Культур-мультур... турист давай!

Алишер Таксанов: литературный дневник

На сайте Государственного информационного агентства «УзА» прочитал заметку «Пути развития и популяризации культурного туризма в странах Шелкового пути» от 23.10.2008. Узнал, что в Ташкенте состоялась международная конференция, и ее организатором была представитель Узбекистана в ЮНЕСКО в Париже Лола Каримова, дочь диктатора. И понятно, что там будет заявляться с трибун: «в нашей стране развитию туризма уделяется особое внимание. В результате проводимых под руководством Президента Ислама Каримова широкомасштабных реформ кардинально изменилась и туристическая инфраструктура Узбекистана». А разве могут сказать иначе те, кто на халяву прибыл сюда? Не уверен, что ЮНЕСКО оплатила расходы для сотрудников на это третьестепеной важности мероприятие, все покрыл государственный бюджет Узбекистана – раскрутку собственного «я».


Дальше идет куча всяких фраз, поясняющих, что делает ЮНЕСКО и какова роль Великого шелкового пути для интеграции стран континента. Тема избитая и не представляющая особого интереса. Исключением является только то, что упор делается на культурный туризм и что под брендом «Шелковый путь» работает вся туристская отрасль Узбекистана. Я не стану повторять, что говорили выступающие, - это можно прочесть на сайте «УзА». Только скажу, что обычно для популяризации туристского направления приглашаются не чиновники, пускай и международного масштаба, а те, кто работает с туристами и занят в этом бизнесе, - турфирмы, гостиницы, СМИ, транспортники, рестораторы и пр. Именно их мнение следует выслушивать. Но почему-то в списках участников конференции журналисты их не упомянули (или забыли, или просто не пригласили), видимо за них всех отдувалось руководства Национальной компании «Узбектуризм», которое расписало, мол, раньше было 20 гостиниц, а сейчас – 300, и более 4 тыс. памятников и мест отдыха. Короче, вали, народ, оттянуться и получить удовольствие от путешествия в страну Амира Темура, средневекового захватчика.


Но если участники так долго, солидно, с кайфом и серьезно обсуждают сегодняшние успехи и перспективы узбекского туризма, то хотелось бы знать это на основе каких-то цифр, не пустословия. Конечно, национальная компания «Узбектуризм», ставшая, судя по тому, как она работает с экспертами, одной из секретных учреждений, зубами цепляется в любую бумагу, где приподносятся хотя бы какие-то статданные. Ибо там прекрасно осознают, что цифры могут раскрыть многое, в том числе и не совсем благоприятную обстановку. И все же доступ к показателям имеется, но как это осуществляется – тема другой статьи. Теперь же попробуем рассмотреть, каковы же результаты сферы туризма за первое полугодие 2008 года. Вот что выдает официальная статистика: туристско-экскурсионные услуги составили 11,4 млрд. сумов (или $10 млн.), их доля в общем объеме услуг всех социальных отраслей составила всего 0,1%, хотя темп роста по сравнению с соответствующим периодом 2007 года возрос до 115,4%. Далее: услуги гостиниц, соответственно 24,3 млрд. сумов ($22 млн.), 0,3% и 111,5%. Получается, что за шесть месяцев туризм накрутил оборотов в более, чем $30 млн. Сумма от-но-си-те-ль-но неплохая, если учитывать то обстоятельство, что туристский сезон еще не прошел и до конца года есть время, может, эта сумма и удвоится.


А теперь посмотрим назад, в прошлое. В 1989 году доля туристско-экскурсионных услуг в общей доле всех предоставленных услуг населению составляла 4,9%, а в 1990 году – 4,6%. Смотрите: сейчас – 0,1%, снижение на 4,5 процентных пункта за 17 лет! Какой же тут рост?
А вот еще циферки, не столь приятные для «Узбектуризма»: число туристских гостиниц и баз составляло в 1980 году – 31, в 1986 году – 28, в 1990 году – 27; соответственно, численность мест в них – 5,8 тыс., 8,0 тыс., 9,5 тыс. ; в них лечилось и отдыхало – 558,9 тыс., 1046,0 тыс., 1136,0 тыс. В одной из официозных статей промелькнула цифра, что число туристов в Узбекистане увеличилось до 1 млн. человек. То есть почти 400 предприятий туризма, включая 300 гостиниц и 500 предприятий по изготовлению сувениров обслужили меньше того, что почти 20 лет назад выдавало 27 объектов туристского профиля. Неужели мы пошли экстенсивным путем? Понастроили три сотни гостиниц, а эффект тот же...


В 2005 году туристкая сфера оказала услуг на $27 млн., и если это разделить на 1 млн. туристов, которые теоретически могли присутствовать в Узбекистане, то получается $27 на человека, а если исходить из расчета 500 тыс. туристов, то чуть больше $50 с носа. Для такой страны как Узбекистан, имеющей 300 гостиниц и 500 сувенирных предприятий, а также такого бессменного и умного лидера, как И.Каримов, и его представителя в ЮНЕСКО, как Л.Каримова, это очень и очень мало... Даже стыдно говорить как-то на эту тему... Но гости не стыдились, они же приехали культурно отдохнуть, рассказать нам, как хорошо у нас с туризмом и вообще нам живется тут...


Потом прочитал другую заметку на сайте «Пресс-Уз.Инфо» (Дезинформационное государственное агентство СНБ РУ – прим.А.Т.) под названием ««XIV Международная Ташкентская туристическая ярмарка «Туризм по Шелковому пути», в которой рассказывалось о прошедшей турярмарке. Обычно участники этого форума его называют «междусобойчик», то есть фирмы сидят и пьют чай, обсуждают перспективы. Что касается покупателей, то их не становится больше. Хотя «Узбектуризм» деньги в Фонд развития туризма сдирает в обязательном порядке, не отчитываясь, на что они пошли. Если 1 млн. туристов – это $1 млн. Ау-у, где эти «зеленные»? Не скажет вам З.Хакимов, который на той конференции «остановился на нынешнем состоянии и перспективах сферы туризма в Узбекистане»... Вот бы там и выдал отчетик... Ан-нет, секрет!


Ладно, речь идет о другой статье. Ее автор утверждает: «Ежегодно число участников ярмарки увеличивается. Если в 2007 году в ней приняли участие почти 80 туристических организаций из 21 страны». Если бы Р.Камолов, написавший сею заметку, поднял отчеты предыдущих лет, то узнал бы, что на первой ярмарке было 150 участников из 100 стран мира. Их число заметно сократилось за последние десять лет, но в общем оставалось относительно стабильным с такими незначительными объемами. Претендуя на роль ведущего форума Центральной Азии, рекламируемые 80 участников и 21 страна – это курам на смех... Но об этом не говорилось на конференции ЮНЕСКО о культурном туризме...


Вообще получается, что культура в нашей стране – для избранных, и туризм – не для всех. Вот семейка Каримовыхъ катается по заграницам, а рядовой дехканин этого себе позволить не может... Можно ли говорить с полным серьезом, что граждане республики имеют возможности много путешествовать? Особенно из сельских регионов, где уровень жизни значительно ниже, чем в городах. Так уж получается, что в основном узбекистанцы покидают страну не ради туристско-экскурсионной поездки, а ради заработков в России, Казахстане, на Украине...
До туризма ли им, этим 2 млн. гастарбайтерам?
Зато Лола Каримова собирает толпу из ЮНЕСКО, чтобы поболтать о том, как хорошо развивать культурный туризм на голодный желудок...
Алишер Таксанов


Ниже приведена статья из «УзА»:



«Пути развития и популяризации культурного туризма в странах Шелкового пути»
23.10.2008 (http://uza.uz/ru/business/4308/)


В столичной гостинице «Интерконтиненталь» 23 октября началась международная конференция на тему «Пути развития и популяризации культурного туризма в странах Шелкового пути». В форуме, организованном по инициативе постоянного представителя Республики Узбекистан при ЮНЕСКО Лолы Каримовой, принимают участие представители 50 стран и ряда международных организаций.


На конференции было отмечено, что в нашей стране развитию туризма уделяется особое внимание. В результате проводимых под руководством Президента Ислама Каримова широкомасштабных реформ кардинально изменилась и туристическая инфраструктура Узбекистана. Сформированы новые направления туризма, возведены современные гостиницы, отреставрированы и благоустроены древние исторические памятники и священные места поклонений, проложены новые дороги. Постановление Президента от 17 апреля 2006 года «О мерах по ускорению развития сферы услуг и сервиса в Республике Узбекистан в 2006-2010 годах» стало важным фактором развития и сферы туризма в нашей стране, в том числе культурного туризма.


Узбекистан тесно сотрудничает с ЮНЕСКО в вопросах развития культуры, в том числе туризма. Эта международная организация активно участвует в пропаганде национальных фольклора и ремесел – изготовлении ковров, атласа и адраса, гончарного дела. Юбилейные торжества наших древних городов и великих предков проходят с участием ЮНЕСКО. Города Самарканд, Бухара, Хива и Шахрисабз внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО.


Выступившая на форуме постоянный представитель Республики Узбекистан при ЮНЕСКО Л.Каримова отметила, что Великий шелковый путь был не только торговым маршрутом, но и средством культурно-просветительского сотрудничества. Участие Узбекистана в его возрождении имеет особое значение.


Узбекистан известен во всем мире своими историческими памятниками, местами паломничества и отдыха. Наша страна имеет возможность принимать около одного миллиона туристов в год. С этой точки зрения нынешняя конференция является хорошей возможностью для обмена мнениями по полной реализации туристического потенциала не только Узбекистана, но и всех стран, расположенных на Великом шелковом пути.


Председатель Национальной компании «Узбектуризм» З.Хакимов остановился на нынешнем состоянии и перспективах сферы туризма в Узбекистане, потенциале нашей страны в этом направлении. Удобное географическое расположение Узбекистана, современная транспортно-коммуникационная инфраструктура способствуют развитию индустрии туризма. В настоящее время в стране насчитывается более 4 тысяч исторических памятников и мест отдыха, действуют более 500 предприятий по изготовлению сувениров. В 1993 году в нашей стране было 20 гостиниц, сегодня их число превышает 300.


Заместитель генерального секретаря Всемирной туристической организации Т.Рифаи отметил, что масштабы мирового туризма сегодня велики как никогда. Туризм становится одной из сфер культуры, динамично развивающейся отраслью экономики. Укрепление международного сотрудничества в сфере культурного туризма расширяет возможности обогащения культур народов, взаимопонимания и информированности.
По мнению главы представительства ЮНЕСКО в Узбекистане А.Паолини, по мере популяризации исторических памятников растет и число туристов, их посещающих. В таких условиях необходима активизация международного сотрудничества и обмена опытом в целях совершенствования охраны исторических памятников. В этом отношении достойна внимания осуществляемая в Узбекистане широкомасштабная работа.


На форуме особо отмечалось, что Великий шелковый путь способствовал развитию не только торговли, но и культурно-просветительскому сотрудничеству. К примеру, специалистами установлено, что в древности на территории нашей страны были буддистские храмы, а в Китае – мечети. Это говорит о существовании давних научных и культурных отношений между нашими народами.


Актуальность культурного туризма обусловлена тем, что сегодня туристов, наряду с отдыхом и знакомством с достопримечательностями, интересует климат, география, образ жизни народа, его культура и искусство, национальные ремесла и кухня и многие другие культурно-духовные ценности посещаемой страны.


Представители Японии, России, Китая, Афганистана, Болгарии, Ирака и других стран говорили о перспективах культурного туризма, роли Великого шелкового пути в развитии культурных связей между народами. Участники конференции обсудили вопросы стабильного развития культурного туризма, сотрудничества и обмена опытом, совершенствования туристической инфраструктуры, активной и широкой пропаганды культурного туризма, поддержки программ по исследованию особенностей Великого шелкового пути, содействия разработки общих туристических маршрутов по Великому шелковому пути и другие.
На форуме была принята резолюция, направленная на поддержку развития культурного туризма в странах Великого шелкового пути.
На конференции выступил заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан, председатель Национальной комиссии Республики Узбекистан по делам ЮНЕСКО Р.Касымов.


Ниже приведена статья из сайта «Пресс-Уз.Инфо»



«XIV Международная Ташкентская туристическая ярмарка «Туризм по Шелковому пути»
14.11.2008/16:25 Туризм сегодня является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. В настоящее время он превратился в индустрию международного масштаба, занимающую по доходам третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.


Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании внутреннего валового продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, т. е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития.
В этой связи, стоит отметить прошедшую XIV Международную Ташкентскую туристическую ярмарку «Туризм по Шелковому пути». В мероприятии, организованном Национальной компанией «Узбектуризм», приняли участие представители отечественных и иностранных туристических фирм, компаний и гостиниц, специалисты сферы, ученые и эксперты, сотрудники действующего в нашей стране дипломатического корпуса.


В дни проведения международной туристической ярмарки было отмечено, что наша страна, расположенная в центре Великого Шелкового пути, все больше привлекает туристов своими историческими памятниками, неповторимой культурой и традициями, а также живописной природой. Мощным стимулом для этого является Постановление главы государства от 17 апреля 2006 года «О мерах по ускорению развития сферы услуг и сервиса в Республике Узбекистан в 2006-2010 годах».


Особое внимание уделяется развитию международного туризма, оказанию услуг и сервиса. Соответствующая инфраструктура совершенствуется из года в год, разрабатываются новые туристические маршруты, связанные со спортом, культурой, экологией и историей. Развитию сферы в немалой степени способствует и возведение современных гостиниц, ремонт существующих путей сообщения, их расширение и постройка.


Основной целью проведения XIV Международной Ташкентской туристической ярмарки «Туризм по Шелковому пути» накануне 2200-летнего юбилея нашей столицы является ознакомление мировую общественность с высоким туристическим потенциалом нашей страны, расширение и дальнейшее укрепление сотрудничества с иностранными туристическими компаниями.


Ярмарка, которая регулярно проводится с 1995 года, стала крупным международным форумом не только в Узбекистане, но и во всей Центральной Азии. Ежегодно число участников ярмарки увеличивается. Если в 2007 году в ней приняли участие почти 80 туристических организаций из 21 страны. В текущем же году ими стали представители более ста фирм и компаний из 23 стран, в числе которых – Казахстан, Россия, Испания, Греция, Латвия, Чехия, Болгария, Кипр, Турция, Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Малайзия, Республика Корея, Украина, Вьетнам, Азербайджан, Туркменистан.


- Не случайно Узбекистан называют «жемчужиной Великого Шелкового пути», – отметил представитель малазийской компании «Embassy Alliance» в странах СНГ Олег Митряков. – Ваша страна обладает всем для привлечения туристов – уникальными историческими памятниками, священными местами поклонения и живописной природой. Именно поэтому Узбекистан, имеющий многовековую историю, неповторимую культуру и традиции, имеет большой авторитет на мировом туристическом рынке. Стоит отметить, что в Узбекистане последовательно развивается сфера туризма, создаются удобства для организации увлекательного отдыха путешественников. В Малайзии огромен интерес к культуре вашей страны, ее истории и современности.


В мероприятии, где участвовали представители международных туристических фирм, национальных туристических компаний, гостиниц и ресторанов, музеев и других организаций, были представлены туристический потенциал республики и предлагаемые услуги, экспонаты, изображающие природу и исторические памятники, изделия народного ремесленничества, фотоэкспозиции. Посетители ярмарки ознакомились с дробной информацией и литературой об экотуризме и спортивном туризме, авиатранспорте, гостиницах, услугах страхования и банков, деятельности национальных и региональных туристических организаций, туроператоров и агентств.


- Несомненно, любого туриста привлекают культурные, исторические и архитектурные памятники нашей страны, в частности, Самарканда, – сказал директор частной туристической фирмы «Ширин сайёх» в Самарканде Гули Рахматуллаева. – Наша компания ежегодно принимает более 3000 иностранных туристов. Наряду с этим, каждый год мы направляем около 2000 туристов в такие страны, как Россия, Украина, Турция. Исходя из интересов и пожеланий туристов, разрабатываем разнообразные туристические программы. Гости довольны качественным обслуживанием.


В рамках двухдневной ярмарки состоялся обмен опыта с иностранными специалистами по широкому привлечению туристов в нашу страну, были подписаны соглашения о сотрудничестве с иностранными туристическими компаниями, а также прошло обсуждение по реализацию ряда совместных проектов.
Автор: Кудрат Камолов



Другие статьи в литературном дневнике: