НЕ ХОЧУ... ИЛЬ НЕ МОГУ...

Алишер Таксанов: литературный дневник

ВЕДЬ В ГУАМ НЕТ ЛИШНЕЙ “У”
В интеграционной организации ГУУАМ Узбекистане не участвует, а всего лишь присутствует и приглядывается


-------------------
3-4 июля в Ялте прошел саммите стран–членов ГУУАМ, на котором принял участие представитель Узбекистана – государственный советник Президента Абдулазиз Камилов (бывший министр иностранных дел, известный тем, что ничего прогрессивного не сделал во внешней политике).
Следует сказать, что госсоветник – должность, которая почитается в авторитарной стране, поскольку это или правая, или левая рука главы государства, однако не имеет конституционного статуса. Он не министр, не руководитель ведомства, он такой же безликий, как премьер-министр, о котором в Основном законе только упоминается, что такой существует – и не более.
Отсутствие президента Узбекистана на этом саммите еще раз подтвердило факт осторожного, если не сухого отношения официального Ташкента к этой интеграционной структуре. Нужно заметить, что Узбекистан постоянно мечется то к СНГ, то к ГУУАМ, то ШОС, то к ЭКО, а то вспоминает, что под боком-то есть Организация Центрально-Азиатского сотрудничества, которая как была аморфной и призрачной десять лет назад, так и остается сегодня такой же. Конечно, Ислам Каримов мечтал, чтобы Узбекистан вошел в Европейский Союз или НАФТА, неплохо бы стать членом АСЕАН, этим самым утеря нос коллегам по Содружеству и тем более по региону, но это – несбыточные мечты, по крайней мере, еще 50-100 лет.
На Ялтинской встрече ГУУАМ намечалось согласование вопроса о введении единой торговой зоны. Вопрос весьма важный и актуальный, потому что такой зоны не существует ни в рамках СНГ, ни Центральной Азии, хотя подписано не мало документов на сей счет. Видимо, Узбекистан не надеется, что эта проблема будет решена и в формате ГУУАМ, хотя президент Грузии Эдуард Шеварднадзе считал, что существует возможность поставить все точки над “и”.
В последние годы Ташкент мало интересует экономика, хотя она всегда ставилась краеугольным камнем во взаимоотношениях с другими государствами. Все больше узбекскую власть волнует политические аспекты, которые ранее игнорировались. Если где-то нужно подписать документ о борьбе с преступностью, экстремизмом и терроризмом, то Ташкент тут как тут. А если поднимаются аспекты кооперации, торговли, валютного регулирования, то у правительства Узбекистана нет времени (ресурсов, желания и т. п.). И это удивительно, ибо находясь в состоянии зажатости соседями, которые в любой момент могут перекрыть все входы-выходы, Ташкент не особенно утруждает себя вопросами развития транспортных коммуникаций, а ведь именно об этом говорилось на саммите в Ялте.
Присутствие госсоветника президента Узбекистана на совещании – это призрачный намек на то, что ГУУАМ – это еще не ТРАСЕКА, не та организация, ради которой Узбекистан бросит все дела и примчится, но с другой стороны, это подтверждение того, что все зависит от реального исхода совещания. Если торговая зона заработает, а транспорт сдвинется с места, то узбекское правительство вновь вернется в ГУУАМ (то есть там опять засияет буква “У”).
Как всегда, Ташкент ждет, что кто-то будет работать и наработает, а он придет и снимет сливки. Впрочем, так происходит всегда...
9.06.2003



Другие статьи в литературном дневнике: