, 159 тонн шерсти, 7 тыс. шт. каракулевых шкурок.
Между тем, пока фермерские хозяйства по сравнению с иными аграрными предприятиями не стали основными в производстве сельхозпродукции: так, их удельный вес в производстве зерна составил 9,9%, картофеля – 3,4%, овощей – 5,5%, бахчей – 11,3%, мяса – 1,3%, молока – 1,4%, яиц – 0,6%.


ЭКОНОМИКА ШОП-ТУРОВ
Не меньшую роль играет МСБ в развитии экономических связей с зарубежными странами. Стоит сказать, что за 1999 год внешнеторговый оборот предприятий малого и среднего бизнеса составил $2056,4 млн. или 32,4% от общего объема внешней торговли. В том числе субъектами МСБ был осуществлен экспорт на $951,5 млн. (или 29,4%), а импорт – $1104,9 млн. (или 35,5%).
Предприятиями малого и среднего бизнеса основная часть расчетов по внешнеторговым операциям – это около 78% - производилось на свободно конвертируемую валюту, в то время как 6,7% - по бартеру. Незначительная доля поставок товаров - 0,1% - осуществлялись за рубли, а 2,3% - по некоммерческим операциям. Как отмечают эксперты, 4,9% - это удельный вес физических лиц (так называемых “челноков”), поставлявших товары по шоп-турам, и 8% - по прочим категориям.


Статистика внешнеэкономической деятельности субъектов МСБ Узбекистана за 1999 год
Статус предприятий Экспорт Импорт
$млн. В % к итогу $млн. В % к итогу
Средние предприятия 759 79,8 352,8 31,9
Малые предприятия 118,8 12,5 539,6 48,8
Микрофирмы 73,7 7,7 212,5 19,2
Всего 951,5 100 1104,9 100




Другие статьи в литературном дневнике: