Экономика в смирительной рубашке.

Алишер Таксанов: литературный дневник

К ЧЕМУ ВЕДУТ УЗБЕКСКИЕ РЕФОРМЫ


7.11.2004. Когда с высоких трибун несется голос: «В период независимости узбекистанцы значительно подняли свой материальный достаток», то невольно хочется закрыть глаза и представить этого человека, одетым в смирительную рубашку и препровождаемого санитарами в отдельную палату. Ибо только сумасшедшие счастливы и не осознают, что происходит вокруг них в реальности. Складывается впечатление, что вся армия чинуш –это или клиенты психиатрических клиник, или живут по иным денежным меркам, чем простые граждане.


Один высокопоставленный чиновник, который по должности уже должен быть умным, на саммите Европейского банка реконструкции и развития в Ташкенте (май 2003 год) сообщил весьма глупую новость, что 12 тыс. сумов вполне достаточно, чтобы жить хорошо. Если бы курс 1 сума равнялся 1 доллару, то жизнь, действительно, казалось бы малиной. Но - увы, увы! - эта сумма равнялась стоимости проездного в городском транспорте. Теперь этот чиновник слывет среди народа как показатель экономического недоразумения нашей страны.


Была попытка искусственным путем понизить цены на продукты. Например, все помнят показуху, когда перед участниками ЕБРР на Алайском рынке выставляли цены, которые в 10 раз были ниже реально существующих. Естественно, никто по этим «установкам» не продавал ни мясо, ни рис, ни масло, ни помидоры, но стоявшие у прилавка с честными лицами уверяли гостей: это настоящая цена. Правда, после их ухода происходила «гиперинфляция», и бабушек, которые подбегали с десятками и пятидесятками с целью «нажиться» на «скидках», ожидал шок.


Показушная экономика – это трагедия Узбекистана, а не фарс. Почему-то считается, если создать атрибутику рынка – биржи, акционерные общества, фондовый рынок, приватизацию и разгосударствление, банки, страховые общества, то все как-то наладиться. Может, оно бы так и было, если бы правительство не запустило внутренние механизмы, которые по сути отражают административно-командную систему управления. То есть на объективные законы экономического развития пытаются надеть смирительную рубашку субъективного мнения чиновника.
Врачи во власти выявили болезнь: вот люди не ходят в супермаркеты, принадлежащие афелированным лицам из правительства, - почему? Наверное не потому, что там высокие цены, а потому что есть мощный конкурент – оптовые базары, куда челночники скидывают привезенную продукцию. Диагноз: мелкооптовая торговля мешает экономике Узбекистана. Рекомендуемое лечение: поднять уставной фонд для фирм, осуществляющих мелкооптовую торговлю, заставить их иметь собственные склады, поднять таможенные пошлины на импорт челночников. Получили побочный эффект: поднялись цены, исчезла продукция с лавок, народ устремился в соседние республики, где и ассортименту побольше, и цены приемлемы.


Принимается вновь решение: закрыть дорогу в Казахстан. Пограничники и таможенники грудью встали на пути людского и товарного потока. Побочный эффект: увеличилась контрабанда. И так будет по бесконечности, потому что правительство думает, что общественные законы можно направлять по своему усмотрению, например, настроив их под идеологию национальной независимости и узбекскую модель развития.


Или взять аграрный сектор. Фермеров заставляют сажать хлопок, что изымает у них значительны ресурсы: землю, воду, технику, труд, финансы. А результат весьма сомнителен. Потому что урожайность низкая (20 ц/га, тогда как в Израиле, например, 50 ц/га). Идет деградация почвы, нарушается экосистема. Фермеры не получают то, что у них под видом госзаказа скоммуниздили чиновники, которые, кстати, получают неплохой «навар» от продажи хлопка за границу. Вот бы где правительству подумать о т.н. «посредниках». Как бы не так! Ведь в АВЭС, коммерческих внешнеторговых фирмах сидят свои люди, зачем же отказываться от теплых мест?


В результате таких полуреформ экономику начинает колотить, потому что в пограничном состоянии должно быть два пути: или катарсис или выздоровление. Идеологии Ислама Каримова, отказавшись от медикаментозного решения и хирургии, переходит на психотерапию: начинается массовый гипноз населения. Средства массовой информации бубнят об исключительности развития Узбекистана, особенности гражданского и демократического строительства, которое никак не подходит под европейские и иные стандарты. Ислам Каримов выработал свой «узбекский стандарт», который стал, оказывается, так и мечтают перенять другие страны. Он даже с гордостью заявил, что российский лидер Владимир Путин используется придуманную им, Исламом Абдуганиевичем, систему кадрового управления: царек назначает, а народные избранники утверждают решение. Явный отход от демократии, но нам начихать на ОБСЕ и Европарламент. Потому что наша смирительная рубашка предназначена только для недемократических стран.


Рыночная стихия им видится в виде разъяренного сумасшедшего, обладающего силой. И лучший способ усмирить его, это надеть рубашку, после чего такая экономика становится кроткой и управляемой. Насколько это отражает реальность? Может, рынок – это весьма эффективная система, которая требует разумных решений и механизмов? Никто не отрицает необходимости государственного регулирования, однако административный ресурс не должен заменять все. И рынок отражает баланс интересов всех участников, здесь море плюрализма собственности, идей и решений, то есть то, что диктует политическая и экономическая демократия. Именно этого не наблюдается в Узбекистане, которому пророчат Великое будущее.


Только долго это продолжаться не может. Уже есть «ласточки», предвещающие бурю. Выступление предпринимателей в Коканде – это одно из свидетельств того, что смирительная рубашка режима не может удержать то, что должно развиваться естественным путем. И даже авторитет «человека, определившего эпоху» вряд ли хватит повлиять на грядущие события.



Другие статьи в литературном дневнике: