Одноклассники, однокурсники. Кого еще не посадили?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Есть такой интересный сайт «Одноклассники.РУ», его, наверное, знает каждый четвертый в бывшем Союзе, во всяком случае, несколько десятков миллионов граждан уже зарегистрировались. Хорошая была идея у его создателей – помочь одноклассникам и однокурсникам, кого жизнь разбросала по шарику, через много-много лет встретиться хотя бы в киберпространстве. Конечно, ушлые чекисты наверняка использовали базу данных портала для собственных интересов, сами посудите: каждый сам на себя сделал досье, плюс фото приложил, указал с кем имеет дружеские связи и кому имеет положительные или отрицательные эмоции.


Ладно, дело не в этом, а в том, что нашел я некоторых своих товарищей по школе и институту. И многое они мне рассказали о себе и других: кто, где, как, почему, за что, в связи с чем и прочее. Одни были осторожны в написании писем, другие не особенно сдерживали себя в чувствах, в третьих сразу же замкнулись. А были такие, которые избегали этот сайт, но про их судьбу мне рассказали однокурсники-одноклассники, вступившие со мной в переписку.


Так вот, летом один из однокурсников по планово-экономическому факультету Ташкентского института народного хозяйства мне написал: «Слышал – нашего секретаря комбюро посадили?» Я вначале стал пересчитывать всех тех, кто возглавлял комсомольскую организацию на факультете, и все думал: кого и за что? Может, хозяйственные преступления? - ведь всех нас готовили в экономисты. Ну, при наших реформах несовершить ошибку или ненарушить какое-то положение просто невозможно, специально все так задумано реформаторами: что не сделаешь – уже преступление, а не сделаешь – второе преступление. А может, и теневые операции прокручивал – кто его знает? В таких случаях не удивительно, что руководители фирм, компаний могут быстро попасть за решетку, если вовремя не откупяться или не обретут «крышу» )хотя и это не 100%-я гарантия безопасности).


Ан-нет, этот человек был государственного масштаба, мелочью такой не занимался. И зовут его Агзам Бахрамов. Мы учились на одном факультете, только он на год был старше меня. Являлся секретарем комбюро, а я – редактором газеты «Комсомольский прожектор». На дворе стояли 1980-е года (интересное, скажу я вам, время). После окончания вуза А.Бахрамов преподавал в «нархозе» (так кратко именовали мы ТашИНХ, а теперь Ташкентский государственный экономический университет) на кафедре политэкономии, защитил кандидатскую диссертацию, потом ушел по служебной карьере, если не ошибаюсь, в Кабинет министров, оттуда – руководителем антимонопольного комитета республики, а потом был направлен хокимом Самаркандской области.


В институтские годы был неплохим парнем, мы с ним не один пуд соли вместе съели. Но, видимо, огонь и воду не прошли, потому что не все о нем знал, хотя вначале был ошарашен информацией, что А.Бахрамов оказался замешанным в каких-то махинациях с террористами или нелегальными экономическими операциями, как твердили некоторые сайты. Во всяком случае, И.Каримов его снял с должности, посадил, а на его место поставил другого. Не знаю, что послужило реальной основой такой рокировки и путешествием за решетку, однако некоторые товарищи мне намекнули: брат, это коррупция. А.Бахрамов – это не тот парень, что учил нас комсомольским заветам и обещал построить с нами коммунизм. Времена изменились, стали другими люди, и трансформировались интересы. Теперь людей манит не партбилет и желание строить фантастическое будущее, а звонкие монеты, причем сейчас в кармане. Короче, «люди гибнут за металл» - помните?


Я бы мог подумать, что А.Бахрамова могли подставить те, кто не хотел настоящих реформ, - коррумпированные чиновники, кланы, мафия. Но ведь в государственных структурах нет места честным людям, а те, кто рулит территориями и отраслями, часто сами бандиты в костюмах. Должности покупаются и продаются, карьера делается на трупах и человек шагает по головам других, в том числе и друзей. Разве может честным быть чиновник при режиме И.Каримова? Не знаю, как считают другие, а мое мнение – нет. Нет честных прокурорщиков, милиционеров, чекистов, министров. Потому что сам президент узурпатор и чихает на Конституцию.


Осенью 2005 года я шел по проспекту Узбекистанская, и возле Минэкономики встретил Агзама. Он вышел из служебной машины и хотел зайти в министерство. Мы с ним поздоровались, поболтали о том о сем минуты пять (пускай СНБешники, читающие этот материал не подумают, что готовили «пловно-дынную революцию»), и он поинтересовался, мол, где я и чем занимаюсь.
- Журналист, - коротко ответил я.
Тот замялся:
- Ты какой журналист?
- Оч-чень нехороший, - признался я. – Пишу то, что не любит правительство. Публикуюсь на «нехороших» сайтах...


А.Бахрамов совсем расстроился, сразу поспешил в министерство, хотя выдавил из себя: «Ну... ты там осторожнее». Я то был осторожнее, сразу усек, что готовит для меня СНБ, а вот А.Бахрамов, видимо, переоценил себя, решил, что станет неприкасаемым. Вообще-то неприкасаемым не с точки закона (таких вообще быть не должно в демократическом государстве, но какая там демократия в Узбекистане?!), а с точки зрения режима, ведь прокуратура и МВД не сажает настоящих бандитов и преступников, а лишь по указке и наводке «сверху» тех, кто провинился перед «хозяином». Видимо, в чем-то не угодил. История расскажет потом – в чем.


А недавно мне пишет одноклассница: «Тулкуна Усманова помнишь – посадили!» С Тулкуном мы учились с 1-го по 4-й классы в ташкентской школе № 64, а потом наш класс разделили на «А» и «Б». Мы оказались в разных. И жизнь поставила по разные стороны баррикад. Т.Усманов возглавлял управление в таможенном комитете республики, а потом, как сказали, стал заместителем госсоветника по работе с административными органами. Короче, в феврале 2008 года снимают госсоветника Анвара Набиева, бывшего замгенерального прокурора страны, и сажают в камеру. А потом берутся за его заместителя. Не знаю, чем он «навредил» режиму. Но одноклассница намекнула: «Были темные дела...»


Да, не знаешь, кто из одноклассников, достигнув высоких постов, может потом низко упасть. Сегодня ты – звезда, а завтра ты... - никто! Думаешь порой, мол, такие люди во власти, а вместе же учились, а как изменила их эта власть...
Есть еще один однокурсник – Петр Каримов, сын нашего диктатора. Где-то в Москве живет и работает. К власти не рвется, свои дела делает там, подальше от исторической родины, и никто о нем в Узбекистане не вспоминает, не ругает, но и не хвалит. Поэтому и не мешает кланам, мафии, режиму. А вот племянник И.Каримова – Джамшид, не угодил дяде и сидит в самаркандской психушке.


Вот сижу за интернетом и думаю: «Если кого-то снимают где-то – может, мы вместе в детский сад ходили?» Аууу, мой сад был по улице Шота Руставели, сейчас там парк Сиэтла. Кто сидел со мной на одном горшке, ты где – случайно не в Центральном банке работаешь или в Генпрокуратуре? Значит, скоро посадят?



Другие статьи в литературном дневнике: