Узбекская таможня

Алишер Таксанов: литературный дневник

ДАТЬ «ДОБРО» ИЛИ ЛУЧШЕ ЕГО ОТДАТЬ?
Некоторые таможенные документы рождаются в недрах инстанций, не имеющих отношение к таможне



О проблемах экспортно-импортных операций и отношениях предпринимателей с таможенными службами говорилось на семинаре, которое было организовано компанией «МОСТ», и прошло 28 ноября 2003 года в здании Министерства экономики. Тема «Проблемы и пути совершенствования правовой базы регулирования экспорта товаров в Узбекистане», была интересной и, безусловно, злободневной, и дискуссия ожидалась острой. Потому что с одной стороны баррикады находились опытные и достаточно квалифицированные сотрудники государственных ведомств – начальник управления Таможенного комитета Виктор Чипиг, директор РХО «Узбекэкспертиза» Эркин Назаров, а с другой – прожженные в «боях», искушенные и не менее опытные предприниматели, которые ежедневно сталкиваются с трудностями и решают их.


Встреча была похожа на боксерский раунд, в котором предприниматели и чиновники наносили друг другу удары в вопросах-ответах, а мы – директор ООО «МОСТ» Елена Ильясова и я, журналист, были зрителями. Следует признать, что семинар был весьма впечатлительным по рассматриваемым проблемам и честным в ответах.
Вначале прошла презентация небольшой части исследования Международной финансовой корпорации «Деловая среда в Узбекистане глазами представителей малого и среднего бизнеса». На его проведение Государственный секретариат Швейцарии по экономике вбухал немалые деньги, зато результаты были впечатлительными. Там были отражены как позитивные тенденции, так и негативные. Из опроса 2 тыс. предприятий МСБ выяснилось, что экспортом занималось всего лишь 3% респондентов, а импортом – 6%. Проблемами экспорта были наличие нескольких обменных курсов, продажа 50% валютной выручки для торговых компаний, таможенные процедуры, определение таможенной стоимости товаров, сертификация, стандартизация в стране партнера, необходимость предоплаты, ограничения на использование банковских счетов, необходимость страхования контракта, необходимость банковских гарантий партнером.


Оказалось, что 23% рассматривали возможность заняться экспортом, однако по каким-либо причинам передумали. Их можно считать как потенциальных, но не состоявшихся экспортеров. В отношении таможни в исследовании были приведены следующие высказывания бизнесменов: «Наши (таможенные органы) требуют прохождения сертификации при экспорте товара, хотя страна-партнер не требует прохождения сертификации на этот товар. А Узстандарт сейчас у нас работает с большими временными рамками, месяца 2-3 нужно чтоб пройти экспертизу. Вот скажите, хзачем эта забота о стране партнера?.. Мы – частные компании. Мы рискуем своими собственными средствами, а не государственными. Тогда почему государство должно нам диктовать, на каких условиях работать с партнерами?»


Проблемами импорта были названы: высокие платежи/пошлины, определение таможенной стоимости товара, возможность конвертации сумовых средств в СКВ, ограничение/запрет на импорт некоторых видов товаров, сырья, регистрация импортных контрактов в АВЭС, требования сертификации/стандартизации. Было сказано, что импортеры, которые имеют льготы, не могут их реализовать, так как таможенный пост не имеет права решать подобные вопросы. Приходится импортеру уплачивать все платежи, а потом через суд выбивать возвращения средств. Кроме того, на посту имеется план по сбору платежей, а за возврат средств из госбюджета они ответственности не несут.


После презентации доклада началось выступление В.Чипига, который стал преподносить азбучные истины: какие бывают платежи, кто имеет право на льготы и т.п. Но тут один из участников – руководитель СП – остановил его и напрямик спросил, как таможенники понимают слово «экспорт», потому что в различных справочниках разные трактовки – это либо вывоз товара за пределы страны, либо за пределы таможенной зоны, либо за пределы предприятия, если оно его продало зарубежному партнеру внутри Узбекистана. Началась дискуссия, которая охватила всех присутствующих. Хотя выступление было сорвано, однако был живой и более важный диалог чиновника с бизнесменами. Выяснилось, что подавляющая часть документов, касающихся таможенного регулирования, готовится в министерствах и ведомствах, которые имеют косвенное отношение к таможенной службе. В результате ГТК спускают на исполнение правительственные документы, которые противоречат нормативно-правовым актам различного уровня – законам, кодексам, инструкциям и постановлениям. Принимаются не совсем объяснимые решения, не имеющего конечного смысла, но усложняющие деятельность бизнесменов.


Волновало предпринимателей и вопрос: почему таможенные органы не регистрируют контракты с партнерами из Казахстана и Кыргызстана? Оказалось, что правительство приняло закрытое решение об ограничении торговли с Казахстаном, потому что в конце 90-х годов прошлого века там возникли проблемы финансовой стабильности – падение национальной валюты. Узбекскими экспертами прогнозировалось такое же положение и в Кыргызстане, и поэтому постановлением был «прихвачен» и этот «островок демократии». Несмотря на то, что прогнозы не оправдались, Кабинет Министров Узбекистана не стремиться отменить свое решение.


Было сказано, что политика взаимоотношений между центрально-азиатскими республиками не всегда способствует взаимной торговле. Как ни парадоксально, но порой аспекты таможенного регулирования принимаются местной администрации. Например, узбекский импорт муки из Казахстана был осложнен, потому что аким соседнего казахстанского района приказал пропускать эту продукцию через другой таможенный пост, в котором сидит его зять, а это лишние 70 км. Понятно, что это клановость и коррупция, однако это реальность, с которой импортерам приходится считаться. С другой стороны, установка таможенных постов должно решаться на обоюдной основе: если узбекские власти поставят таможенный пост, то казахстанская решит установить там пограничный, тогда перестрелки и недоразумений не избежать.


Интересна была беседа и с руководителем РХО «Узбекэкспертиза» Э.Назаровым, который говорил о специфике сертификации происхождения. Проблема заключалась в том, что при контракте договора в Агентстве по внешним экономическим связям эксперты стремились уменьшить стоимость продукции, поскольку это было связано с конвертацией сумовых средств в СКВ, а Таможенная лаборатория, наоборот, увеличивала, поскольку требовалось взимать таможенные платежи в бюджет. Реальную стоимость товара было сложно определить. Следует признать, что и сами предприниматели подсовывали «липу», на чем и прогорали.


Между тем, сертификат происхождения позволяет решать и проблему уплаты НДС, пошлин. В частности, пока российские чиновники не приехали в Асаку и не убедились, что узбекские автомашины собираются в большей части из деталей и комплектующих собственного производства, они не собирались снимать таможенные пошлины. Зато из-за этого пришлось закрыть сборку грузовиков «Мерседес» на предприятии Хорезма.


Предприниматели высказывали и сложности регистрации контрактов в таможенных органах. Например, одна из участников пожаловалась, что после оформления его в банке появилась требование получить экспертизу еще и в Госкомприроде. На это ушло время, но когда документы принесли на таможню, там отказались его принимать, ибо прошло свыше 7 дней. В свою очередь в банке отказались снимать информацию о контракте из учетной системы.
- Вы должны были предусмотреть, что потребуется экспертиза Госкомприроды! – сурово сказал Э.Назаров.
- Зачем нужна экспертиза оборудования, которого никто из экспертов Госкомприроды не видел, и его еще нет на территории республики? – возмутилась женщина. На это внятного ответа не последовало.


В настоящее время Узбекистан имеет соглашения о предоставлении режима наибольшего благоприятствования 38 государствам, а 10 странами СНГ подписаны договора о свободной торговле.
Семинар был полезен для всех участников. Хотелось бы, что таких мероприятий было бы больше.
(28.11.2003)



Другие статьи в литературном дневнике: