СНГ - путь формального сотрудничества"Сепаратная, хаотичная интеграция бывших советских республик в мировую экономику, скорее всего, привела бы к зависимости государств (экспортирующих, главным образом, сырье и продовольствие и не имеющих развитой технологической базы) от мировых полюсов экономической мощи – ЕС, США, Японии и Китая, к их превращению в сырьевую периферию мировой экономики", - эта цитата проскочила в статье "Путь цивилизованного сотрудничества", автором которой является Абдукадыр Мансуров. Материал был опубликован в газете Агентства внешних экономических связей Узбекистана "Деловой партнер" (14.02.2005) и фокусировал внимание читателя на том, что Содружество независимых государств имеет перспективы для многих ее членов и что отказываться от этой формы интегрирования не следует. А.Мансуров пишет: "Вероятно, нет сегодня другой крупной международной структуры, кроме СНГ, судьба которой вызывала столь много дискуссий", и мне хотелось бы принять участие в обсуждении проблем и перспектив объединения, сплотившего 8 и 21 декабря 1991 года 11 суверенных государств – бывших советских республик. Впрочем, мне хотелось бы дать оценку некоторых положений статьи и через них высказать личное мнение. Итак, автор утверждает: "Тогда, 14 лет назад, после развала СССР, постсоветские страны стояли перед трудным выбором: либо входить в мировое хозяйство поодиночке, либо ускорить создание собственного интегрированного сообщества". Далее – вышеприведенная цитата о возможности попадания под влияние крупных мировых держав, если государства приступят к сепаратной интеграции. Правда, президенты трех самых крупных и промышленно развитых республик решили иначе. 8 декабря они тихо и скрытно собрались в Беловежской пуще и создали СНГ, о чем заявили ошарашенному Горбачеву. Центрально-азиатским республикам на тот момент было страшно существовать в мировой хозяйственной и политической системе и они присоединились к новому образованию через две недели, правда, до этого проведя ряд совместных встреч и консультаций. СНГ – это структура, которая в первые годы была направлена на разрешение конфликтов между республиками, а их, увы, накопилось и было множество. На встречах глав государств, правительств, ведомств поднимались острые противоречия, касающиеся государственного внешнего долга экс-СССР, союзной собственности и активов, парка воздушных, морских судов, железнодорожного транспорта, и, безусловно, стратегических и тактических вооружений. Немаловажное значение играли и те обстоятельства, что Россия неожиданно ввела новые денежные знаки, поставив остальные республики в состояние шока, а в условиях полутоварной экономики у них назревал экономический и социальный кризис. А политический уже горел: в 1992 году началась гражданская война в Таджикистане, между Кишиневым и Тирасполем вспыхнул вооруженный конфликт. Бои продолжались между Арменией и Азербайджаном, а руководитель Грузии Гамсахурдия привел страну к сепаратизму и войне с автономной Абхазией. Таким образом, в те годы СНГ, с одной стороны, была формой относительно цивилизованного развода 12 супругов одной семьи, а с другой, урегулирования политических противоречий, корни которых лежали очень глубоко в истории СССР. И удивительно, что мы не повторили балканского сценария, хотя, как было сказано выше, кое-где он проявился. Это можно назвать первой стадией развития Содружества. Тогда никто не ставил вопросы о совместном вхождении в мировую хозяйственную систему, хотя А.Мансуров считает иначе. Был один простой и примитивный принцип: каждый сам за себя. Россия стремилась отделаться (и это она сделала) от своего среднеазиатского "подбрюшья", Кавказ ориентировался на Турцию, Иран, Арабский Восток, получив оттуда определенную поддержку, а Молдова – на Румынию. В этот момент все были отданы сами себе, как, впрочем, и желали, согласно принятым декларациям о независимости. Уверяю вас, СНГ не ставило вопросы совместного участия в мировой экономике. Оно решало вопросы внутреннего характера – улаживании споров между республиками и выработке решений по взаимовыгодной кооперации. Дело в том, что технологически многие производства, находящиеся в разных республиках, имели одну основу, и их разрывы были болезненными для всех. Вот почему в первые годы СНГ испытало сильный экономический спад. Перестали идти дотации и банковские трансферты, резко все перешли на расчеты по мировым ценам и по мировым валютам, которых, кстати, у стран было немного. И с другой стороны, прошла эйфория, что каждая страна представляет особый и неповторимый интерес для мирового сообщества. Мы столкнулись с хищным капитализмом, где действуют иные законы. Нам ставили таможенные и визовые барьеры, протекционизм и транспортные коммуникации, транзитные тарифы сильно ударили по нашим экспортным возможностям. Европе и Юго-Восточной Азии не нужен был конкурент, да и продукция постсоветских республик не была высокотехнологичной и конкурентоспособной на мировых рынках. И мы до настоящего времени интересуем мир только сырьем – не больше. К примеру, Узбекистан в дальнее зарубежье в основном экспортирует хлопок, энергоресурсы, цветные и черные металлы, а импортирует готовые изделия и продукты питания. Россия, которая считается одной из передовых государств СНГ, между тем не стыдится пополнять свой бюджет за счет экспорта нефти, цена на которую столь благоприятна для нефтедобывающих стран. Поэтому страны СНГ все равно представляют интерес для других как сырьевой придаток, как это не печально. А.Мансуров утверждает, что "Страны Содружества выбрали иной путь, путь "близкой" интеграции, взаимовыгодного экономического сотрудничества и совместного скоординированного выхода на мировые рынки товаров, услуг, капитала". Я абсолютно не согласен с этим мнением. Узбекистан никогда ни с кем не координировал свои позиции по выходу на мировые рынки – в этом Ислам Каримов был принципиален и жесток. Скажите мне, с кем вел консультации Ташкент, прежде чем продавать хлопок-сырец или золото? Неужели мы с Баку, Ашгабадом, Душанбе, Бишкеком и Астаной устанавливали единую продажную цену на хлопковую продукцию, или все же ориентировались на цены Ливерпульской биржи? Видя в интеграции только влияние Москвы, Ташкент пытался наладить узкоформатную интеграцию: так, в рамках Центральной Азии была оформлена новая структура. Вначале это было Единое экономическое пространство, затем оно четыре раза меняло вывеску, однако реальностью для всего региона не стало. Организация Центрально-Азиатского сотрудничества (последнее название этой структуры) обладает теми же недостатками, что и СНГ. Она аморфна, без силы влияния, не способна к действиям. Ибо не обладает механизмами исполнения принятых решений и слишком персонифицирована. То есть, если Ислам Каримов невзлюбил Нурсултана Назарбаева или Аскара Акаева, то это отразится на приграничной торговле, поставках газа, транзите грузов, банковских трансферах, визовых отношениях и прочем. Подобное повторилось в ГУУАМ, ЭКО и, вполне вероятно, будет в ШОС. Автор статьи пишет, что "СНГ не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. В нем много подразделений, но особое, его "мотор", фактически исполнительный орган – Экономический совет – обеспечивает выполнение ключевых соглашений, решений и протоколов Советов глав государств и правительств". Этот "мотор" давно работает вхолостую. Поясните мне, как возможно выполнение каких решений со стороны Экономического совета, если у него нет наднациональных полномочий? В этой связи мне не понятна фраза Ислама Каримова, заявившего в интервью "Независимой газете", что СНГ "не способно принимать самостоятельные решения". Безусловно, невозможно требовать от врача лечения больного, если ему не дали инструментов, лекарств, перевязочных материалов и оборудования. А Ташкент всегда был против того, что бы Содружество имело статус субъекта международного права, надправительственные функции. Поэтому Исполком СНГ – это просто контора чиновников, которые получают деньги от своих стран, чтобы протолкнуть свои идеи в общие планы СНГ. А на эти планы, впрочем, всем главам республик глубоко начихать. Автор добавляет: "Данное подразделение призвано содействовать свободному перемещению товаров, услуг, рабочей силы, капиталов, выработке согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики, сближению методов регулирования деятельности, созданию благоприятных условий для развития прямых производственных связей". Такое впечатление, что А.Мансуров "скатал" эту цитату из Устава или иного нормативного положения о статусе Экономического совета СНГ. Но написанное – это еще не сделанное. Вспомним, что в рамках СНГ с 1991 года принято около 1200 документов различного профиля и характера, но кто может подсчитать, сколько из них реализовано или действует? Даже те, что уже в какой-то мере реализовались (например, о разделе собственности и активов), ныне вызывают раздражение у кое-кого. Вот недавно российский президент Владимир Путин заявил, что Россия несправедливо много взяла на себя от бывшего СССР, например, его внешний долг. Ташкент как-то намекнул, что зря в свое время отказался от своей доли в союзной собственности морских судов. Это означает, что потенциальная возможность пересмотра ранее принятых решений СНГ вполне имеется. А к чему это приведет? Естественно, не к "попытке найти наиболее приемлемый способ существования стран, без ущемления экономических интересов государств-партнеров, с учетом стратегических целей каждого из них и достижением максимальной выгоды от сотрудничества", как замечает автор в газете "Деловой партнер". Непонятно, как сближать валютную систему? Переходить на единую, как на "евро" в Европе? Или заставить одну страну признавать валюту другой, например, Россию – узбекский сум? Это решает не правительство, а экономика. Мы, например, много лет заявляли, что узбекский сум – самый устойчивый, и в тоже время я не мог в банке конвертировать его в американские доллары или, на худой конец, российские рубли. А про рынок труда и говорить не буду. Более 1,5 млн. узбекистанцев практически без социальной защиты трудятся на просторах постсоветского пространства, потому что родина не дала им нормальных заработков. Но что сделано в этом направлении по линии СНГ? Если и приняты какие-то положения, то они не облегчили участь наших соотечественников за рубежом. А в Узбекистане вообще не приняты многие международные пакты, например, о беженцах. Реальность показывает, насколько хороши условия для инвестиции. Многие мои друзья-предприниматели перевели свои капиталы в Казахстан, потому что условия для малого и среднего бизнеса там лучше. СНГ не создало равных условий для инвестиционного климата, каждая республика это делает по своему, тогда чему удивляться? Недавно Ислам Каримов подписал указ о дополнительных условиях для зарубежных инвестиций, забыв, что в мае 2003 года он принимал такое же решение. Подобные акты, между прочим, имели место и ранее. То есть, имеется куча документов, однако за ними нет фактического исполнения. Это самое же касается и Содружества – на бумаге есть, а на границе, сталкиваясь с пограничником, полицейским и таможенником и другими чиновниками, ощущаешь, что нет такого сообщества. Единственное, что реально работает – это Договора коллективной безопасности, о координировании спецслужб в борьбе с организованной преступностью и терроризмом и кое-что из этой военно-полицейской области. Ныне СНГ вступает в третью стадию, кстати, не решив многого из второй. Просто геополитические условия после 2001 года изменились в мире, и это не могло не наложить свой отпечаток на постсоветское пространство. На СНГ пристально смотрят США, Европа, Китай, Арабский Восток, и каждый хочет внести свою частичку "я" в эту структуру. Как ни крути, а республики уже давно в сфере влияния крупных региональных и мировых держав. Украина – Европы и Польши, Туркменистан – Ирана и Турции, Грузия и Азербайджан – США и Турции. Кое-кто из республик ставит вообще вопрос о целесообразности своего нахождения в СНГ… Жизнь покажет, к чему приведет эта третья стадия… 19.04.2005
© Copyright: Алишер Таксанов, 2008.
Другие статьи в литературном дневнике:
|